Почему упал дрон, сколько он стоил на самом деле и как создатели беспилотника планируют восстановить подмоченную репутацию? «Информ Полис» стал единственным бурятским СМИ, которому удалось взять интервью у создателей аппарата, чье падение мы забудем не скоро. 

Остап Бендер в деле? 

Беспилотник «Почты России», эпично рухнувший две недели назад в Бурятии, на время сделал республику самым популярным регионом страны. О неудачном запуске рассказали все федеральные СМИ, да и юмористические программы не оставили казус без внимания. Поупражнялись в остроумии и пользователи сети. 

- Даже бесчувственный дрон выбрал самоубийство, а не работу на почте, – оставляли язвительные комментарии жители Бурятии. 

А оппозиционное издание «Радио Свобода» даже провело журналистское расследование

По мнению журналиста, в крушении виновны создатели дрона, которые, считает он, могут оказаться обыкновенными стартаперами-мошенниками. По мнению экспертов, причиной аварии могла стать «кустарная сборка», а появившаяся в прессе цена аппарата в 1 млн 200 тысяч рублей многим специалистам показалась сильно завышенной. 

- Конструкция сделана очень топорно, «на коленке». Пластиковые мотормаунты на карбоновых трубках (крепления моторов к раме дрона. – Прим. РС) вполне могли явиться причиной аварии. Например, пара моторов могла немного провернуться относительно вертикальной оси, – пояснил источник издания. –  Но наиболее вероятно, что они пускали пыль в глаза и летели на ручном управлении (я именно так и летал для прессы и випов), и тут – ошибка пилота, например. Я участвовал во многих съёмках фильмов, но этих ребят не знаю. 

В то же время собеседник «Радио Свобода» допускает, что подобный аппарат теоретически мог стоить и 1,2 млн рублей.   

- Что мы видим на фото? Моторы, 12 штук по 100 - 110 долларов – ну, пусть будет 1320. Рогули (регуляторы) – 12 штук. Пусть будет по 70 долларов, то есть 840, ну 1000, если округлить и доставку посчитать. Пропы (пропеллеры) – ну, пусть пара за 70 - 80 долларов, итого 480. Цена рамы сильно зависит от того, покупали или сами пилили карбон. Со всей жадностью пусть 1000 долларов. Аккумуляторы – 3 штуки 6s, ёмкость не вижу, но, думаю, что начиная от 16000 mAh, где-то по 340 долларов, итого – 1100. Самое сложное – это мозг (управляющая электроника). Он может стоить от 500 до 10000 долларов. Плюс они могли посчитать наземную станцию. На фото видно, что у них там ноутбук с радиомодемом. В общем, без мозга его стоимость примерно 5 000 долларов. Мозг – от 1000 до 10000. Пульт радиоуправления – ну, пусть ещё 1000. Так что не так много парни сверху накинули, – углубился в расчеты эксперт. 

«Маршрут изменили в угоду пиару»

А вот каким мнением поделился с нами разработчик аппарата. 

- Днём ранее мы прекрасно отлетали тестовые задания, не было ни одного технического сбоя и аппараты работали стабильно, чему есть много свидетелей. После полётов, уже вечером, мы поехали на предложенные точки маршрута. Точку прилёта мы сразу занесли в полётное задание, а вот точку старта перенесли на пустырь между дорогой и домом с почтовым отделением. Она была гораздо более безопасной, о чём уведомили заказчика. Но в день полёта нас попросили лететь прямо от отделения,– говорит Андрей Нестеренко, генеральный директор «Магнетара». 

По его словам, они попросту не успели за короткий срок должным образом протестировать с новой точки старта дрон, вследствие чего беспилотник потерпел крушение. 

- Мы провели технический анализ дрона после падения и выяснили следующее. В момент старта беспилотник поймал 7 спутников GPS, что является хорошим показателем. К примеру, обычный телефон ловит ближайшие 2 - 3 станции.  Ошибки в полётном задании не было. Аппарат взлетел на первую точку (она была на высоте 30 метров от точки старта), и с ним было всё в порядке. После того как он набрал высоту 100 метров (это была вторая точка маршрута)  и двинулся в сторону третьей точки, GPS-приёмник сразу перестал видеть спутники и больше не смог связаться с ними. Это и явилось причиной аварии. Всё остальное оборудование работало исправно, о чём свидетельствуют логи системы (файл с записями о событиях в хронологическом порядке. – Прим. авт.). И это было видно визуально, все моторы крутили винты. Сам GPS-приёмник и автопилот после падения не пострадали. Такая ситуация может возникнуть только в случае радиоэлектронных помех, - уверен Нестеренко. 

Из-за спецсредств, считает он, и упал дрон. 

- Уже позже мы выяснили, что в радиусе около километра от точки старта находятся аэродром вертолетного завода и военный объект. Они оснащены средствами радиоэлектронной борьбы. То есть, пока дрон находился между домами, он работал исправно, а когда набрал высоту в сто метров, то  потерял все спутниковые станции и был дезориентирован. Более того, маршрут был проложен как раз над этими спецобъектами и шансов долететь до точки посадки у него было мало. Стоит отметить, что наши дроны могут летать в автоматическом режиме и без GPS, но, к сожалению, мы не были предупреждены о том, что маршрут проложен вдоль спецобъектов, а наше предложение летать в поле было отвергнуто в угоду пиару. 

Мы напомнили директору компании, что падение беспилотника было заснято другим дроном, который почему-то остался «жив». 

- Он не поднимался на необходимую нам высоту и управлялся вручную, - ответил Нестеренко. 

Откуда 1,2 млн?

Также мы задали вопрос о 1,2 млн рублей, на которые якобы и был сконструирован дрон. 

- Никаких денег за полеты мы не получали. И все расходы на проживание, перелеты и зарплату людям мы взяли на себя. И за разбитый аппарат никакой компенсации, естественно, мы тоже не получим. Все разработки мы ведём исключительно за собственные средства и ни разу не получали никакой государственной поддержки. 

Перед крушением в Бурятии дрон исправно служил несколько лет. 

- На этом аппарате были сняты ряд известных фильмов и много рекламных роликов. При этом на дроне была установлена профессиональная камера RED EPIC c подвесом, общий вес полезной нагрузки - 12 кг. Никаких нареканий к аппарату и уж тем более аварий не было. Здесь же мы поднимали всего 400 г. 

«Наши дроны полетят!»

Однако «Почта России», не дождавшись результатов технического анализа дрона после падения, уведомила «Магнетар» о том, что отныне сами будут заниматься тестированием дронов для доставки посылок. 

- Мы выберем исполнителя работ, определим те маршруты, где действительно необходимо задействовать такого рода летательные аппараты. И проведя, наверное, не менее сотни соответствующих испытаний, доложим журналистскому сообществу и всем гражданам нашей страны о том, как мы этот вопрос решаем в «Почте России», - заявил гендиректор почтового оператора Николай Подгузов. 

Несмотря на поражение и теперь уже отсутствие крупного заказчика, компания «Магнетар» намерена продолжить тестирование беспилотников в Бурятии. Второй тестовый полет пройдет в мае. 

- Мы планируем повторить тестирование своих дронов на территории Бурятии. У нас есть пять беспилотников с разработанными задачами, - говорят они. 

К слову, глава Бурятии Алексей Цыденов все же, кажется, поддерживает разработчиков

- Нашей задачей было не просто запустить дрон, а начать выпуск беспилотных аппаратов в Улан-Удэ. Разместить новое производство, т.е. создать новые рабочие места с хорошей зарплатой и с дополнительными налогами для республики. Нашли компанию «Магнетар», которая готова совместно с нашим приборостроительным объединением начать выпуск дронов у нас в республике.  Сфера применения у них большая: мониторинг лесопожарной обстановки, картографирование, сельхозмониторинг, контроль вырубки леса, спасательные операции и, конечно,  перевозка почты, – сообщил у себя на странице в facebook Алексей Цыденов. 

Он также подтвердил информацию, что республика запуск никак не спонсировала. 

- Сколько за это заплачено? Ноль рублей, ноль копеек! Поскольку это была демонстрация со стороны производителя, то все расходы нес производитель. Ни правительство Республики Бурятия, ни «Почта России» ни копейки не оплачивали. Продолжим ли мы работу? Безусловно! Работу мы продолжим, учтем ошибки и проект по открытию нового производства в Бурятии в любом случае запустим. Наши дроны полетят! Теперь это дело принципа - оправдать доверие, оказанное «Почтой России», - уверен Цыденов.