Слышали выражение «Юрта - это целая вселенная»? Понять его, может быть, непросто, пока не узнаешь, как строится и наполняется этот вид жилища. Почему юрта имеет круглую форму? Как было принято принимать там гостей? Когда и зачем буряты сменили войлочную юрту на деревянную? Давайте разбираться вместе.
«Женщина красива спереди, а юрта - сзади»
В Этнографическом музее как всегда свежо и солнечно. Меня встречает заведующий научно-экспозиционным отделом Эржена Найданова. Мы шагаем вглубь музея, где расположен комплекс самых разных юрт - от древней войлочной до деревянной четырехугольной.
К примеру, вы когда-нибудь видели юрту в стиле лофт? Если нет, вам стоит заглянуть в Этнографический музей. Там представлена юрта в разрезе, где одна половина выполнена по всем традициям, а другая застеклена, чтобы можно было разглядеть внутреннее убранство. Именно с этой юрты начинается моя экскурсия в мир традиционного бурятского жилища.
- В бурятской культуре идеальным жилищем считался дом без углов. Люди верили, что в углах может прятаться нечистая сила. Поэтому сложилась традиция окуривать благовониями все жилище и обязательно углы дома, - объясняет Эржена Сергеевна, пока мы обходим юрту кругом.
Буряты вели кочевой образ жизни, поэтому такое легкое каркасное жилище было для них самым оптимальным вариантом. Менялся сезон, и семья могла перекочевать в ту местность, где погода наиболее благоприятна для жизни. Чтобы выдержать частые переезды, юрта должна была быть добротной и износостойкой, а ее конструкция легко собираться и разбираться.
Итак, из чего состоит юрта? Первым делом на землю ставятся специальные гибкие решетки - хана. Прутья скрепляют между собой кожаными ремешками, чтобы решетку можно было легко собрать и разобрать. Решетки делали из ивы, а на них крепили покрышки из войлока. Чтобы изготовить покрышки для одной юрты среднего размера, требовалось состричь шерсть со 150–200 овец! Получается, чтобы построить одно жилище, семья должна была содержать солидную отару.
Бока юрты крепились веревками, сделанными из конского волоса. Они были очень жесткими и колючими. Считалось, что веревки из конского волоса могут защитить от злых духов: нечистая сила боится острых вещей (уколется об материал) и не станет заходить в дом. Однако была у этих веревок и практическая цель: конский волос не промокает и не растягивается под дождем, отлично сохраняет форму в сухие жаркие дни, так что веревки из такого материала обеспечивали юрте стойкость в любую погоду.
На крыше юрты можно разглядеть отверстие. Это тооно - дымоход и световое окно. Его делали для того, чтобы при разжигании огня в жилище не застаивался дым. Сам же потолок держался на жердях. Их важно направлять под определенным углом, иначе юрта получится никудышная.
При строительстве юрты важно, чтобы внутри сохранялось тепло, но не застаивался дым, поэтому жерди должны находиться под углом 30–35 градусов. Если сделать меньше - дым останется внутри, если больше - уйдет тепло.
Юрта считалась вселенной кочевника, поэтому в строительстве и расположении жилища была своя система правил. Чтобы построить хороший и теплый дом, буряты ориентировались на стороны света. Дверь ставили на южную сторону, потому что она самая светлая и теплая. А северную утепляли самым новым и толстым войлоком, ведь она была холодной.
- Есть такая бурятская поговорка: «Женщина красива спереди, а юрта - сзади». Все потому, что северную сторону юрты покрывали самым новым войлоком. То есть хорошие покрышки устанавливали сзади, а изношенные отправлялись на южную сторону, которая была теплой и сухой. Иными словами, внешний вид юрты тоже исходил из соображений практичности, - говорит Эржена Сергеевна.
Для строительства дома важно выбрать правильное место. Есть несколько вариантов гадания, будет ли это место хорошим. Например, могли положить камень на выбранное место. Если под ним через некоторое время появятся муравьи, это считалось хорошей приметой. Муравьи всегда выбирают расположение для своих жилищ на солнечных местах, которым не навредит стихия. Поэтому и юрта, поставленная в таком месте, всегда будет сухой и теплой.
Внутри юрта делилась на мужскую и женскую половину. Западная считалась мужской, а восточная - женской. На женской стороне находились буфет, домашние принадлежности, утварь, посуда и маслобойки - словом, все, что необходимо для приготовления пищи и ремесла. А на мужской половине хранилось оружие и седло.
Мужчина без надобности не должен заходить на женскую половину, а женщина - на мужскую. Дети до подросткового возраста могут ходить по всей юрте. Когда сын вырастал и женился, отец строил для него отдельную юрту. Считалось, что молодая семья должна жить отдельно.
Северная сторона считалась почетной: там стоит домашний алтарь - божница. Когда женщина заваривала на очаге чай, с первой пиалы она делала подношение домашним божествам, а уже потом наливала своей семье.
Размер и высота юрты зависели от статуса человека. Заезжая в улус, сразу можно понять, где живут нойоны: их юрты были самыми большими и белыми, богатые могли позволить себе подбить дом шелком. Жилища бедных были темными, потому что использовали старый войлок, который со временем все более загрязнялся и изнашивался. В общем, как и сейчас, по размеру и богатству жилища можно было судить о состоятельности хозяина.
Ритуал встречи гостей
Интересный ритуал в бурятской культуре связан с приемом гостей. Как известно, заборами юрты не огораживали, поэтому, когда приезжал гость, он мог крикнуть: «Хозяева, придержите собаку!» При этом собаки могло быть и не видно, но знак оставался тем же.
Затем путник спешивался, привязывал коня и заходил в дом. В те времена все мужчины носили при себе нож и огниво. Отправляясь в гости, они спускали нож на цепочке на уровень колен, чтобы показать хозяевам добрые намерения.
В это время женщина обязательно встречала гостя с пиалой горячего чая. После чаепития начинался разговор. Хозяин обменивался с путником нюхательным табаком, беседовал. Сразу сообщать новости или задавать вопросы было нельзя - сперва неспешный ритуал.
Гостей в юрте рассаживали по социальному статусу. Так, почетные гости - духовенство, ламы - сидели в северной стороне дома, ближе к божнице. Чем ниже был ранг гостя, тем ближе к выходу он сидел.
Деревянные юрты
Если в степных зонах буряты строили войлочные юрты, то в горно-таежной местности жилища делали из дерева. В горах сложно разводить овец, и у людей не было столько войлока, чтобы сделать войлочную юрту. Деревянная юрта - это тоже традиционный дом у бурят.
Летние жилища строили в горах, где было прохладнее. Зимой же люди спускались с гор в более открытые зоны, где ветер выдувал снег, чтобы животные могли копытить траву.
Буряты кочевали не только исходя из погодных условий, но и чтобы прокормить скот. Если держать стадо в одном месте, животные попросту съедят всю траву и останутся голодными, поэтому буряты часто кочевали. Немаловажно было и знать места, где растут лекарственные травы, чтобы поддерживать здоровье скота.
- Если скот заболевал, стадо могли перегонять в определенное место, чтобы они поели лекарственные травы и подлечились. Хороший хозяин знал нужные места, - рассказывает Эржена Сергеевна.
Первыми при перекочевке выпускались лошади, потому что они едят самую лучшую траву - не лежалую. Далее выпускали коров, а самыми последними шли козы и овцы. Они очищают луга и поляны лучше газонокосилки - съедают все подчистую! Так что, если выпустить вперед овец, остальному скоту ничего не достанется.
В ХIХ веке буряты, живущие в Предбайкалье, начали переходить к оседлому образу жизни. Они отходили от скотоводства и все больше занимались земледелием, выращивали зерно на продажу, поэтому количество перекочевок сокращалось. Традиционные юрты все больше походили на обычные дома: восьмиугольные, шестиугольные, четырехугольные, появляются окна, веранды, крыльцо.
Летние юрты строили в полбревна, потому что необходимости сохранять тепло в жилище в общем-то не было. К летнику делали пристрой, где был вырыт ледник для хранения продуктов летом. Зимний дом строили в полное бревно.
Крышу покрывали дерном, чтобы сохранить тепло внутри дома. Когда трава вырастала, а на крыше начинали расти кустарники, хозяева пускали наверх коз, чтобы они пощипали все лишнее. Ну а внутреннее убранство оставалось тем же: в северной стороне - божница, справа - мужская сторона, слева - женская.
- В деревянных юртах тоже есть своя градация. Считалось, что обычные буряты строили себе жилище из лиственницы, духовенство - из сосны, аристократы - из кедра. По типу дерева, которое использовалось в строительстве, можно было увидеть, какой человек здесь проживает, - отмечает Эржена Сергеевна.
Жизнь в усадьбах
Несмотря на то что буряты перешли к житью в домах, построенных по русскому типу, идеальным домом все же считалась юрта. Поэтому на территории усадьбы всегда была юрта. С годами оно изменило свой вид: теперь юрта могла быть и четырехугольной.
На территории бурятских усадеб располагались зимний дом, летник, а также летняя кухня, которая использовалась, чтобы не нагревать дом приготовлением пищи летом. В летней кухне на территории Этнографического музея имеется и самогонный аппарат, на котором изготавливали молочную водку. Считалось, что такой напиток бьет не в голову, а в ноги. То есть сидеть и разговаривать можно, а вот в драку уже не полезешь - ноги не слушаются.
Семьи у бурят по-прежнему были многодетные, так что жилища строили большие, чтобы места хватило всем. Люди спали на кроватях, сундуках, на полу. Как и во многих других культурах, внутри жилища люди находились недолго - только поесть и поспать, остальное время они проводили за работой, на улице. Охота, уход за скотом, земледелие - все это занимало огромное количество времени.
Несмотря на то что конструкция юрты со временем трансформировалась, общие принципы жизни бурят остались прежними. В доме по-прежнему располагался очаг, сохранялось и деление на стороны. Вот и сейчас юрты пользуются большой популярностью среди жителей Бурятии. Живут в них редко, все же квартиры куда удобнее. Но строить кафе, беседки и туристические объекты в виде юрты у нас все еще любят.
Не зря говорят, что юрта - это целая вселенная, ведь здесь все находится в гармонии, у каждого предмета есть свое место. Сохранилась эта энергетика и в наше время: стоит зайти в юрту - и ты словно попадаешь в другое измерение, неподвластное времени. Чтобы более подробно узнать о бурятских юртах, Эржена Сергеевна посоветовала обратиться к книге Марины Содномпиловой «Семантика жилища в традиционной культуре бурят» или Виктора Михайлова «Войлочная и деревянная юрты у бурят».