Москва
6325

Как наша землячка стала лицом Московского метрополитена

Выпускница БГУ сделала карьеру в российской столице и мечтает реализовать экопроект на Байкале

Фото: личный архив Н. Доржиевой

На первом этаже московской гостиницы «Азимут», где расположилось уютное кафе новосибирского ресторатора Дениса Иванова, спокойно и малолюдно. Наша встреча проходила в то время, когда в российскую столицу съехались хакеры со всего мира, чтобы сделать большой совместный проект с Московским метрополитеном. 

Об этом и многом другом мы поговорили с Надеждой Доржиевой, которая после окончания Бурятского государственного университета переехала в Москву и сегодня возглавляет пресс-службу Московского метрополитена и Московского центрального кольца (МЦК). 

- Надежда, в начале расскажи немного о себе. 

- Я окончила Иволгинскую среднюю школу, которая не так давно отметила свой вековой юбилей. Моя мама Ринчин-Ханда Бальжиновна проработала там много лет. Хотя она на пенсии, но до сих пор активно участвует в жизни школы. Для нее школа - это вся жизнь, она является преподавателем химии и сейчас продолжает помогать ученикам - готовиться к экзаменам, ЕГЭ. 

В Иволгинскую школу я пришла во второй класс, когда семья переехала из  Курумкана. Часто вспоминаю свою классную руководительницу Эмилию Львовну Вахрунову, которая учила нас с 4 до 11 класс. Кроме своего основного предмета - русского языка и литературы, она делала много других, так, скажем, нестандартных вещей, которые для сельской школы были удивительны. Например, мы ездили на экскурсию в Кяхту, воспринимая это как маленькое путешествие. Помню, как однажды мы всем классом приехали в ресторан «Баргузин», где Эмилия Львовна учила нас этикету, как подают приборы, как должны вести себя девочки и мальчики. Я очень благодарна ей за это. 

- Судя по всему, школа сильно повлияла на тебя в момент становления личности... 

- Да, школа дает ту базу, которая формирует личность, на которую ты можешь опираться в жизни. Нужно отметить, что сегодня выпускники Иволгинской школы проживают по всей России и далеко за ее пределами. 

- Насколько я знаю, у тебя большая семья. 

- Нас у родителей пятеро. Я благодарна маме и папе за то, что росла достаточно свободным ребенком. Так как училась хорошо и была дисциплинирована, меня сильно не контролировали. Мой папа Чингис Ганданжапович с детства привил мне любовь к хоккею. Помню, мы заранее готовились к матчам, кричали и болели за нашу сборную, сидя перед телевизором. А когда папа с моим племянником Эрдени приезжали ко мне в Москву, мы вместе осуществили давнюю мечту и сходили на хоккейный матч. Счастью тогда не было предела. 

Сейчас я езжу на чемпионаты мира по хоккею и каждый раз вспоминаю своего любимого папу, которого, к сожалению, не стало. От папы же у меня и знания о великих хоккеистах советской эпохи. Поэтому, когда мне посчастливилось лично познакомиться с Владиславом Третьяком, нам было о чем поговорить. 

С прославленным советским хоккеистом, президент Федерации хоккея России Владиславом Третьяком

- Почему ты решила поступить на экономический факультет? 

- Мой одноклассник, школьный друг Геннадий Эмдейн как раз учился там. Он мне и посоветовал поступить именно на этот факультет. Выбор был больше не из-за специальности, а из-за атмосферы. Так как Гена много рассказывал о том, какой дружный факультет и веселая студенческая жизнь. 

Мои сестры Туяна, Номина и Лена еще до моего поступления в институт часто говорили, что студенчество - самая золотая пора и нужно наслаждаться каждым моментом. Об этом я постоянно говорила и своим одногруппникам. Мы «тянули» друг друга, вместе готовились к экзаменам, ставили концерты «Студенческой весны». Мы были вторым выпуском факультета экономики и управления Бурятского государственного университета. Плотно изучали языки, включая бурятский. Ведь будущие госслужащие республики должны знать свой родной язык. 

- Кстати, что ты думаешь о будущем бурятского языка? 

- Мои старшие сестры и мой младший брат гораздо лучше говорят на бурятском. Я ответить смогу, но многое не понимаю, а племянники не говорят и не понимают. Меня радует, когда появляются разные проекты по возрождению языка и традиций. Надеюсь, что мы сможем сохранить нашу культуру и язык. 

- В БГУ ты выбрала специализацию «менеджер по туризму»? 

- Да. На старших курсах мы проходили практику все лето, работали в Бурятии и Иркутской области в различных санаториях, на Байкале пытались понять, что такое туризм. Проводили встречи с главами районов республики, пропагандируя организацию правильного туризма, подкрепленного административной поддержкой. Одно лето мы работали на Байкальском прибое. Все побережье было завалено мусором, и  было принято решение администрацией Кабанского района поставить шлагбаум и взимать плату, чтобы потом нанимать машины для вывоза мусора. Тогда это было сделано силами туристов, то есть нашими. Нам приходилось  убирать за туристами мусор, вести пропаганду защиты природы Байкала. Но это воспринималось в штыки. Сейчас, время от времени приезжая на Байкал, мне грустно видеть, что, к сожалению, с того момента ничего не поменялось. Отдыхающие продолжают активно пользоваться природой, абсолютно не ценя то, что им дано. Я считаю, что людей нужно учить экологии, рассказывать, чем чреваты для природы Байкала последствия их отдыха, вести образовательные программы в школах. На мой взгляд, это должна быть многолетняя государственная программа, которая бы охватывала все слои населения и различные каналы коммуникации. Надеюсь, что когда-нибудь программа сформируется и начнется ее реализация. Я бы с удовольствием присоединилась к рабочей группе, если таковая будет создана. 

- После окончания университета тяжело было найти работу?  

- В начале 2000-х в Улан-Удэ вчерашнему выпускнику было практически невозможно найти работу. В то время не было специальных сайтов по поиску работы, да и Интернет тогда не был особо развит, устроиться в основном можно было только по знакомству. Тогда я поняла, что нужно предпринимать какие-то конкретные шаги. Написала резюме, распечатала его и пошла по улице Ленина, заходя буквально во все организации. Тогда я и зашла в Министерство культуры, здание которого и по сей день находится на этой улице. Нашла отдел кадров, отдала им свое резюме и сказала, что ищу работу. Мне повезло, им требовался человек на декретную ставку. Вот так я стала секретарем министра культуры республики. Тогда этот пост занимал Владимир Борисович Прокопьев, который с теплотой принял меня, поддерживал и всегда был добр ко мне. 

Спустя годы осознаю, что мне по жизни везет с коллективом и с руководителями. 

- Когда переехала в Москву, там также везло? 

- Мои «золотые» команды  в компаниях «Эксмо», «Аэроэкспресс», МЦК, где благодаря слаженной команде я смогла реализовать много интересных задач. Сейчас руковожу пресс-службой Московского метрополитена. 

- Надежда, расскажи про проект Transport Hackathon, где мы встретились. 

- Международный конкурс разработчиков Transport Haсkathon, который впервые проходил в Москве, организован при поддержке крупнейшей транспортной организации Международного союза общественного транспорта (МСОТ) и фонда «Молодежь за общественный транспорт» (Youth for Public Transport). В нем приняли участие более 50 программистов и web-дизайнеров из разных городов России и 15 зарубежных стран. В течение трех дней специалисты разрабатывали предложения и проекты для улучшения качества обслуживания пассажиров метро и других видов городского транспорта столицы. Это очень большой и интересный проект. Мы проводили для них экскурсию, многие из них были впервые в Москве. Показали достопримечательности, прокатились по Московскому центральному кольцу. Они были под большим впечатлением от того, как на МЦК тихо, красиво и чисто. 

- Как давно ты работаешь руководителем пресс-службы Московского метро? 

- В Московском метро я работаю около двух лет, в транспортном комплексе - более шести лет, руководила пресс-службой в компании «Аэроэкспресс», которая обеспечивает железнодорожное сообщение между центром Москвы и тремя аэропортами. Позже меня пригласили оказать информационную поддержку запуска Московского центрального кольца. Для столицы это очень значимый проект. Обсуждение запуска Московского центрального кольца начиналось еще при правлении Лужкова, но реализовать его удалось только в 2016-м. Помню, раньше все  интересовались: на станции метро «Ленинский проспект» в центре зала была лестница, которая вела в стену. Оказалось, что в 60-х годах метростроители,  когда возводили станцию «Ленинский проспект», заложили переход из метро на Московскую окружную железную дорогу (современное название - МЦК). Они предполагали, что рано или поздно окружную железную дорогу задействуют для пассажирских перевозок. И вот 10 сентября 2016 года президент России Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Собянин дали старт пассажирскому движению по МЦК. Сейчас МЦК ежедневно перевозит более 420 тысяч человек, а с момента запуска перевезли уже более 135 млн человек. 

Президент РФ Владимир Путин с мэром Москвы Сергеем Собяниным на станции «Лужники» Московского центрального кольца. Фото: kremlin.ru

- Москва 15 лет назад и Москва сейчас - это сильная разница? 

- Город кардинально изменился. Здесь стало удобно, комфортно и интересно жить. Должна сказать, что все позитивные изменения произошли в Москве с приходом Сергея Семеновича Собянина. Я рада, что являюсь свидетелем всех этих изменений. Очень люблю показывать город туристам, рассказывать, как сильно он изменился, и показывать его нынешнюю красоту. 

Справка
Московский метрополитен открыт в 1935 году. 44 станции из 206 признаны объектами культурного наследия, 14 линий метро, включая МЦК и монорельсовую транспортную систему. Более  50 000 сотрудников работает в метро. Московское центральное кольцо было запущено 10 сентября 2016 года. МЦК - это 31 станция, 14 пересадок на местро, 6 - на пригородные электрички. МЦК позволило разгрузить станции Московского метрополитена и центральные железнодорожные вокзалы столицы. Крупнейший транспортный проект, сравнимый по масштабу с пуском первых линий Московского метрополитена 80 лет назад.

Автор: Ольга Гатапова

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях