На днях депутат Народного Хурала Михаил Гергенов, известный в республике как борец с «золотыми» доплатами, опубликовал в соцсетях любопытный пост. Он предложил наложить тотальный запрет на вырубку зелёных насаждений в Бурятии.
- Моё личное мнение. Рубить лес в Бурятии надо запретить всем – и своим, и китайцам. Омуль ловить тоже – даже удочками. Добычу нефрита тоже запретить всем – и своим, и московским. А то так через 50 лет мы останемся и без этих природных богатств, и без великого Байкала. Всё взаимосвязано, – заявил парламентарий на своей страничке в Facebook. – Варвары мы. Дикие люди. Может, даже нелюди. Рубим свое будущее своими руками. Всем ведь понятно – нельзя так жить, каждый день видеть эшелоны с лесом, поваленные деревья, вскопанные и изуродованные горы и реки без зверей и рыбы. Нет нам оправдания, что мы придуриваемся, боязливо закрываем глаза на творящийся беспредел. Что мы оставим потомкам? Пыль да туман.
Эта запись собрала более семи десятков «лайков», но идея Михаила Гергенова понравилась далеко не всем. Вот что, к примеру, заявил бывший зампред правительства Бурятии по социальному развитию Владимир Матханов: «Реже ходить в туалет, чтоб не напрягать старенькие очистные, и пореже дышать, пока не подрастут деревья».
«Их в дверь, они в окно»
Судя по всему, сам пост Гергенова навеян возвращением в республику китайской компании ООО «МТК-Дженькей», которую в прошлом году со скандалом выгнали из Закамны. Теперь инвесторы из Поднебесной положили глаз на леса в Хоринском районе. И, судя по отзывам в соцсетях, в республике назревает новый бунт против иностранных бизнесменов.
- Нужно вообще прогнать эту компанию из Бурятии! Из кожи вон лезет, чтобы получить нашу землю! Делайте репосты, чтобы как можно больше людей узнало об этом, – гласит пост в одном из популярных местных пабликов во «ВКонтакте», где насчитывается более восьми тысяч подписчиков.
Участники сообщества тут же поддержали этот призыв и начали активно «репостить» запись. «Протестую! Кто со мной?», «Гнать поганой метлой!», «Их в дверь, они в окно», – отмечают под постом разгневанные жители республики.
Ситуацию прокомментировали в республиканском агентстве лесного хозяйства (РАЛХ). Там подтвердили, что «МТК-Дженькей» и в самом деле намерена заняться переработкой и добычей леса в республике. Китайским инвесторам уже подобрали участок для заготовки древесины площадью свыше 62 тысяч гектаров. Он расположен в Хоринском районе, на землях лесного фонда. По предварительным данным, ежегодный объём заготовки древесины составит более 14 тысяч кубометров.
- Проектная документация утверждена. На её основании ведётся постановка лесного участка на кадастровый учёт. После планируется заключить договор аренды лесного участка в случае согласия инвестора со всем пунктами договора, – рассказали в пресс-службе РАЛХ.
В агентстве напомнили: в 2019 году требования ко всем проектам, касающимся освоения лесов, ужесточили – в соответствии с правительственным постановлением № 190 от 23 февраля 2018-го. Отныне инвестор обязан предоставлять план реализации проекта и каждый квартал отчитываться о проделанной работе, причём с приложением фото- и видеоматериалов. А публиковаться эти отчёты должны на официальном сайте республиканского министерства промышленности и торговли. Если хоть один пункт договора нарушат или же выявятся какие-либо несоответствия действий инвестора и предоставленных документов, то после внеплановой проверки договор с ним вовсе могут расторгнуть. А вот аренду за весь период пользования участком придётся оплатить в полном объёме.
Кроме того, в правительстве заявили: реализация проекта «МТК-Дженькей» позволит Хоринскому району претендовать на единую дальневосточную субсидию. Однако местных жителей всё это не впечатлило. В Сети даже появилась петиция против оскандалившейся компании, которую подписали несколько тысяч человек.
В итоге решили провести общественные слушания. Они состоялись в минувшую среду, 27 июня. Во время публичного обсуждения людей попытались убедить, что главная цель «Дженькей» – не продажа, а восстановление леса. А сами представители компании пообещали финансовые вливания в районный бюджет.
В результате после слушаний создали общественный комитет по контролю за лесозаготовителями района. Правительство пообещало помочь местным предпринимателям в работе. Судьба самого проекта по освоению хоринского леса пока остаётся неизвестной.
Тем временем известная общественница и блогер Дора Хамаганова разместила в соцсетях фото районной газеты «Удинская новь», где опубликована статья в защиту китайской компании, и рассказала ещё кое-что интересное.
- Как сообщили очевидцы, жители Хоринского района, перед общественными слушания там шла усиленная обработка людей именно в сторону этой коммерческой структуры представителями власти Бурятии. Это что происходит средь бела дня? – возмутилась активистка. – А вот перед вами на фото –любопытная публикация, целый «подвал» из районной газеты «Удинская новь». Объясните, мне, «тёмной» и «непросвещённой» личности, с каких это пор заместитель председателя правительства Бурятии, уважаемый Алексей Мишенин, с настойчивостью, достойной лучшего применения, «топит» за китайскую компанию «Дженькей»?
К слову, в своём посте Дора Хамаганова отметила правительственных чиновников, однако её вопрос так и остался без ответа.
Страсти по лесу
К российскому рынку лесопереработки бизнесмены из Поднебесной присматривались с 2012 года и в итоге выбор пал на Бурятию. В июне 2017-го стало известно о намерении «МТК-Дженькей» построить в республике лесоперерабатывающий комплекс за 750 миллионов рублей. Соответствующее соглашение с руководством компании подписал глава республики Алексей Цыденов.
Сообщалось, что само предприятие расположится в Тальцах, где предприниматели из КНР на тот момент уже приобрели земельный участок, а заготовка древесины будет осуществляться в Закамне. СМИ писали: основными рынками сбыта продукции за пределами России станут Китай, Монголия и Иран, а позже – и страны Евросоюза. Предполагалось, что после выхода предприятия на полную мощность налоговые отчисления в бюджеты разных уровней составят 70 миллионов рублей в год.
Власти республики собирались сдать тайгу в аренду китайцам аж на 49 лет. Однако закаменцы взбунтовались против передачи лесов. В Сети появилась петиция в защиту зелёных насаждений. Авторы обращения призвали чиновников и общественность обратить внимание на эту проблему.
- Мы хотим предотвратить варварскую вырубку в лесничествах Закаменского района, – отмечали инициаторы. – Уничтожение леса грозит обмелением рек и необратимыми изменениями в природной среде. Это может обернуться глобальными экологическими проблемами.
В правительстве тем временем пытались обосновать своё решение. Игорь Зураев, который тогда являлся зампредом по экономическому развитию, заявил: не надо бояться слова «китайский». Он отметил, что инвесторы из КНР должны были заняться заготовкой и глубокой переработкой лиственницы, которая «не востребована на внутреннем и внешнем рынках». Власти также говорили о законных вырубках, рабочих местах и налогах.
Жители Закамны стояли на своём. Вскоре там состоялся народный сход, на который приехали члены правительства и представители «МТК-Дженькей». В итоге в районе, как сейчас в Хоринске, решили создать общественный совет по защите лесов и определить родовые земли и места проведения религиозных обрядов, где заготовка древесины будет запрещена. Но главное, бизнесмены из Поднебесной отказались от закаменской тайги.
Незадолго до этого общественники и экоактивисты решили провести в Улан-Удэ акцию в защиту зелёных насаждений. На мероприятие, которое сами организаторы окрестили «народным сходом», жителей республики приглашали через социальные сети и мессенджеры. Инициаторы сразу предупредили, что оно не согласовано с властями. В итоге протест обернулся стычкой с правоохранителями и массовыми задержаниями.
Руководство республики расценило так называемый народный сход в центре города как политическую провокацию. Алексей Цыденов на встрече с журналистами и вовсе заявил, что за организацией несанкционированной акции якобы стоят люди, отстаивающие собственные интересы. «Народные волнения» он связал с надвигающимися выборами в Народный Хурал.