Учащиеся пятых и шестых классов на глазах у взрослых избили ребенка. По неподтвержденным данным, жертва конфликта – ученик третьего класса, который страдает эпилепсией. 

Все против одного

На прошлой неделе общественность шокировала запись в популярном анонимном паблике республики, в которой очевидец рассказал об инциденте в одной из городских школ. По его сообщению, подростки окружили ученика 3-го класса и наносили ему систематические удары. 

- Мы с мужем увидели, как на земле лежал ребенок, а сверху сидел мальчик постарше и наносил удары по голове. Мой муж разогнал подростков, а я их отругала. Нападавших было человек десять, но позже выяснилось, что били мальчика двое, - описала ситуацию свидетельница происшествия.  

После огласки в соцсетях в учебном заведении оперативно прошло совещание педагогов с участием инспекторов ПДН и родителей детей. Администрация и педагоги от комментариев пока воздерживаются. 

Отметим, некоторые пользователи подчеркивали, что у пострадавшего ребенка инвалидность – он страдает эпилептическими припадками. 

500 рублей за плохое воспитание 

В полиции нас заверили, что произошедший инцидент в школе – это рядовой конфликт между детьми, не буллинг*. 

- В данное время проводится проверка в образовательном учреждении. По её итогам будет дана правовая оценка. В том случае, если она окажется отрицательной, поднимется вопрос о постановке агрессивных детей на учёт в комиссии по делам несовершеннолетних, - прокомментировала Анжелика Ташланова, старший инспектор ПДН полиции города Улан-Удэ. 

Известно, что на данный момент драчуны нигде не фигурировали и имеют положительную характеристику в школе. 

Одно дело наказать зачинщиков конфликта, совершенно другое - заниматься вопросом профилактики и воспитания детей. Ответственность за действия несовершеннолетних всегда несут взрослые. Но по действующему законодательству за «плохое воспитание» ребенка родители максимум могут получить штраф 500 рублей по статье 5.35 КоАП. Получается, можно заплатить эту сумму и забыть о проделках своего чада до следующего печального случая. 

То, что произошло в Улан-Удэ, - это не единичный инцидент. В последнее время в России зафиксирован настоящий всплеск детской агрессии. 

Проблема общероссийская

СМИ сообщают о подобных групповых нападениях буквально каждую неделю. Так, на днях шокирующее ЧП произошло в Саратовской области – подростки решили унизить одноклассницу и заставили девочку облизывать им обувь. Ранее в Дагестане четверо подростков повалили на снег школьницу, били ее и издевались над ней. 

В Пермском крае подростки избили и подожгли волосы своей однокласснице. У наших соседей в Чите школьники нанесли 15-летней девушке травму головного мозга. 

И такие дикие инциденты происходят с пугающей периодичностью по всей России. 

Кто виноват?

Безусловно, каждый подобный случай надо рассматривать отдельно. Однако большинство инцидентов происходило в стенах (или около) школы. Где были педагоги и ведут ли они профилактическую работу – неизвестно. Помимо учебной деятельности, учителя занимаются и внеурочной – так, есть даже специальная должность «заместитель директора по воспитательной работе». 

Выставлять школу «крайней» не совсем правильно. Большая часть ответственности лежит все-таки на плечах родителей. Ведь чаще всего причина жестокости ребенка кроется в отсутствии внимания со стороны взрослых. 

Объектом травли может быть каждый 

Светлана Козырева, детский психолог: 

- Чтобы распознать ребенка, ставшего объектом травли, достаточно понаблюдать за ним.  

Вы должны насторожиться, если он: 

  • склонен подчиняться другим детям;
  • не может защитить себя от физического насилия;
  • приходит домой с синяками, ссадинами, в порванной одежде и не может дать этому внятного объяснения;
  • никогда не принимает участия в групповых играх;
  • не имеет постоянных друзей, регулярно впадает в «немилость» у одноклассников;
  • испытывает трудности, отвечая у доски перед классом;
  • выказывает признаки страха или сильного нежелания ходить в школу и на внеклассные занятия;
  • потерял интерес к занятиям;
  • никогда не получает приглашений в гости и сам никого не приглашает. 

Родитель может помочь ребенку не стать жертвой травли. Для этого важно:

  • научить его не бояться своих одноклассников, у которых тоже есть проблемы;
  • самому родителю наладить контакты с учителями и одноклассниками;
  • приглашать одноклассников ребенка, а особенно тех, кому он симпатизирует, как можно чаще к себе в гости. Ребенку нужны люди, не дающие его в обиду;
  • помочь школьнику не просто получать знания в школе, а стать полноценным членом классного коллектива;
  • в случаях завышенной самооценки ребенка объяснять ему, что не надо предъявлять излишних претензий к окружающим, что нет идеальных людей и все имеют право  на недостатки и достоинства;
  • самим не пытаться выделять своего ребенка среди одноклассников  «элитностью» одежды и особой гламурностью; 
  • главное - быть ему примером спокойного, вежливого отношения с окружающими, при этом сохраняя личную автономность и самодостаточность. 

Поддерживайте самооценку ребенка. У ребенка не должно быть ощущения, что он заслужил плохое обращение с ним.

Поговорите с классным руководителем, с администрацией школы. Делайте это спокойно, без криков и угроз. Если администрация школы проявляет безразличие или же отрицает проблему, то лучше перевестись в другую школу. 

Несовершеннолетний с агрессивным или асоциальным поведением не является носителем какого-то особого гена жестокости. Это обычный ребенок, которому в разных обстоятельствах пришлось столкнуться с радикальной нехваткой воспитания. А иногда и с более серьезными проблемами. 

Не получив от родителей четкого запрета на жестокость, ребенок, конечно,  может усвоить необходимые правила в школе, но это возможно только при поддержке родителей. Его воспитание – это всегда самовоспитание родителей. Но, как правило, родители таких детей очень эгоистичны.  Они могут обвинять других людей вокруг. Им очень трудно посмотреть на себя со стороны. 

С фактами насилия нельзя справиться разовыми, краткосрочными мерами (лекцией, родительским собранием, вызовом к директору). Это никогда не работало. Чего точно нельзя делать с буллерами (агрессорами), так это собирать их в группы и вести с ними психологические тренинги! Это связано с тем, что травля  не связана с неконтролируемым гневом, это не спонтанное поведение. Буллер – это человек, который устанавливает свою власть над другими и делает это хладнокровно. К нему нужны совсем другие подходы. Не работает угроза исключения из школы, как и само исключение. Еще менее разумно устраивать коллективные разборки с публичным покаянием. Заставлять детей просить прощения – все это приводит только к эскалации травли. 

Самое главное – начинать надо с воспитания уважительного отношения к себе и другим. И вот эта работа  важна  в семье, в школе. Всем взрослым следует объединиться  и занять четкую позицию даже не против обидчиков, а против самой практики травли. 

* Буллинг (от англ. bully – хулиган, драчун, насильник) – психологический террор, избиение, травля одного человека другим.