Село
11078

Пенсионерка из Бурятии зарабатывает на огурцах до 300 тысяч рублей за сезон

С «золотых» времен Хурамши сохранила отсвет успешного огуречного бизнеса лишь Зинаида Алексеева

Фото: Александр Гармаев

Недавно мои знакомые, узнав, что я буду проезжать мимо села Хурамша, попросили заехать. Захотелось настоящих хурамшинских огурцов. Я думала, не проблема, постучись в любой дом. Оказалось, известный бренд держится сегодня на плечах одной женщины-пенсионерки. Односельчане ее называют «последняя из могикан»

Богатое наследие

Дом ее можно определить издалека. Именно по белеющим нестройным теплицам из прошлогодней пленки. С 1974 года ее насущный заработок, успех и беспокойный сон – это огурцы.

- Я аларская. Когда приехала в 74-м году в Хурамшу, я поразилась. Огурцы росли на земле, как картошка, - рассказывает Зинаида Базыровна. - Нигде такого не видела. Не было, наверное, семьи в селе, которая не сажала бы огурцы. Но, когда видишь, что люди увлечены, тоже желание появляется. Я до того не знала, как обрабатывать овощи, но всему научилась.

Секрет хурамшинских огурцов, думаю, в очень грамотной мелиоративной системе и в людях. Она богатым наследием досталась от овощеводческого совхоза «Заветы Ильича». Благодаря ей состоялся удивительный микроклимат местности, и он держится уже несколько десятков лет. Вся Хурамша до сих пор изрезана каналами, по ним течет вода. А местные жители после развала хозяйства бросились выращивать то, что умеют, сохраняя уникальную  систему орошения.

- В 90-е годы мы выжили за счет огурцов, - вспоминает пенсионерка. - Тогда огурцы в городе только наша Хурамша продавала. Пойдешь на любой рынок, везде Хурамша. Мешками, по нескольку машин в день. На всем Элеваторе, рынке сидели, вокруг него, на земле - как цыганский табор, и никто обратно домой с огурцами не возвращался. Я тогда сажала по 1500 кустов. Как пойдет урожай, через день мешков десять возили. Каждый дом возил, каждая семья. Столько машин ездило здесь. Потом идешь на рынок, всех пятерых детей оденешь. А так, кто сразу денег даст? Знакомые всегда отмечали, что хурамшинские дети лучше одевались.

Портили облик города?

Хорошие времена вспоминаются с досадой на власти: приходилось все время с боем сбывать продукцию.

- У людей постепенно теряется интерес, когда тебя постоянно гнобят, унижают, - говорит женщина. - Нас гоняли на рынках: то здесь нельзя сидеть, то тут мы мешаем. Пока доберемся до города, уже все прилавки заняты перекупщиками, и мыкаешься, бегаешь, сдаешь по дешевке «перекупам». Если брать место, то надо постоянно стоять, а мы-то не каждый день ездили и сезонно. Помню, однажды выгнали меня с рынка,  взяли мои мешки и за ворота выкинули, итак два дня подряд. Мы с мужем поехали на «республиканскую», там пятачок был вдоль дороги, сели рядом с бабушками. Подходят из администрации Октябрьского района, вызвали милицию, закинули туда картошку и огурцы. Сижу в отделе, выписали мне административный штраф тысячу рублей. Нужно было потом идти в кассу платить эту тыщу, потом с квитанцией бежать снова в администрацию. А там принимают квитанции с двух часов, и сто-о-олько народу в очереди… Заходишь туда, еще перед ними оправдываешься. Я им говорила:  «Какая хорошая работа у вас, так сидеть, людей вызывать, ругать всех. Я сижу тихо, торгую. Кому мешаю?». Отвечают: «Облик города портите». Это не так давно было. Лет пять назад, - возмущается Зинаида Базыровна. - Облик города! Воспитывали бы лучше молодежь, которая стоит, курит. Или пьяниц устраивали бы куда-нибудь, а не нас, бабушек, гоняли. Мы же не просим у властей добавки к пенсии, не устраиваем забастовки, а сидим и торгуем молча. Спасибо скажите, что народ у нас терпеливый. Детей и внуков кормят. А сами-то что кушают? Самое дешевое для себя берут эти бабки - которых они гоняли.  Они на рынке покупали мясную пыль:  когда мясо рубят, ошметки, стружка остаются, вот их собирают и продают - для кошек, собак. Это старики берут для себя. Что-то чуть добавят и котлеты готовят.

Я пробовала и индивидуальным предпринимателем быть, думала, может, кредиты можно взять или какая помощь от государства будет. Но куда ни обратись, никакой помощи нет. Хотели свой допотопный трактор поменять, но деньги не получить, сказали, что старые. И поручителей наших забраковали, мол, тоже старые, а молодежь сама вся закредитована.

Закат бывшей славы

Не все такое отношение выдержали. Постепенно перестали в Хурамше огурцы выращивать. Из села молодые выезжают в город, а людей возраста Зинаиды Базыровны мало осталось. По ее словам, сейчас даже найти кого-то в помощь сложно, разучились работать, не знают как.

- Мы раньше нанимали людей, тогда еще нанять можно было, не такие спившиеся были. Умели работать. А сейчас бесполезно, - сокрушается пенсионерка.

Подают надежды только в соседнем селе Кокорино ребята – фермеры. Это те, кто в 90-е помогал на огородах за деньги, зарабатывал на каникулах в теплицах.

А под видом знаменитых хурамшинских огурцов продают на рынках другие.  

- Наши молодые девушки все сидят там, - продолжает Зинаида Базыровна, - говорят, зачем нам выращивать эти огурцы, когда они могут у корейцев или у кого еще купить и пустить под «Хурамшу». Замечали на рынках? Везде скажут – Хурамша.

Некоторые жители села сами сейчас ходят за огурцами к «последней из могикан».

-  Уже сейчас звонят, спрашивают, когда огурцы будут, - говорит она. - Есть у меня клиенты из фирмы «Сервико», для себя покупают, приезжают специально. Я говорю: вон в Кокорино можно взять. Они отвечают: не-е, у вас самые вкусные.

Как можно заработать?

У Зинаиды Базыровны во дворе три огромные теплицы. Одна из них 27 метров в длину, 15 в ширину. Внутри стоят печки с трубами на всю теплицу. До жарких дней они топят печь каждые три часа. Посередине бочки с коровьей жижей в качестве удобрения. В теплице еще одно утепленное отделение для рассады. Параллельно она и ее супруг Валерий Будожапович Чимитов держат коров, кур, картошку сажают.

У них все свое: и молоко, и овощи, и яйца. На столе вкуснейшие творог, лечо, смородиновое варенье, свекольная икра, все собственного приготовления.

Сейчас Зинаида Базыровна сажает 700 кустов. Рассчитывает получить от 200 до 300 тысяч рублей за сезон.

- Молодежь наша уезжает на заработки кто в Корею, кто на Сахалин. Имея столько земли, как у нас, можно те же деньги получать и здесь, - уверена она.-  Только надо руки приложить. Не нужно бояться работать. Конечно, важно, чтобы помогала власть. О тех же грантах наша работающая молодежь плохо знает. Почему до них плохо доводит тот же отдел сельского хозяйства в районах? Надо давать сельчанам небольшие кредиты с тем, чтобы возвращали они не сразу, а осенью, после продажи урожая. Сейчас дети уехали, помогать некому. В теплице тяжелая работа: сырость, сквозняк, адский труд. У меня уже возраст не тот. Наблюдаю, смородину на рынках охотно стали покупать, нарасхват берут. Там большой работы нет, полил, подрезал маленько, подкормил. Перекупщики ягоду хватают. Можно на ней зарабатывать.

С одного куста смородины можно ведро получить, это тысяча рублей. Если собрать со ста кустов, вот и сто тысяч рублей. Сейчас думаю смородиной заняться.

Дети у Зинаиды Базыровны выросли, разъехались, с ними остался только один сын. Остальные предлагают маме переехать к ним, бросить эти огурцы. Но женщина спорит с ними, говорит, что привыкла. Ей зимой снятся огурцы, как она ухаживает за ними, что опоздала их посадить. 

Она говорит:

- Лучше я буду носиться по теплице. И мне будет некогда болеть. Вообще огород – это здоровье. Он заменяет спорт, плюс мы едим чистый экологический продукт, ведь удобрения мои только органические.

Подумывает Зинаида Базыровна о посадках сосен для души, не нравится ей, что вокруг села оголилась природа. Попробовала, бросила в землю обыкновенный орешек кедровый, а выросло деревце.

- Так можно и сосну вырастить, - говорит она, - надо в лесничество мне обратиться, научиться деревья сажать.

Советы по выращиванию картошки и огурцов от Зинаиды Алексеевой

1. Гнуться над каждым кустиком.

- Однажды мои знакомые попросили землю под картошку, мы  им дали, а мой муж вспахал. Семена они купили 20 мешков за 20 тысяч в Тарбагатае, горбыль купили и загородили, культиватор ручной, мотоблок за 25 тысяч, в общем, вооружились до зубов. С азартом взялись,  денег грохнули тысяч 50... Потом пропали, до осени. Приехали копать, увидели - лебеда по пояс, а картошка сама тонюсенькая, клубни малюсенькие. Сказали: не уродилась. Чтобы был урожай, надо гнуться над каждым кустиком, кланяться ему. Сорняк-то в земле, надо хорошо пропалывать. Поливать раза четыре за лето, у нас ведь очень сухо. Нужно удобрение добавлять.

2. Какое семя – такое племя.

- Взяли однажды два мешка картофеля сорта «адретта» у одного агронома, один сьели, такая вкусная картошка оказалась, желтая и рассыпчатая. Решили – второй мешок посадим. Тогда мы с одного мешка получили двенадцать мешков. А на следующий год мы этой же картошки шесть мешков посадили, а осенью копаем, копаем, а она все идет и идет. Это был рекорд. С шести мешков сто двадцать мешков накопали. Тогда я поняла, что надо сажать сортовую картошку.  Сейчас есть хорошие сорта  «розара» и «каратоп» - скороспелка. «Розара» внутри желтая, розовая снаружи.  Если плохое семя посадишь, не вырастишь ничего хорошего.

3. Сорта вырождаются.

- «Адретту» мы сажали пять лет. Через пять лет переродилась, стала ломаться, трескаться. Этого сорта у нас в Бурятии сейчас даже и нет. Сорта тоже надо менять. Картошка имеет обыкновение перерождаться.

4. Разбудить картошку от спячки

- Семена картофеля надо прогревать. Вот этого люди не знают. Если посадить сразу с холодного хорошего подполья, она будет лежать в земле 20 - 30 дней, пока прогреется. Она же спит еще. Надо семена заранее с подполья вытаскивать. Греть недели две, чтобы проснулась, чтобы у нее проклюнулись ростки. Я сейчас картофель семенной в сарае набросала, ночью укрываю, днем открываю. Он должен стать зеленоватым. Это защита от болезней, ведь это картошка вырабатывает своеобразный яд.

5. Подкормить семена.

- Не надо сажать слишком крупную картошку, от размера не зависит урожай. Нужны клубни с куриное яйцо. Сеем на глубину с лопату. Если посадить слишком глубоко, будет долго зреть. Не забываем удобрение добавлять. Я перед посадкой держу полчаса-час по полмешка картофеля в бочке с раствором марганцовки (средне-красного цвета). Это профилактика от болезней. Можно обсыпать золой. Я обычно всю зиму коплю золу. Нынче с одной школой договорилась, они топят печь дровами, десять мешков вывезла золы.

6. Правильно храним.

- Храним картошку в подполье, температура нужна плюс два градуса. Если холоднее, подмерзнет. Еще продушина должна быть, чтобы дышала картошка.

7. Что нужно делать в июне с огурцами?

- В июне нужно рыхлить почву под огурцами, подрезать (отщипывать) боковые нижние отростки, пропалывать.  Поскольку у меня много коров, я опрыскиваю огурцы молочной сывороткой - от болезней и как удобрение. Также удобряю коровьим навозом. Свежий коровяк (два ведра) заливаю в бочку, можно добавить туда маленькое ведро куриного помета. Настаиваю неделю, потом разбавляю водой - 30 (жижа) на 70 (вода) - и поливаю.  Можно применить суперфосфат или немного мочевины от болезней. Это все продается.  Когда пойдут огурцы, надо вносить калийные удобрения: марганцовку можно размешать в той же навозной воде.  Две пачки марганцовки на бочку.

Автор: Соелма Дагаева

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях