Он посмотрел спектакль театра бурятской драмы «Гэгээрэлэй Зам» («Путь к просветлению»), чтобы решить, сможет ли постановка участвовать в конкурсной программе премии "Золотая маска"

Действие спектакля разворачивается в начале XX века. В одном бурятском улусе юноша Жамьян беседует с умирающим отцом. Парня заинтересовали вопросы жизни, момента смерти  и жизни после смерти. Отец благословляет сына на учение и поиски Учителя. Учителем Жамьяна становится Эрдени-лама. 

 Пьеса «Гэгээрэлэй зам» («Путь к Просветлению») написана по материалам жизнеописания буддийских учителей Бурятии, кижингинцев – гелонга Эрдени-Хайбзуна Галшиева (1855-1915), доромбо-ламы Кондунского дацана, учителя Сутры, Лубсан-Сандана Цыденова – гелонга ламы, учителя Тантры.

 Философскую основу спектакля составляют мысли основного труда Эрдени – Хайбзуна Галшиева – «Бэлигэй толи» («Зерцало мудрости»)  - выдающегося памятника бурятской литературы. Нашли свое отражение в пьесе и пророческие заветы, оставленные Лубсан-Санданом Цыденовым, великим буддийским реформатором начала XX века.   

 Автор пьесы и режиссер-постановщик Цырендоржо Бальжанов предложил для Улан-Удэ  новую форму существования театра – спектакль-медитация. Зрители как завороженные сидели и впитывали действо, происходящее на расстоянии двух метров. Свет, звук, голоса и красота актеров и величие буддийских текстов – все было направлено на создание медитативной  атмосферы. Почувствовал ли ее эксперт «Золотой маски» Олег Лаевский? 

 На вопрос понятен ли ему спектакль, Лаевский ответил:

- Все, что может сделать театр,  это произвести впечатление. Задача спектакля - не научить, а дать почувствовать.

 Что в спектакле «Гэгээрэлэй Зам» произвело впечатление именно на него, Лаевский ответил, как и положено эксперту «Маски» - неоднозначно и неконкретно. Дело в том, что членам экспертного совета знаменитого фестиваля запрещено давать какие-либо оценки и рецензии до обсуждения спектакля на совете.   

 - Каждый спектакль номинированный на «Маску» смотрят все эксперты, все высказывают свое мнение, а потом объявляют тайное голосование - объясняет Лаевский. - Бывают случаи, когда все громко говорят «Ах, какой замечательный спектакль!», а на голосовании он не получает ни одного голоса.

 Тем не менее, Олег Лаевский поделился, что смотрел «Путь к просветлению» двойным зрением.

- С одной стороны, глазами человека, который понимает, что такое медитация и что она может дать. А с другой стороны, это все же театральное действие, которое вступает в некое противоречие, – говорит эксперт - Я должен еще проанализировать соединение вот этой медитации и театрального действа. Но я был подчинен некоторым ритмам этого спектакля. Не все меня держало до конца, но очень многое было убедительно. Есть там такая особая внутренняя вибрация, с которой я вместе звучу.

  Известный театральный критик Олег Лаевский, не только член экспертного совета «Золотой маски», он еще и председатель жюри фестиваля «НовоСибирский транзит», который будет проходить в 2010 году в Новосибирске. «В отличие от фестиваля «Сибирский транзит», он будет включать в себя три больших региона: Сибирь, Дальний Восток и Урал, - рассказывает Олег Лаевский, - Поэтому я смотрю спектакли еще и для этого фестиваля».

ЭКСПЕРТ ПОСЕТИЛ "УЛЬГЭР" 

Лаевский успел посмотреть и постановку Эрдени Жалцанова «Под вечным светом кумалана» в театре кукол «Ульгэр». Напомним, что в 2006 году именно Лаевский представил на премию «Золотая маска» спектакль Жалцанова  «Поющая стрела», который получил “Маску” в двух номинациях - за лучший спектакль и лучшую мужскую роль.

 По словам режиссера Жалцанова, эксперт Лаевский дал несколько ценных советов, от которых спектакль станет еще лучше. Однако будет ли он номинирован на театральную премию, пока не знает никто.