Финансовая грамотность
4667
1

Какие схемы используют мошенники в Бурятии и как не стать их жертвой?

В этом вопросе разбирался корреспондент «Информ Полиса»

Фото: freepik.com

После начала специальной военной операции телефонные мошенники активизировались. По данным МВД по Бурятии, на территории Украины находятся порядка 800–900 колл-центров, которые занимаются телефонным мошенничеством и финансируют военные кампании. Только за 6 месяцев 2023 года их жертвами стали 1,4 тысячи жителей республики. Попасться на их уловки могут не только пенсионеры и дети, но и студенты, и взрослые люди. 

О том, какие схемы используют мошенники, как не стать их жертвой и уберечь от этого близких, - в материале «Информ Полиса». 

«Умные и хитрые»

В редакцию «Информ Полиса» обратилась читательница Марина, которая жалуется, что в Кабанском районе Бурятии орудуют мошенники и одной из их жертв стал ее приятель Дмитрий (имена изменены). Злоумышленники похитили со счетов в банке мужчины около 300 тысяч рублей. 

- В гостях у Дмитрия услышала, что ему позвонила женщина с предложением работы. Якобы нужно распространять акции, зарплата небольшая – 1000 рублей в месяц. А как он раскрутится, то будет получать больше. Узнала у него адрес проживания, номера телефонов, в каком банке хранит деньги и какие суммы вкладов. Я вклинилась в разговор, обругала ее, а он мой адрес ей выдал. Все близкие к нему пришли, объясняли, что это мошенники. А он как зомбированный, не слушал, ругался и говорит: «Деньги мои. Что хочу, то и делаю». Эта женщина разговаривала с ним с 18 до 23 часов. Он делал все, что она велит: что-то делал в телефоне, ходил в банк. В итоге за тысячу рублей он согласился на них работать и остался без копейки в кармане. Очень умные и хитрые мошенники, - сетует Марина. 

Мы решили выяснить, какие еще схемы используют мошенники и сколько жителей республики стали их жертвами. В пресс-службе МВД России по Бурятии рассказывают о нескольких таких случаях за 2023 год. Почти все закончились возбуждением уголовных дел. 

Так, 31 мая лжеработник финансового учреждения позвонил 40-летней жительнице Нижнеангарска и сообщил о попытке оформления неизвестными на ее имя кредита на 1,9 млн рублей. 

- Чтобы предотвратить противоправные действия, он порекомендовал установить на телефон приложение, оказавшееся сервисом удаленного доступа. А когда женщина высказала недоверие, интернет-преступник, имея доступ к смартфону, сообщил ее личные данные, места работы и жительства. В итоге по его указке она приехала в Северобайкальск, где обналичила оформленный злоумышленником займ, а затем, купив на заемные деньги смартфон с функцией бесконтактной оплаты, через банкомат с его помощью перевела средства на указанный счет. На следующий день она так же распорядилась другим кредитом на 1,4 млн рублей. Общий ущерб – более 4 млн рублей, - сообщают в пресс-службе. 

При этом потерпевшая пыталась возразить злоумышленникам и отказаться выполнять их требования, но связавшиеся с ней лжеправоохранители пригрозили уголовным преследованием за «отказ от содействия в поимке мошенников» и возможное разглашение информации. Аферисты два дня оплачивали проезд женщины на такси до банкомата и обратно, а после хищения денег несколько часов держали с ней связь, убеждая, что оба кредита погашены.

Обманули ребенка

К сожалению, жертвами мошенников становятся и дети. 6 июня в полицию обратилась 40-летняя улан-удэнка, потому что мошенники обманули ее 12-летнего сына, оформили на нее кредит и списали со счетов все имевшиеся деньги. Ущерб составил 112 тысяч рублей. 

- Ночью, когда женщина уже спала, игравшему в телефоне мальчику поступило сообщение в соцсети. Незнакомец под видом ребенка попросил помощи в проверке связи (якобы его смс не доходили до адресатов), затем стал знакомиться с подростком, спрашивать, где тот живет и в каком классе учится. После он и вовсе заявил, что номер телефона собеседника каким-то образом привязался к его номеру и, чтобы его отвязать, ему нужен абонентский номер матери мальчика. Дальнейший «разговор» развивался в том же ключе: мамин номер вдруг оказался привязанным к банковской карте незнакомца. Чтобы это «исправить», написавший попросил прислать уже номер карты женщины, а впоследствии – воспользоваться её телефоном и назвать все поступающие коды и пароли. Только когда на мобильное устройство стали приходить смс о снятии денежных средств, ребенок понял, что попался на уловки мошенников. Он разбудил маму и плача признался, что натворил, - делятся историей правоохранители. 

Также 6 июня произошел еще один случай мошенничества. На мессенджер 31-летней жительнице Иволгинского района позвонил неизвестный, представился работником «Госуслуг» и сообщил, что к ее кредиту подключен автоплатеж. 

- Автоплатеж она не подключала, злоумышленник убедил: это орудуют мошенники. Чтобы отключить эту функцию и предупредить возможное хищение денег, он рекомендовал перевести их на специальный счет. А для безопасности посоветовал скачать на телефон приложение, оказавшееся программой удаленного доступа. По рекомендации псевдоспециалиста она перевела 258 тысяч рублей с кредитной на дебетовую карту. Аферист через удаленный доступ сразу же списал деньги, - отмечают полицейские. 

В конце июня 53-летний улан-удэнец лишился 3,5 млн рублей, которые копил в течение 20 лет. Объявление о высокодоходном заработке мужчина увидел в интернете, перешел по ссылке и заполнил заявку. 

- Вскоре с ним связался представитель брокерской компании. По телефону незнакомец объяснил условия участия в проекте, его преимущества, а дальнейшее общение предложил перенести в мессенджер. По руководству аферистов он перевел на абонентский номер 100 долларов. Затем в личном кабинете, наблюдая якобы полученную от разницы валют прибыль, в течение нескольких дней перевел несколько сумм. Самую большую – 1,2 млн рублей - направил через отделение банка. Необходимость перевода крупных сумм мошенники объяснили высоким риском потерять вырученную прибыль и «уйти в минус». Так мужчина отдал все имевшиеся деньги, но злоумышленники продолжали требовать новых перечислений. Негодуя, они заявили, что во избежание потери прибыли, возможных «долгов» и сохранения позиций на мировом рынке якобы вынуждены вкладывать свои деньги. Улан-удэнец обратился в полицию, - рассказывают в МВД по РБ. 

Основные жертвы – пенсионеры

В иных случаях правоохранителям удается предотвратить мошенничество. Так, завершено расследование уголовного дела в отношении 18-летнего улан-удэнца, который в качестве курьера собирал деньги, обманом похищенные у пенсионеров. Преступный заработок обвиняемый нашел в декабре 2022 года в одном из мессенджеров, где увидел объявление о «быстрых» деньгах. 

- Далее с ним связались кураторы, которые в дальнейшем давали поручения о сборе денег в одном из мессенджеров. Злоумышленник на такси приезжал к обманутым пенсионерам, которым мошенники под видом сотрудников полиции и Следственного комитета звонили и сообщали, что их близкий родственник (дочь, сын или внук) попал в ДТП и по его вине пострадали граждане. Решить вопрос и избежать уголовной ответственности псевдоправоохранители предлагали передачей им крупной суммы, якобы необходимой для лечения пострадавших. Часть денег молодой человек оставлял себе в качестве оплаты, а остальное переводил на счета аферистов. За месяц он забрал у шести пенсионеров в возрасте от 75 до 90 лет свыше 800 тысяч рублей, пока злоумышленника не задержали. Мужчина ранее судим за кражу денег с найденной банковской карты и сейчас привлекается к ответственности за три эпизода хищения имущества из магазинов. Нигде не учится и не работает, имеет 9 классов основного среднего образования, - делятся в пресс-службе. 

Оперативный дежурный дежурной части отдела МВД России по Тарбагатайскому району лейтенант полиции Намдак Раднаев предотвратил мошенничество 4 июля. В свой выходной он пришел в торговый центр в Улан-Удэ, где увидел стоящую возле банкомата пожилую женщину, которая разговаривала по телефону и была чем-то обеспокоена. 

- Когда он уходил, взволнованная пенсионерка все еще находилась у банкомата. Насторожившись, он подошел к ней и услышал диалог, по которому определил, что женщина подверглась мошенничеству. Лейтенант полиции выяснил, что несколько часов назад пенсионерке позвонил неизвестный под видом полицейского. Злоумышленник предупредил, что некий мужчина с доверенностью от ее имени пытается оформить кредит на имя женщины в одном из банков в Москве. Далее ей позвонили якобы представители Центробанка, которые сообщили, что для пенсионерки открыт специальный «безопасный» счет с повышенной процентной ставкой, куда нужно перевести ее деньги, - отмечают в министерстве. 

Женщина добавила, что ей запретили кому-либо рассказывать о данном инциденте. Она попыталась проверить свой счет в приложении банка, но оно оказалось заблокировано. Затем она пришла в отделение банка, где списала со своего счета 200 тысяч рублей. 

- Мошенники, находившиеся с ней на связи все это время, направили пенсионерку к другому банкомату, чтобы она завершила процедуру списания денег. Для этого женщина приехала в торговый центр. Сначала она не поверила словам Намдака Раднаева, что попалась на уловки мошенников, но он смог ее убедить прекратить разговор. Он успокоил пенсионерку и позвонил ее дочери. Приехав, последняя от всей души поблагодарила полицейского за проявленную бдительность и пожелала ему крепкого здоровья и успехов в службе, - добавляют в пресс-службе МВД России по Бурятии.

В рамках медиапроекта БРИОП (www.finbriop.ru) дает советы и подходы, позволяющие избежать кибермошенничества:

  • Не открывайте электронные письма, не переходите по ссылкам и/или не загружайте вложения из сомнительных источников.
  • Не верьте заманчивым предложениям. Если вы думаете, что предложение не выглядит правдоподобным, скорее всего, оно действительно далеко от правды.
  • Используйте двухфакторную аутентификацию. Помимо надежных уникальных паролей не помешает добавить дополнительный уровень безопасности для защиты учетных записей в интернете.
  • Убедитесь, что вы используете обновленное антивирусное программное обеспечение. Будьте в курсе новых типов распространенных вредоносных программ.
  • Не отвечайте на запросы о личной информации или паролях.
  • Отвергайте любой непрошенный совет или помощь. Мошенники могут запрашивать у вас информацию или предлагать помощь, часто выдавая себя за специалистов службы поддержки. 

Что делать, если вы стали жертвой мошенничества:

  1. Смените пароли для доступа к компьютеру, финансовым учреждениям, учетной записи, а также любым другим посещаемым вами веб-сайтам, защищенным паролем.
  2. Запустите полное сканирование на наличие вирусов на вашем компьютере. 

Как обезопасить от мошенничества своих близких?

  • Регулярно проводите с пожилыми родственниками профилактические беседы и объясняйте, что звонки могут оказаться проделками мошенников. В таких случаях нужно прервать разговор с незнакомцами и сообщить о произошедшем полицейским, а также предупредить своих родных и близких о подобных фактах.
  • Родителям нужно поговорить с детьми об опасности встречи с аферистами в интернете. Мошенники могут обманывать юных граждан под совершенно разными предлогами. Не сообщайте незнакомцу персональные данные: ФИО, адрес проживания, номер телефона, реквизиты банковских карт.
  • Представители заинтересованных учреждений и ведомств не звонят гражданам через мессенджер и не дают рекомендации по установке тех или иных программ для обеспечения сохранности денежных средств.
  • Будьте бдительны и не поддавайтесь на сомнительные предложения, обещающие легкую и быструю прибыль. Игра на фондовой бирже является одним из самых рискованных видов финансовых операций. Прежде чем принимать решения об участии в подобных сделках, посетите курсы финансовых консультантов и аналитиков, прочтите специальную литературу. До инвестирования денег через какую-либо финансовую организацию проверьте наличие у нее лицензии на указанную деятельность на сайте Центробанка.

Автор: Номина Соктуева

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях