Байкал
5240

В России хотят запретить использование бренда «Байкал»

Исключение готовы сделать только для двух регионов

фото: pixabay.com

Депутат Госдумы от Иркутской области Александр Якубовский выступил с любопытной инициативой. Он предложил ограничить право российских регионов  на регистрацию товарного знака «Байкал». Правда, речь идёт только о субъектах, не имеющих отношения к одноименному озеру.  Для компаний из Бурятии и соседнего Приангарья хотят сделать исключение.

- Считаю, что у прибайкальских регионов –  Иркутской области и Бурятии –  должен быть общий, зонтичный бренд «Байкал», который могли бы использовать только предприятия, зарегистрированные на территории этих регионов, – цитирует Якубовского ТАСС. –  Считаю, что ни в каких других субъектах это наименование использовать недопустимо – только по территориальному принципу, по месту его происхождения.

Парламентарий напомнил, что некая ульяновская компания хотела зарегистрировать для своего заведения название «Байкал бар». «Не очень понятно, с какой целью они пытаются запатентовать такое наименование», – недоумевает народный избранник. Он добавил, что организации из разных регионов в последнее время предпринимают попытки сделать то же самое, а это «ущемляет интересы бизнесменов в Иркутской области и Бурятии» и «ограничивает их право в использовании бренда».

Российский и евразийский патентный поверенный Татьяна Шестакова подтвердила: из-за растущей популярности священного озера как туробъекта российские предприниматели со всей страны стали чаще подавать заявки на регистрацию товарного знака «Байкал», хотя никакого отношения к нему не имеют. Шестанкова привела в качестве примера компанию из Подмосковья «Байкал электроникс», которая тоже решила работать под этим брендом.

Некоторые, кстати, своего добиваются.  Причём речь идёт о компаниях, расположенных далеко от Байкала, в то время как местные сталкиваются с определёнными трудностями.

- В требованиях к регистрации есть согласование с национальными парками. Попытались понять, сколько стоит такая услуга. В прейскуранте указано, что цена договорная. Но при этом московские, ульяновские компании согласование получают. Есть примеры иркутских, которые не смогли. Я направлю депутатский запрос в Министерство природных ресурсов России, чтобы установить стоимость такого согласования, чтобы это была официальная сумма –  с пониманием, из чего она формируется, – пообещал Якубовский.

Депутат также намерен обратиться в Роспатент с предложением не давать добро на регистрацию товарного знака «Байкал» компаниям из регионов, территориально не относящихся к озеру, пишет ТАСС.

Напомним, ещё в прошлом году тревогу из-за этой ситуации забил Николай Будуев, представляющий интересы Бурятии в нижней палате российского парламента. В видео, опубликованном на своём YouTube-канале, он рассказал об иркутянах, решивших «забрать себе эксклюзивные права на байкальскую воду». Таковой может называться только произведённая в иркутском посёлке Листвянка либо если на то дадут разрешение «хозяева» с Багам, заявил тогда народный избранник. И добавил, что ограничения коснутся производителей не только воды, но и всех продуктов и услуг, которые содержат слово «Байкал» и его вариации – например, «байкальский».

Отмечалось, что от этого уже пострадал бурятский предприниматель Александр Разживин, которому Роспатент отказал в регистрации товарного знака «С Байкала с любовью». Бизнесмен, чья компания производит натуральную экопродукцию с берегов священного озера – разные чаи, сборы трав, мёд, орехи – был вынужден, по собственному же признанию, «торговать ею в страхе, что не сегодня-завтра на него могут подать в суд».

Николай Будуев даже направил запросы в Генпрокуратуру и ФАС. Однако в Роспатенте опровергли информацию о «приватизации» Байкала. Руководитель федеральной службы Григорий Ивлев заявил: любой предприниматель может зарегистрировать товарный знак со словом Байкал и этому ничего не препятствует.

- Произведённая регистрация означает, что мы теперь защищаем и наименование происхождения товара – вода глубинная питьевая из озера Байкал, – рассказал Ивлев порталу «Будущее России. Национальные проекты», оператором которого является ТАСС. – Это не значит, что защита предоставляется только одной компании – на неё могут рассчитывать все производители. Главное, чтобы они не пересекались с зарегистрированными ранее товарными знаками на однородные товары.

По его словам, регистрация НМПТ доступна всем байкальским предпринимателям, в том числе производителям воды. Такие же права есть у всех художников в подмосковной деревне Жостово или у фермеров в Луховицах. В ведомстве также создали рабочую группу по рассмотрению всех споров по наименованиям мест происхождения товаров.

По состоянию на конец января 202-го в России охранялось 198 товарных знаков со словом «Байкал» или производными от него, включая 26, зарегистрированных в 2019-м для широкого перечня товаров и услуг.

 

Автор: Артемий Иванов

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях