Общество
928

Киоскам, продающим газеты, обещают помощь

А «районкам» предлагают активнее участвовать в существующей системе господдержки

Утром 18 июля в Улан-Удэ прошел семинар, на котором обсудили виды господдержки печатных СМИ в рамках Байкальского информационного форума

Начальник отдела Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Светлана Дзюбинская дала оценку нынешнему состоянию дел на рынке российской печати, отметив нерадостные тенденции.

Дзюбинская.jpg

Не секрет, что государственное финансирование все больше урезается – в 2013 году было выделено 119 млн. рублей на все региональные СМИ России, к 2015 году эта сумма составит уже 99 млн. рублей. Несколько лет назад Дмитрий Медведев заявил о разгосударствлении СМИ. То есть все печатные издания, состоявшие на бюджетном содержании, должны были отправиться в свободное плавание и зарабатывать самостоятельно. Правда, эти слова так и повисли в воздухе, потому что никаких мер по поддержке СМИ, в частности районных газет, которым трудно будет выжить в таких условиях, разработано не было. Проблема выживания газет поднимает множество вопросов, среди которых главный – как гарантировать конституционное право гражданина на свободный доступ к информации?

Варианты ответа на этот вопрос обсуждаются, эта тема муссируется в самих СМИ, особенно столичных, однако региональные газеты пока заботит собственно выживание.

Система распространения

Уже второй день на БИФе звучит много жалоб от издателей в адрес Почты России. Если в отдаленном селе из десяти домов есть один человек, который желает подписаться на газету, то нет никакой гарантии, что она к нему придет вовремя, но в таких селах альтернативы доставки пока нет. Для создания же собственной службы логистики средств «районок» нет. Кроме того, с тех пор как запретили продавать табачные изделия в киосках, подавляющее большинство из них, торговавших, в том числе газетами, закрылось.

Светлана Дзюбинская сообщила, что Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям разработаны рекомендации по поддержке системы розничного распространения СМИ, а именно будет оказываться поддержка киоскам, торгующим печатной продукцией. Введен норматив, согласно которому в городах должно быть не менее одного киоска на 1500 человек, не менее одного киоска на 2500 человек в районах и не менее 1 киоска на 4000 человек там, где проживает менее 50 тысяч человек. Площадь киоска варьируется в пределах от 9 до 18 кв.м., а павильона – до 50 кв.м.

Кроме того, киоски в каждом отдельном городе рекомендуется оформлять в едином стиле. Ассортимент должен состоять на 60 процентов из печатной продукции. Арендная плата будет взиматься по льготным ставкам – в нашем городе она составит не выше 20 рублей за 1 кв.м. в месяц. Соответствующий приказ уже утвержден Минкомсвязи РФ, контроль за его исполнением возложен на Алексея Волина, замминистра связи и массовых коммуникаций.

Отсутствие рекламодателей

Реклама – основный источник дохода для СМИ. С тех пор, как запретили рекламу алкоголя, табака, а скоро запретят и рекламу БАДов, объемы рекламных потоков существенно снизились.

Светлана Дзюбинская предлагает активнее принимать участие в конкурсах и грантах, в рамках которых с 2006 года ее ведомство оказывает господдержку тем организациям, которые готовят социально-значимые проекты и выпускают издания для инвалидов, в том числе инвалидов по зрению. Районным газетам предлагается делать спецвыпуски, а журналам – посвящать отдельный номер общественным проблемам. Поддержку также могут получить издания для молодежи, детей, художественно-литературные.

Также в Федеральном агентстве есть статья по господдержке изданий, активно пишущих о коррупции на любом уровне власти – как региональной, так и местной. Но, увы, заявок на финансирование здесь очень мало – не каждое районное СМИ пойдет против административного ресурса. Тем более, зачастую местные администрации сами же и являются учредителями газет. Только благодаря необходимости для госучреждений размещать все нормативные акты в печатных СМИ, газеты еще держатся на плаву. Однако уже было высказано предложение убрать слово «печатные» из ФЗ «О СМИ». А это значит, что правительственная и прочая информация может разместиться и на сайтах, а не на бумажных носителях.

Гильдия издателей периодической печати подготовила ряд предложений по улучшению предпринимательского климата в сфере издания, среди которых вопросы снижения страховых взносов, налоговых ставок, предоставления субсидий. Пока к рассмотрению эти предложения не принимались.

Все чаще звучат предложения объединиться районным СМИ в единый холдинг своего региона. Однако в каждом регионе свои особенности, и не везде это возможно. Тем не менее, Светлана Дзюбинская предлагает присмотреться к подобному варианту развития событий.

Фото автора и Марк Агнор

Автор: Светлана Потхоева

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях