Политика
2258

Осенние гонки. Бурятия готовится к выборам

Чего ждать населению от политических партий на фоне грядущих выборов в Госдуму

Фото: М. Агнор

Бурятия готовится к выборам. Хоть и агитировать еще нельзя, но кандидаты в депутаты российского заксобрания уже вовсю просчитывают свои шаги в предстоящей гонке за вожделенное госдумовское кресло.

«Единая Россия»

С правящей партией все понятно. Все указания идут «сверху». Кандидаты если не из числа тех людей, что постоянно «на слуху», но, тем не менее, зарекомендовавшие себя на прежних должностях на госслужбе. От «ЕдРа» на этих выборах в Госдуму метит министр образования Алдар Дамдинов. Человек, в принципе, идет на повышение в своей карьере. Одно понятно: Дамдинов в партии является кандидатом №1. Вот и на майской репетиции выборов он занял то самое первое место. Однако на фоне остальных кандидатов у него есть один несомненный плюс. За чиновником не стоит больших капиталов или интересов крупного бизнеса. Это «человек системы», у которого после нескольких лет работы в ней, скорее всего, созрело желание и понимание, каким образом ее можно улучшить. Возможно,  поэтому он и решил податься в законодательное поле.

Тройка лидеров по партийным спискам у «Единой России» в этот раз сложилась крайне интересная: возглавляет ее депутат Госдумы и эстрадный певец Иосиф Кобзон, далее идет один из руководителей ОНФ Николаев Николаев, замыкает «триумвират» известный бурятский общественник Николай Будуев. Таким образом, можно заключить, что «ЕдРо» делает ставку сразу на три уровня «охвата» избирателей. На федеральном уровне тянуть партию призван хорошо узнаваемый и не чуждый бурятам Кобзон. Роль «свежей крови» играет Николай Николаев, чуждый политике борец с коррупцией в регионах. И узнаваемый в Бурятии общественник депутат горсовета Николай Будуев, который снискал популярность «правдорубным» стилем поведения во время различных планерок и мероприятий в мэрии. Можно заключить, что партия власти, руководствуясь инструкциями из Москвы, начала очищаться от влияния местных олигархов и чиновников, приводя в свои ряды зарекомендовавших себя среди населения «борцов с коррупцией».

КПРФ

Здесь все не так однозначно. Уже которые выборы подряд коммунисты Бурятии делают ставку не только на предвыборную программу, но и на харизму их лидера Вячеслава Мархаева. Депутат Госдумы, безусловно, пользуется популярностью у населения, особенно у старшего поколения. Однако «культ вождя» становится причиной некоторых расколов внутри самой «красной партии». Все становится более понятным, если обратиться к прошлой большой коммунистической выборной кампании. В 2012 году Мархаев с однопартийцами активно ратовал за избрание Геннадия Зюганова в президенты страны. И тогда же по невыясненным причинам БРО КПРФ покинули два известных человека. Ими были директор БНЦ Сергей Базаров и экс-президент республики Леонид Потапов. Коммунисты обвинили их в том, что они вошли в штаб Путина, тем самым «предав партию». Сами исключенцы по этому поводу ничего не сказали.

В этот раз перед выборами в Госдуму КПРФ начала зачистку в своей тункинской ячейке. Итогом чистки стал выход из партии двух ярких партийцев: депутата Народного Хурала Леонида Турбянова и бывшего депутата горсовета Улан-Удэ Владимира Сажина. Оба поплатились партбилетами за свое неприятие во время выборов главы района. А годом ранее «красные» исключили из партии депутата НХ Юлию Болоневу.

Можно констатировать, что накануне выборов коммунисты, с одной стороны, пытаются укрепить вертикаль власти внутри партии, но обратной стороной этого процесса стал выход из партии ряда ярких и узнаваемых политиков.

«Партия Роста»

Минувшей весной партия «Правое дело», которую возглавляет бизнес-омбудсмен Борис Титов, была переименована в «Партию Роста». Бурятскую ячейку возглавил депутат Улан-Удэнского горсовета Сергей Иванов. Новоиспеченная партия тут же определилась с кандидатом на предстоящих парламентских выборах. Выбор пал на действующего госдумовца Михаила Слипенчука.

Если внимательно пошерстить интернет, то в какой-то момент становится понятно, что «Партию Роста» можно назвать «прокремлевским проектом». По выводам аналитиков, главная ее цель - собрать воедино тех людей, кто, как говорится, «располагает средствами», но по какой-то причине остался не удел. Чтобы они не создавали ненужных помех и вибраций во время выборов на местах, их «согнали» под одну крышу.

Теперь же вернемся к Михаилу Слипенчуку. Все помнят, как на тех же майских праймериз «Единой России» он внезапно снялся с голосования. Такой опытный политик, уже имеющий депутатский статус, вряд ли уйдет по своему желанию. Разнарядка на столь «крупную рыбу» пришла, скорее всего, из самого федерального центра. Как бы то ни было  «Партия роста» относится к числу новых политических площадок, которые обычно не вызывают поддержки у населения. Тем более сравнить с аналогами прошлых лет, к примеру, «Гражданская платформа», «Зеленые», «Родина» и «Правое дело». Кстати, на «обломках» которых она была создана. Эти партии всегда набирали наименьший процент голосов, и электорат инстинктивно сторонится таких партий - однодневок

ЛДПР

С недавнего времени либерал-демократов возглавляет Сергей Дорош. Сказать про него, что он «темная лошадка», значит не сказать ничего. Если бы в выборах участвовал его предшественник Александр Коренев, выходец из династии известных в Бурятии политиков, то ЛДПР можно было рассматривать всерьез. Про Дороша известно крайне мало, даже если опустить его родственные связи. Только то, что он мастер спорта по лапте и что недавно сыграл свадьбу с бурятской моделью. Можно предположить, что новый лидер ЛДПР не обладает всей полнотой информации о республике, о ее чаяниях и проблемах, равно как и население, то есть потенциальные избиратели, ничего о нем не знает.

Таким образом, можно сделать один и крайне интересный вывод. Политическое поле Бурятии остается стабильным и неизменным уже несколько выборов подряд. Расклад сил примерно один и тот же, и в таких условиях население уже знает, чего от них ждать.

Автор: Дмитрий Коломенский

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях