Азия
3627

Назарбаев решил, что у него слишком много власти

Сенсационная речь Назарбаева о реформах власти и демократическом выборе Казахстана взбудоражила экспертное сообщество

Фото: glavpost.com

Потрясшее казахстанцев и зарубежных наблюдателей недавнее заявление Нурсултана Назарбаева о серьезном перераспределении власти в пользу парламента и правительства продолжает служить объектом пристального внимания экспертов и политических деятелей.

Напомним, что на днях президент Казахстана выступил с речью, в которой, в частности, анонсировал серьезную реформу власти. Картина внезапного осознания казахстанским лидером того факта, что у него слишком много полномочий, выглядела поистине эпохально. Особенно на фоне потрясений минувшего года, когда в стране гремели массовые протесты, происходили уникальные по дерзости выходки экстремистов, а мощные отголоски аппаратных интриг выплескивал в соцсети сам внук Назарбаева. Не особенно тихо в Казахстане и сегодня, под Новый год жители страны ощутили все прелести нелепого закона о регистрации, недовольство которым постарались отразить в соцсетях.

Здесь надо пояснить, что речь первого елбасы (каз. «глава государства») на сей раз крутилась не вокруг малозначительных секторов ответственности, а замахивалась на ряд серьезных рычагов в том числе в сфере экономики (около 40 полномочий). Это уже не те косметические «реформы», призванные сгладить накал обвинений в диктатуре, что проводились ранее. Сейчас все несколько круче. В то же время нынешние предлагаемые рокировки, названные самим Назарбаевым «институциональными реформами», никак не повлияют на основные контролирующие рычаги, сосредоточенные елбасы вокруг себя. Полностью остается в его ведении внешняя политика, оборона, национальная безопасность, т.е. надзор за оппозицией и ее наказание по-прежнему будут в руках Назарбаева.

Вся подноготоная «институциональных реформ» до сих пор не вполне ясна. Предположительно,  основные передаваемые парламенту и кабинету министров сектора будут относиться, прежде всего, к пресловутой социалке, в меньшей степени – к экономике, и в еще меньшей – к реальному влиянию на назначения ключевых фигур в исполнительной власти. И все же изменения не совсем мелкие. По речи Назарбаева получается, что победившая на парламентских выборах партия будет играть «решающую роль» в формировании правительства. Соответственно, правительство будет слагать полномочия перед парламентом, а не перед елбасы. Также обещается упростить порядок выражения недоверия членам кабинета со стороны палат парламента. Если эти моменты в условиях не особенно свободных выборов погоды пока не делают, то ряд других пунктов обещанного перераспределения более интересны.

Назарбаев признает, что нормы о возможности принятия президентских указов с силой закона устарели. Отмена этой возможности стала бы существенным фактором в политической системе страны. Далее, елбасы заявил, что может отказаться от права отменять либо приостанавливать действия актов правительства и премьер-министра. В случае полностью подконтрольных парламента и кабинета это конечно мало что изменило бы, но стоит лишь градусу политизации общества вырасти, оно вполне способно провести какой-то не ничтожно малый процент независимых депутатов. В свою очередь изменение пропорций в составе парламента может заставить партии формировать т.н. «правительство согласия» или хотя бы коалиционное правительство. Вот здесь уже появится поле для настоящей политики, а не аппаратных интриг и разного рода подковерной возни.

Спору нет, что для настоящего применения анонсированного перераспределения власти должно совпасть слишком много звезд, но ситуация в Казахстане постепенно сдвигается именно туда. Экономический кризис в ближайшие годы вряд ли возможно преодолеть и даже серьезно смягчить его последствия. Перекладывание части ответственности за социально-экономическую сферу с президентских плеч на правительство и парламент не сможет полностью канализировать народное недовольство на чиновников и депутатов. Казахстан слишком долго выстраивал жесткую вертикаль с елбасы наверху, чтобы общество вдруг поверило в то, что национальный лидер действительно не несет ответственности за уровень жизни людей.

Еще один вариант объяснения логики анонсированных изменений кроется в гипотетической неготовности правящего казахстанского клана к передаче власти преемнику. Это не самый вероятный сценарий, но в теории может быть и так, что через некоторое усиление парламента готовится проводка во власть следующего елбасы. Победоносная партия – Маджлис – кабинет министров – пост премьера, такая схема в народе безусловно будет восприниматься креативнее и интереснее, чем назначение и.о. + скороспелые выборы главы государства.

В любом случае, всё, озвученное на днях Нурсултаном Назарбаевым, будет еще проходить сквозь мелкое сито “рабочих групп” и “всенародного обсуждения". Никакой уверенности в том, что каждый из пунктов программы постепенной демократизации будет принят, не имеется. И все же, и все же, Назарбаев дал понять, что необходимость демократизации им осознается. В своей речи он подчеркнул: “Программа реформ – это наш ответ на вопрос, в каком направлении пойдет Казахстан. Ответ ясный и последовательный – в сторону демократического развития”. Основной тезис заложен здесь. Несмотря на множество экспертных мнений о скором старте операции “Преемник”, определенный поворт Казахстана от прежней системы не иллюзорен.

Автор: Дамдин Шулунов

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях