бензин
32112

Почему бензин на АЗС не дешевеет, когда оптовая цена рухнула?

Эксперт рассказал, когда ждать снижения стоимости топлива

Фото: pikwizard.com

С конца февраля цены на бензин в России практически не изменились, что выглядит как парадокс: в предыдущие 15 лет розничная стоимость топлива непрерывно росла. Это происходит на фоне значительного падения оптовой цены, которая с начала года уменьшилась примерно на треть.

Изменение цены на топливо с начала 2018 года. Резкий рост слева — это «топливный кризис», после которого стоимость менялась лишь в пределах общей инфляции. С начала 2022 года розничные цены стабильны, с небольшой тенденцией к снижению.

О том, почему бензин для населения не дешевеет, получают ли нефтяники сверхприбыль и стоит ли ждать падения цен, — в материале «Информ Полиса». 

Большая разница

В январе оптовая цена топлива достигла 51,9 тысячи рублей за тонну АИ-92 и 55 тысяч рублей за тонну АИ-95, по данным Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи. При этом в начале июня эти показатели составили 36,6 и 40,7 тысячи рублей за тонну соответственно. То есть оптовая стоимость бензина упала почти на треть. 

Однако, по данным Росстата, розничная цена бензина остается стабильной и с конца 2021 года даже возросла в пределах 0,2–0,5%. В последнее время наблюдается незначительное удешевление, но темпы его микроскопические — порядка 0,1% в неделю. Для сравнения: оптовая цена в последнюю неделю мая снизилась сразу на 5%. 

Классификация цен на топливо:
Отпускные — для оптовиков, которые покупают топливо на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ).
Оптовые — для АЗС.
Розничные — для автовладельцев. 

Так, в начале января средняя цена литра АИ-92 на российских АЗС составляла 47,4 рубля, а в начале июня цена держится на уровне 47,6 рубля. Пиковые цены фиксировались в феврале, когда цена доходила до 47,9 рубля. С апреля сети заправочных станций снижают цены, но далеко не так активно, как это делают оптовые поставщики топлива. 

Лишь за последнюю неделю цена АИ-92 на бирже снизилась на 5,2%, а бензин марки АИ-95 подешевел до 40,7 тысячи рублей за тонну (на 5,4% за неделю). 

Стоит отметить, что дизельное топливо теряет в цене гораздо медленнее: за неделю цена летнего дизеля снизилась на 1,8% и составила 53,5 тысячи рублей за тонну.

Индекс потребительских цен (ИПЦ) на топливо в России на 3 июня 2022 года, по данным Росстата 

Повышенное предложение

Мы спросили финансиста Евгения Марчука о причинах возникшего парадокса в виде существенного разрыва между ценами оптового и розничного бензина. 

— Цена литра топлива формируется из себестоимости добычи нефти, акцизов и налогов, переработки и логистики доставки, торговой надбавки. Налоги и акцизы составляют 60–70% от цены. Предельная наценка на топливо в нашей стране не регулируется, при этом действует демпфирующий механизм. Если объяснять простыми словами, то государство доплачивает нефтеперерабатывающим заводам (НПЗ) в случае высоких цен на нефть и изымает дополнительные доходы в бюджет в случае низких. Это было сделано для того, чтобы экспорт не был рентабельнее сбыта внутри страны. Однако текущая ситуация, когда экспорт сильно ограничен санкциями, привела к повышенному предложению топлива на внутреннем рынке и снижению его оптовой цены, — объясняет он. 

Марчук отмечает, что АЗС зарабатывает на разнице между оптовой и розничной ценой. 

— Безусловно, они больше чем кто-либо другой заинтересованы в том, чтобы эта разница была выше. Но также стоит помнить, что АЗС находятся «на рынке» и розничную цену нужно делать ниже, чем у конкурентов. Сейчас можно делать разные выводы о том, сколько зарабатывают АЗС, однако стоит учитывать, что последние два года АЗС (особенно независимые) имели отрицательную маржу. Логично, что никакого смысла снижать свои цены сейчас у них нет, потому что неизвестно, сколько они смогут зарабатывать в будущем. А дополнительная прибыль, которую они получают сейчас, не иначе как премия за ранее упущенное, — считает финансист. 

Осеннее снижение

Возвращаясь к отсутствию корреляции между оптовыми и розничными ценами, финансист Евгений Марчук говорит, что нужно учитывать специфику долгосрочных контрактов, когда между оптовой закупкой и реализацией в рознице может пройти немало времени. 

— Скорее всего, мы можем увидеть розничные цены ниже ближе к осени, когда заканчивается период отпусков, при условии, что внешняя и внутренняя конъюнктуры изменятся не сильно. Если говорить о доходах АЗС в цифрах, то в начале года с каждого литра АИ-92 они зарабатывали около 5 рублей, а сегодня разница выросла примерно до 15 рублей. Ответить однозначно на вопрос, хорошо это или плохо, я не возьмусь. Потому что в стране, где последние 15 лет цена топлива постоянно росла, «замороженные» полгода цены — это уже хорошо. Ну и если опять же глубоко копать, то можно заметить, что розничные цены не растут вместе с оптовыми, но и не падают вслед за ними, когда те снижаются. Никто ведь не задавался такими вопросами последние два года, когда АЗС были около нуля или в отрицательной марже, — добавляет наш собеседник. 

По словам финансиста, для того, чтобы сделать глубокую оценку и выводы, нужно окунуться в специфику работы АЗС. 

— А именно в ту ее часть, где на одной стороне «играют» независимые (частные) АЗС, а на другой — входящие в вертикально-интегрированные холдинги. Сравнивая их, мы увидим, что они изначально работают в неравных условиях. Также сегодня много говорят о стоимости литра топлива у нас, в Европе или США. Однако, если вы хотите посчитать или сравнить цены корректно, попробуйте учитывать не стоимость литра топлива, а отношение этой самой стоимости к месячному доходу. Сколько литров бензина можно купить на месячный доход? Ответив на этот вопрос, можно понять, где топливо наиболее доступно. Считайте и делайте выводы сами, — предлагает Евгений Марчук. 

В начале июня Европейский союз принял шестой пакет антироссийских санкций, который в числе прочего предполагает существенное сокращение импорта сырой нефти (в течение полугода) и нефтепродуктов (в течение 8 месяцев). Запрет касается поставки нефти и ее продуктов танкерами, что является основным способом экспорта такого сырья из России в ЕС, а также по трубопроводам. Исключение оставлено для ряда зависимых от России стран Восточной Европы, которые смогут получать нефть по трубопроводу «Дружба». 

Средние потребительские цены на бензин автомобильный и дизельное топливо на 10 января 2022 года, по данным Росстата (рублей за литр):

 

Бензин
автомобильный

В том числе

Дизельное
топливо

марки АИ-92

марки АИ-95

марки АИ-98 и выше

Россия*

50,42

47,40

51,29

59,42

54,37

ДФО

53,39

51,36

53,42

58,98

62,69

Бурятия

51,64

47,98

50,57

59,32

56,62

 

Средние потребительские цены на бензин автомобильный и дизельное топливо на 3 июня 2022 года, по данным Росстата (рублей за литр):

 

Бензин
автомобильный

В том числе

Дизельное
топливо

марки АИ-92

марки АИ-95

марки АИ-98 и выше

Россия*

50,61

47,23

51,27

60,12

54,42

ДФО

53,24

51,01

53,12

59,65

61,12

Бурятия

51,13

47,75

50,55

59,08

56,32

* Средняя потребительская цена по России формируется как средневзвешенная величина с учетом ежегодно актуализируемой доли объема потребления бензина и дизельного топлива в субъектах РФ.

Автор: Номина Соктуева

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях