Главное Популярное Все Моя лента

Появятся ли в Бурятии свои Джеки Ма и Стивы Джобсы?

Информ Полис, Татьяна Олзоева
1221

Джек Ма - китайский миллиардер, основатель и председатель совета директоров компании Alibaba Group. Скриншот с YouTube / канал "Всемирный Экономический Форум"

Почему бизнес-элиту нужно взращивать с детского возраста и почему этого не делают у нас

Задача общества — вырастить тех, кто готов менять мир и строить будущее. Се­годня мир меняют предпри­ниматели, и сегодня шко­ла — лучшая площадка для того, чтобы их подготовить. 

«Дети — наше будущее» — эта из­битая фраза, за которой скрывается множество предпосылок к тому, как мы обучаем и воспитываем наших де­тей. Одна из них — система школьного образования. И главная задача сегод­няшней системы образования — подго­товить детей к реалиям будущего. По­мочь детям найти свое место в мире, где все очень быстро меняется, и вы­растить тех, кто сам готов менять мир, то есть предпринимателями. 

Предприниматель — это необя­зательно человек в строгом костюме и с портфелем, ежеминутно решаю­щий сложные вопросы своего бизне­са. Предприниматель — это тот, кто готов взять на себя ответственность и рискнуть. А сегодня, в век высоких технологий и информационной доступ­ности, предприниматель — это еще и тот, кто меняет мир и дарит нам но­вые идеи. 

Школьники-предприниматели

На рубеже двух тысячелетий появилась тенденция — средний возраст предпринимателя молодеет. Сегодня то и дело в сети появляются новости и материалы о школьниках-предпри­нимателях, которые открывают свой бизнес и зарабатывают сотни тысяч и даже миллионы рублей. 

В Бурятии, где до сих пор живы ста­ринные купеческие традиции и в топе предпринимателей лидируют именно владельцы торговых сетей, детям про­сто некуда деваться, только открывать бизнес в стиле «купи-продай». Толь­ко вот занимаются они таким бизне­сом, как и положено сегодня, — в ин­тернете. И сегодня уже неудивитель­но встретить девочку, у которой свой собственный интернет-магазин жен­ской одежды, или мальчика, который продает вещи с AliExpress и получает партнерские отчисления. 

Некоторые школьники открывают производство — сами мастерят что- то и продают, другая девочка даже открыла арендный бизнес, она само­стоятельно снимает и сдает квартиры посуточно. А один мальчик, открывший мастерскую по ремонту смартфонов, даже зарегистрировался в качестве ИП и платит налоги. 

Но таких детей — единицы, не каж­дый школьник в полной мере понимает, что такое предпринимательство. Тем более не каждый бурятский школьник готов стать новым Стивом Джобсом или Илоном Маском — нет той заин­тересованности в собственных пред­принимательских и стартап-проектах, какая есть у большинства их сверст­ников за рубежом. 

Хотя в России немало уже случа­ев, прогремевших на всю страну, ког­да школьники основывают реально работающие стартапы, в которые дей­ствительно можно вложиться. Напри­мер, 17-летний школьник из Волго­града с 2014 года сам разрабатыва­ет, собирает и продает в России 3D- принтеры. Другие дети разрабатыва­ют игры, приложения и сервисы для смартфонов. 

Читайте также

Богатейший человек Китая призвал школьных учителей хвалить учеников

"Маленькая похвала проходит долгий путь. Так было со мной." - Джек Ма, основатель Alibaba Group

При этом те дети, которые основы­вают свои маленькие бизнес-империи или открывают стартапы, конкурирую­щие с крупными «взрослыми» проекта­ми, учатся быть предпринимателями либо самостоятельно, либо у родите­лей. Российская школа им в этом мало помогает. Конечно, есть такие школы, где дети получают основы предприни­мательской деятельности, учатся фи­нансовой грамотности и на практике становятся предпринимателями, ре­ализуя проекты в рамках школы. Но и школ таких — единицы. 

Вероятно, если бы дети с самого детства получали базовое понятие предпринимательства, узнавали бы о простых бизнес-процессах любого предприятия, научились бы понимать, что такое прибыль и что такое «мар­жа», то в последующие несколько лет в России появились бы свои Джеки Ма, Стивы Джобсы и Ники Вудманы. И, хотя не каждый выпускник школы сможет стать предпринимателем, то те, кото­рые вдохновятся новой идеей и начнут свое дело, уже будут вооружены теми минимальными знаниями, которые по­лучили в детстве. 

Планы и реалии

Лучшая площадка для обучения детей основам предпринимательст­ва — школа. Об этом уже давно го­ворят в России, из года в год пыта­ясь внедрить такие уроки хотя бы на уровне дополнительных занятий. Ми­нистр образования России Ольга Ва­сильева в прошлом году также зая­вила, что школьников необходимо об­учать основам предпринимательства. О планах Минобрнауки России ввес­ти в школьные кружки и факультати­вы модули по основам предпринима­тельской деятельности она сообщила в августе прошлого года на встрече с журналистами. 

— Мы уже думаем о том, чтобы во внеурочное время, в факультатив­ное, кружковое время, ввести и в шко­лах такие маленькие базовые модули по предпринимательской деятельнос­ти, потому что это необходимо — ма­лое предпринимательство, малый биз­нес и средний бизнес. Этому надо де­тей учить, потому что те азы, которые будут заложены, они наверняка будут восприняты и продолжены дальше, — сказала министр образования. 

Но пока это только планы, и едино­го стандарта для таких факультативов сейчас нет. Тем не менее, во многих регионах России ведомства и школы самостоятельно обучают детей осно­вам предпринимательства. В Бурятии, к примеру, этим занимается министер­ство спорта и молодежной политики. 

В 2016 году минспорта Бурятии по­лучило на конкурсной основе субсидии в размере 3,3 миллиона рублей на ме­роприятия по содействию развитию молодежного предпринимательства. На эти средства министерство и биз­нес-сообщество молодых предприни­мателей «Деловое поколение» прово­дит в школах Улан-Удэ обучение пред­принимательству в виде уроков, лек­ций, семинаров, мастер-классов, мо­делирующих игр. 

Между тем, как сообщает пресс- служба ведомства, минобрнауки Бу­рятии проводит мониторинг изучения предпринимательской деятельности в пилотных 41 общеобразовательных учреждениях. 

«По поступившим данным изучение предпринимательской деятельности осуществляется в форме деловых игр, конкурсов, викторин, диспутов, уроков- практикумов, круглых столов, мозговых штурмов, экскурсий на предприятия, публичной защиты проектов», — гласит ответ из ведомства. И далее: «В 2016– 2017 г.г. с 14–18 ноября в школах РБ проведен «Час предпринимательства». С минпромторгом РБ согласован гра­фик проведения экскурсий для школь­ников и студентов СПО и ВПО на пред­приятия РБ». 

Получается, в настоящее время ни одно ведомство Бурятии всерьез не озабочено вопросом обучения школь­ников предпринимательству. Одно ве­домство осваивает 3 миллиона совмес­тно с бизнес-сообществом, другое — выделяет один час в год на экскурсии на предприятия республики. И так и бу­дет, пока не появится внятной програм­мы по основам предпринимательства в школах от министерства образова­ния России. При этом пока неясно, бу­дет ли введен в российских школах та­кой факультатив, и как его будут пре­подавать. Но то, что такой предмет не­обходим, понятно уже сегодня.

Читать далее