работа
16662
34

Уехавшие в Америку уроженцы Бурятии становятся «бомжами на колёсах»

Они массово уходят в дальнобойщики

Фото: pixabay.com

Минувшей зимой известный общественник Булат Шагжин рассказал о жителях республики, которые работают в США дальнобойщиками. Сам он ещё несколько лет назад обосновался в Америке. На родине Шагжин возглавлял общественную организацию «Буряад соёл» и одноименный издательский дом, а, оказавшись в Штатах, подался в шаманы.

С тех пор активист, эмигрировавший в США «из-за конфликта интересов с властями», периодически размещает в соцсетях посты о жизни за бугром. В декабре он раскрыл секреты так называемого «тракового бизнеса», который строят уехавшие в Америку уроженцы Бурятии. Правда, конкретные имена называть не стал.

- Самый популярный вид бизнеса для наших – это стать водителем трака (фуры), а затем купить свой в лизинг. Как минимум трое моих знакомых через два года пребывания в США приобрели по такому. И если водитель получает от восьми тысяч долларов в месяц, то владелец может рассчитывать уже на 12, – написал тогда Булат Шагжин на своей страничке во «ВКонтакте». – У одного из знакомых уже есть свой автопарк, и он сам нанимает водителей. Также есть друзья, которые выбрали альтернативный путь – покупку бакс-траков. Это чаще всего фургоны или маленькие грузовички. Для старта это просто.

Чаще всего наши земляки обращаются в компании, которые уже занимаются грузоперевозками.

- Последний вариант позволяет работать ненормативно, не требует специальной лицензии. На больших траках нужно сдавать специальный экзамен, и учиться весьма дорого, – пояснил общественник. – Кроме того, на маленьких грузовичках можно заезжать на любые стоянки для легковушек и ездить по городу – их не останавливают на весовой контроль. Прибыль – пять тысяч долларов, если просто водитель. Если владелец – шесть-семь тысяч. Бизнесы специфичны тем, что расстояния гигантские, ремонт часто и задорого, поэтому надо уметь ремонтировать самому, иметь страховки на дороге на ремонт, место и людей, которые этим занимаются.

Сменил ютную квартиру на кабину трака

Большую статью, посвящённую жизни выходцев из Бурятии в Америке, опубликовала недавно «Новая Бурятия». Как отмечает издание, Нью-Йорк для них сейчас – словно Москва в 50-70-е годы прошлого века. Все, кто сумел получить визу в США, едут туда с большим энтузиазмом. Уроженцы «таёжной озёрной» работают на стройках так называемыми хэлперами – подсобными рабочими, в ресторанах – официантами и клинерами, на конвейерах, в moving – это перевозка вещей и мебели. Женщины часто трудятся хоумдентами или бебиситерами – домработницами или сиделками с детьми.

Но, наверное, самой популярной профессией всё же остаётся водитель-дальнобойщик. При этом мало кто имел подобный опыт в России. В Штатах бывалые шофёры встречают новых коллег фразой: «Добро пожаловать к бомжам на колёсах».

Один из таких «бомжей» – Баир Мункуев. Ещё два года назад он работал в Улан-Удэ таксистом и не знал, что судьба занесёт его в США, а свою уютную квартиру он сменит на кабину трака. Одной из причин переезда  послужил большой и невыплаченный кредит. Сейчас мужчина исколесил эту страну вдоль и поперёк. По понятным причинам, он не захотел «светиться» в СМИ, но согласился рассказать о своей жизни за океаном.

«Америка никого не ждёт»

За границей обустроиться оказалось гораздо сложнее, чем в другом регионе России. Баиру повезло, что друг и земляк приютил его на целых две недели. Позже он поселился в хостеле и платил по сто долларов в неделю – это самое дешёвое жильё в Нью-Йорке.

- Это обиталище наркоманов, проституток. Там самые скотские условия, крысы, тараканы. Америка никого не ждёт и сразу даёт понять, что ты здесь никому не нужен. Если готов жить вначале в таких условиях и пахать, как папа Карло, то выживешь и заработаешь. А если нет – то всё будет не нравиться: и условия, и правительство и, в конце концов, уедешь домой. Здесь пашешь, но зарабатываешь, а в России часто пашешь или не пашешь – всё равно не зарабатываешь, – заявил Мункуев «Новой Бурятии».

Сначала мужчина работал на стройке. Потом устроился на вышку в Атланте – трудился монтажником-высотником. Но однажды на высоте в 50 метров понял, что возраст всё-таки дает о себе знать. Тогда Баиру было 55 лет. Работал на вышках полгода, пока не получил Social Security Number (номер социального страхования – прим. авт.) и Work Authorization (право на работу). Потом подготовился и сдал экзамены в местной автошколе, причём вождение по городу – со второго раза.

- Дело в том, что в первый раз пошёл очень самонадеянно – думал, что многолетний стаж и работа таксистом помогут. Не помогло – завалился. Пришлось взять уроки у русскоязычного инструктора по 40 долларов за занятие, – вспоминает Баир.

После трёх занятий всё получилось. За экзамены мужчина заплатил 150 долларов. Плюс пришлось раскошелиться на бензин и платную автодорогу. Получив права и медицинское разрешение на управление транспортным средством Баир начал работать на «вэне», после – на «бакстраке».

- Работы на бакстраке больше, чем на большом траке, и платят в полтора-два раза меньше. За сутки в среднем проезжаю от 500 до 1000 миль (1,6 километра), хотя бывало и 1400, – отмечает уроженец Бурятии.

«Самые порядочные – американцы»

Из всех американских городов Баиру, по собственному же признанию, больше всего понравился Нью-Йорк.

- Но сейчас, как говорят старожилы, он сильно испортился. Мне понравилось в Атланте, но там скучно – некуда пойти. Вообще в Америке много красивых городов и интересных мест. С земляками иногда случайно встречался на тракстапах. Однажды на стоянке в Солт-Лейк-Сити встретил Виталия из Санаги (улус в Закаменском районе – прим. авт.). Он дал мне свою карточку на бесплатное посещение душа и сауны, – поделился собеседник издания. – Многих видел на Сагаалган в Нью-Йорке. Праздник проходил в Бруклине – в большом ресторане. Было много американцев, мужей наших землячек, калмыки со своим ансамблем, монголы. Из Бурятии приехала певица Дулма Сунрапова. Обслуживали нас симпатичные темнокожие официантки. А в Хьюстоне встречался с бурятом, который работает в НАСА.

Самым сложным для мужчины оказались моменты загрузки и разгрузки. 

- Когда ищешь это место, а потом ждёшь. Иногда – очень долго, больше суток, – поясняет он. – Объясняться через переводчика тоже нелегко. Раньше я нервничал, переживал, когда груза не было, а сейчас всё принимаю как есть. Просто бесполезно волноваться. Первое время ездил на «Форде» 2008 года, F-650, и он был старым – особенно по американским меркам. Потом пересел на новый японский «Нино» – 268. Это идеальная, классная машина для дальнобоя. В первое время приходилось перебарывать страх перед дорогой, перед огромными развязками, когда летишь на огромной скорости и не знаешь, куда свернуть. Когда безумно боишься пропустить отворот в нужном направлении, потому что если пропустишь, то будешь вынужден проехать десятки километров, чтобы развернуться.

Устроиться дальнобойщиком помог приятель, который тоже приехал из Бурятии и до этого работал на белоруса.

- Вообще все работодатели из бывшего СНГ – ушлые, пытаются объегорить нашего брата. Самые порядочные – это американцы. Они не экономят на своих сотрудниках. Контракт, страховка, отпуск, бенефиты, условия – всё в норме. Если, не дай бог, что-то случится, то они всю жизнь тебе платить будут, а «левые» работодатели не помогут, в лучшем случае заплатят немного один раз. И всё, – подчёркивает Баир.

В Штатах о Бурятии никто не слышал, но местные почему-то очень радовались, когда узнавали, что он из России.

- Наши здесь на хорошем счету. Наверное, потому, что до работы на траке добираются самые трудолюбивые и упорные, – считает Мункуев. – Кто-то на права не сдал, посмотрел на трудности и сразу опустил руки. Такие сразу уезжают домой. Америка вообще никого не ждёт, здесь только выносливые и трудолюбивые могут выжить. А кто-то работает, сам покупает трак и работает на себя. У некоторых бурят есть по несколько машин, и они сами являются работодателями. Но никто не будет делать тебе снисхождение, даже если ты земляк.

«Скучаю по бурятской кухне и Байкалу»

В хостеле в Майаме, где жил наш земляк, пока учился в автошколе, его принимали то за казаха, то за киргиза.

- Во время учёбы подружился с чемпионом мира, пятикратным чемпионом Азии по кикбоксингу Шухратом Юсуповым. Он хорошо знает нашего Баира Улахинова. Шухрат живет в Лос-Анджелесе, снимается в Голливуде, но так как никаких съёмок сейчас там нет, решил сдавать на CDL. Эти права дают право на работу, а имея CDL, никогда без куска хлеба в Америке не останешься. Здесь всегда требуются водители-дальнобойщики, – рассказывает Мункуев. – Чтобы стать дальнобойщиком – особенно в чужой стране – нужно быть самодостаточным человеком, уметь общаться с людьми. А я ведь почти не знаю английский. Мелкие проблемы возникают постоянно – как купить и заменить лампочку на фаре, где подкачать колесо, где переночевать, как найти дорогу, если заблудишься, как себя накормить. Много разных мелочей. Зато спишь и живёшь в дороге, в кабине, не нужно платить за аренду жилья и электричество.

Иногда Баир сам готовит себе еду – в машине у него есть плитка. Выходит большая экономия.

- И в рестораны хожу – сейчас могу себе это позволить. В пути постоянно разговариваю с друзьями и родственниками из Бурятии. Еду, пою наши бурятские песни, любуюсь американскими пейзажами. Очень скучаю по сыну, по бурятской кухне, по Байкалу, по омулю. Но понимаю, что в России сейчас делать нечего, – признаётся он. – Конечно, трудности есть и со здоровьем. Суставы, колени побаливают. Был бы немного моложе…  Но я не унываю. Скоро сдам на CDL, поработаю, куплю машину, буду работать на себя. 

Мункуев хочет поступить в университет и выучить английский.

- Мечтаю, что буду иметь возможность ездить в Бурятию, возвращаться в Америку, работать, путешествовать по миру. У человека должна быть мечта и вера в Бога и в себя. Когда бывает тяжело, говорю себе: «Прорвёмся!». И нужно всегда что-то делать. Без этого в любом деле и месте нельзя. А в Америке – тем более, – заключил он.

Автор: Наташа Саган

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях