туризм
2716

Директор этнокомплекса «Степной кочевник»: «Турист должен к нам возвращаться»

О том, как развивать турбизнес в Бурятии, зачем республике разнонишевые туркомплексы и с какими сложностями пришлось столкнуться в последние годы рассказала Светлана Цыбикдоржиева

Сегодня в Бурятии туризм - одна из активно развивающихся сфер бизнеса. Вся Россия оказалась в новых условиях и вектор интереса туристов резко повернулся в сторону регионов.

О том, как развивать турбизнес в Бурятии, зачем республике разнонишевые туркомплексы и с какими сложностями пришлось столкнуться в последние годы рассказала генеральный директор туристического агентства «ЖАССО-Тур» и туристического комплекса «Степной кочевник» Светлана Цыбикдоржиева. 

- «Степной кочевник» был открыт в 2009 году. Что в то время сподвигло вас на открытие такого туристического комплекса? Какие планы и цели были у вас в самом начале?

- Предыстория такая – наша компания начала заниматься туризмом в 2004 году. Мы уже работали в Бурятии по внутреннему туризму, и нам в 2008 году предложили провести событийное мероприятие – праздник Сагаалган. Это сейчас Сагаалган проводят в каждом районе, селе, школе. А тогда такого не было, массово вообще не праздновали.

Эти числа стали знаменательными для нас – 24 и 25 февраля 2009 года. В первый день был детский праздник, 25-го числа для взрослых. Мы подготовились - идея, программа, мощная рекламная кампания. Но принимали людей мы на улице. Прямо под Ацагацким дацаном установили восемь сорокаместных палаток, снабдили внутри печки, рядом поставили фудкорты и экскурсионные юрты, в которых демонстрировали обычаи бурят и семейских. Всего мы тогда за два дня собрали на праздник более трех тысяч человек.

И когда мы проанализировали результаты, пришли к выводу, что развитие событийного туризма в Бурятии необходимо. Людям нравится, люди готовы ехать. Но не было самого главного – комфорта. Тогда и было принято решение начать строительство туристического комплекса в Ацагате.

- А почему именно Ацагат?

- Это моя родина. К тому же, в тот момент была «проложена тропа», люди знали, что такое Ацагатский дацан и где он находится. Да и сама местность многообразная. Тут и история Агвана Доржиева, и красивая природа, и атлас тибетской медицины.

Когда выбирали место, то руководствовались двумя критериями – небольшая отдаленность от села и, в тоже время, укромный уголок. Лама Тарба Доржиевич показал нам ту местность, в которой сейчас стоит «Степной кочевник». Оно находится между холмами, рядом с ручьем. И летом 2009 года мы уже сделали санузел, установили первые экскурсионные юрты.

В 2011 году мы очень удачно попали в программу МРСК Сибири. И нам протянули линию электропередач. Позже, в 2016 году мы вошли в программу ремонта дорог в поселках. И вот так, планомерно решались наши проблемы.

Кстати, первые года три-четыре мы работали «вхолостую», сначала почти в минус, через пару лет стали окупать сами себя. Потом уже только «Степной кочевник» начал приносить доход. Тут нужно понимать, что редко случается так, что бизнес сразу же начинает себя окупать. И предприниматели должны быть к этому готовы.

- Долго ли пришлось «нарабатывать» турпоток в самом начале? Насколько изменилось количество туристов за время существования «Степного кочевника»?

- В самом начале, конечно, было не так много людей. В 2009-2010 году по Транссибирской магистрали в Бурятию приезжали иностранцы. У них были буквально сутки на то, чтобы посмотреть Бурятию, и они часто заезжали в Ацагат. И мы принимали их на улице – накрывали стол прямо на траве. А когда была непогода, то их у себя принимали местные жители. И, неудивительно, что самим туристам это очень нравилось. Они с удивлением глазели в домах, смотрели, как живет народ. Можно сказать, целиком и полностью погружались в культуру.

Со временем поток туристов рос. Чуть позже мы поняли, что работать только летом – недостаточно. И главной задачей для нас стало привлечение туристов вне туристического сезона. В первую очередь – это были наши соседи (Иркутская область и Забайкалье), и местные жители. акцентировали внимание на местного туриста. А именно – начали работу со школьников. Разработали программу с экскурсиями и активностями.

И ведь это хорошая реклама. Школьники потом приезжают домой в Улан-Удэ и рассказывают своим родителям где были, что ели, что нового узнали. После мы стали ориентироваться на крупные предприятия города. Устраивали программы для корпоративных выездов.

- Почему вы решили выбрать именно такой путь развития?

- Понимали, что если все свое внимание направлять на организацию туров - «сборных солянок» из разноплановых туристов, то это, во-первых, достаточно трудозатратно, а во-вторых, группа просто может не набраться. Выгоднее и проще работать сразу с организованным коллективом - класс, предприятие, организация. Вот это наше решение было «в точку».

В процессе работы мы поняли, что главное – это активная программа, гиды, которые могут заинтересовать, различные интерактивы и хорошая кухня. Мы не считали себестоимость обеда и закупали только деревенские, свежие продукты - репутация важнее.

- С какими сложностями в работе вам пришлось столкнуться в последние годы? Помогало ли правительство Бурятии решать их?

- Серьезный удар нам нанесла пандемия. Туристов не было, жесткий локдаун и ограничения. Но все это, осмелюсь сказать, помогло Бурятии «выйти в свет». Чартерная программа позволила россиянам узнать где находится наша республика, увидеть нашу самобытность, колорит. Многие туристы в своих отзывах говорят, что не ожидали такой программы, не думали, что здесь так красиво и разнообразно.

Многие туристы с запада России возвращаются теперь снова и снова. К нам уже в третий раз собирается приехать девушка, говорит, что не успела посмотреть нашу республику со всех сторон, поэтому возвращается.

Большая благодарность Главе Бурятии Алексею Самбуевичу и правительству за то, что у нашего бизнеса была возможность спастись. В это время нас поддержали субсидиями на приобретение различных циркуляторов, нам выдавали кредиты, давали отсрочки. И мне кажется, что коллеги из других регионов нам даже немного завидовали. У них были совсем печальные ситуации и о них никто особо не заботился. А нас же собирали за одним столом, спрашивали, какая именно помощь нужна? И на основе различных предложений оказывали нам по возможности поддержку.

- В позапрошлом году ваша компания воспользовалась программой «Дальневосточный гектар». Какие проблемы помогли решить 2 га дополнительной земли? Как она сейчас используется?

- Я уже упоминала, что одним из главных факторов хорошего отдыха является достойная, вкусная еда. И два дополнительных гектара мы решили использовать в сельскохозяйственных целях. Держим скот, а также выращиваем кое-что из зерновых культур. Это отличная возможность оптимизировать затраты и быть уверенным в качестве.

Кроме «Дальневосточного гектара» мы воспользовались еще очень многими мерами поддержки. Например, благоустроенные санузлы в «Степном кочевнике» – это субсидии.

Также нам повезло и мы вошли в программу озеленения. В Заиграевском районе очень каменистая почва. И посадить какие-то цветы или кусты было достаточно проблематично и очень затратно. Субсидия решила эту проблему и теперь у нас на территории красота.

- Сегодня «Степной кочевник» закрывает сразу несколько ниш в туризме. Это и событийный, и религиозный, и этнотуризм. По вашему мнению, есть ли у туристов потребность в подобных местах? Если да, то почему?

- Да, конечно, такая потребность есть. Это ведь «главный якорь» для задержки туристов в регионе. У нас достаточно протяженная и разнообразная республика. Туристы, когда приезжают, то проникаются и понимают, что очень многое еще не увидели. И если таких точек притяжения будет больше, то и люди будут возвращаться чаще.

- Какие цели в развитии туристического комплекса вы сейчас ставите перед собой? Планируете ли внедрять что-то новое, расширяться?

- Сейчас «Степной кочевник» направлен на туры одного дня. У нас уже наработаны программы, меню, проезд. Но мы уже давно хотим расширяться. И мы сделали шаг к развитию – воспользовались программой от Ростуризма. Подали заявку на участие в конкурсе и со дня на день начинаем строительство модульных юрт классом три звезды. В декабре в комплексе уже будет 10 благоустроенных юрт, в них - мебель, красивое постельное белье и предметы быта.

И здесь перед нами встает другая задача – удержать туриста, сделать так, чтобы он захотел заплатить деньги и остаться на ночь, а то и на две. Пока наша развлекательная программа в разработке, мы думаем, чем можем заинтересовать туриста, какие дополнительные решения и идеи внедрить.

В развитии планируем заглянуть вне нашего туркомплекса. Мы смотрим, куда можем свозить наших посетителей, что показать. Чтобы туристам было интересно приехать в любое время года – и осенью, и летом, и зимой, и весной. Это обеспечит нам стабильный турпоток и планомерное развитие.

Нашей компании предлагали развивать туркомплекс в Тунке, мы отказались, потому что там и местных достаточно. Но мы готовы рассказать о методах работы, передать свой опыт, чтобы люди избежали ошибок, которые допустили мы. Да, мы все конкуренты, но мы ведь работаем ради одной цели – заинтересовать и вернуть туриста в Бурятию. А для этого туризм нужно развивать со всех сторон.

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях