Общество
5692

Квартирная война. В Улан-Удэ 92-летнюю бабушку едва не упекли в психбольницу

Справка о недееспособности, побои, унижения… пожилой человек не знает, чего ей ожидать от родных

Фото: Э. Хазагаева

Цыбик Цыденовна Цыренжапова пережила потерю мужа, смерть троих детей и, несмотря на все это, смогла воспитать и поставить на ноги внуков. 

— Сын Юра у меня был уважаемым человеком, подполковником, начальником комитета госбезопасности. В 1987 году он приехал в командировку в Улан-Удэ из Джидинского района и решил проведать отца, который лежал в спецполиклинике. Но до папы так и не дошел… потерял сознание. Позже врачи сказали, что у него оторвался тромб, — вспоминает Цыбик Цыренжапова. — А в 1995 году и он умер от инсульта. Мой супруг

Будажап Рыгзынов был ветераном войны. Прошел Западный, III Белорусский, I Дальневосточный фронты. 

Оставили мать и две ее дочери. 

— Таня и Дарима тоже умерли. Молодые совсем, за собой не следили. У Даримы от гриппа развилась астма. Татьяна тоже от гриппа ушла. Не лечилась, начала страдать давлением. В пятницу легла спать, а в субботу не проснулась. Когда сделали вскрытие, оказалось, что тоже оторвался тромб, — с горечью вспоминает бабушка. 

От дочери Тани у Цыбик Цыденовны осталась внучка Ира. Сейчас она замужем и воспитывает двоих детей. 

— Я проработала 40 лет во ВСГАКИ, преподавала марксистско-ленинскую философию. Внучка пошла по моим стопам. Защитила кандидатскую диссертацию, работает сейчас в институте культуры заведующей кафедрой, — не без гордости рассказала Цыбик Цыденовна. 

Дети Юрия, по словам бабушки, выросли тоже достойными людьми. Один сейчас на госслужбе, второй работает на коммерческом предприятии. 

Казалось бы, остается только жить под старость лет да радоваться правнукам, благо здоровье у Цыбик Цыденовны позволяет. Но вместо этого ей приходится с ними судиться. 

Новый член семьи

По словам героини статьи, все проблемы начались с появлением невестки. 

— Со мной живет мой внук, младший сын Юры. Очень славный молодой человек. Жена у него была тоже славная. Почти десять лет прожили вместе, воспитывали дочку. Но в их семью влезла одна женщина и развела их. Внук ушел из дома, оставив жену и дочь. В новом браке у него родился сын, — начала свой рассказ Цыбик Цыденовна. 

Сначала все было спокойно, но через некоторое время бабушка начала жаловаться на невестку внуку. 

— Она стала меня оскорблять и поднимать руку. Два раза избивала. В первый раз в октябре 2016 года. Ни с того ни с сего ударила по плечу кулаком. Дома был внук с другом. Я их позвала. Ее сын, всхлипывая, схватил мать за руку, и я поспешила к себе в комнату. Я сама вызвала себе «скорую». Мне было плохо. Приехала и полиция, направила меня на судебно-медицинскую экспертизу. На этом все и закончилось, — вспоминает женщина. 

Вторая стычка, по ее словам, произошла в апреле 2017 года. 

— Она мыла посуду. Я подошла к раковине, чтобы ополоснуть стакан. Попросила ее отойти в сторонку. Она как развернулась и ударила меня кулаком по лицу. В последние годы мне очень тяжело дома, — продолжает рассказ Цыбик Цыденовна. 

Не выдержавший ссор внук встал на сторону жены. И здесь уже Цыбик Цыденовна не стала терпеть и вызвала на помощь сына своих друзей. 

— Мой покойный отец был лучшим другом покойного мужа Цыбик Цыденовны. А мама дружила с ней. Я в память о своих родителях всегда стараюсь помогать. Так, 20 мая прошлого года мне позвонила бабушка и попросила приехать и вызвать «скорую» и полицию. Оказалось, что 19 мая внук схватил ее сильно за руку. Два пальца на правой руке были опухшие, — рассказывает друг семьи Баир. 

В субботний день, 20 мая, в семье пожилой женщины был настоящий переполох. Полиция, «скорая», защищающий бабушку из последних сил Баир ссорился в очередной раз с невесткой. 

— Она кричала полицейским, чтобы они не слушали бабушку, будто она сумасшедшая. Я попросил ее помолчать и отвечать только тогда, когда ее будут допрашивать. Чтобы приглушить этот крик, попытался закрыть дверь комнаты, но задел случайно ее руку. Так у нас начались и с ней суды. Она написала на меня заявление, — рассказывает Баир. 

За комментарием мы обратились к внуку бабушки. Он, в свою очередь, опровергает истории с избиением. 

— Я с бабушкой живу, ухаживаем за ней. Моя жена работает медсестрой, массажи делает, лечит, если бабушка заболеет, — ответил внук. 

Дееспособна?

После инцидента родственники решили оградить бабушку от Баира, запретив им общаться. 

— Бабушка всегда просит меня увезти ее в Пенсионный фонд, банк, поликлинику. Она мне звонит, я вынужден бросить все дела и возить. А вместо того чтобы мне сказать спасибо, ее родственники начинают ревновать и ставят палки в колеса, — говорит Баир. 

Позже произошла и совсем необычная ситуация. 

— 24 мая домой к Цыбик Цыденовне пришла врач-психиатр из РПНД и провела освидетельствование на предмет дееспособности. Бабушка плохо слышит, вот врач и написала, что она недееспособна. Нам об этом сказали в суде по моему делу. Но ведь ее не могут лишить дееспособности без решения суда, которого не было, — негодует Баир. 

Редакция «Информ Полиса» отправила запрос в Республиканский психоневрологический диспансер и через десять дней получила следующий ответ: «Цыренжапова Ц.Ц. на учете у врачей-психиатров не состоит, диспансерное наблюдение за ней также не устанавливалось со стороны ГБУЗ «РПНД». 

Баиру с несостоявшейся пациенткой психдиспансера удалось узнать, кто и за что ее пытался лишить дееспособности. 

— Когда узнали о том, что якобы бабушка недееспособна, мы писали во все инстанции, вплоть до главы Бурятии. Возможно, это и спугнуло закончить начатое. Недавно мы получили медицинскую карту с РПНД, где написано, что именно внук и невестка несколько раз ходили туда и жаловались на бабушку, — говорит Баир. 

Квартирный вопрос?

Как оказалось, ранее бабушка жила со старшим внуком и его семьей в двухкомнатной квартире. Как вдове участника войны Цыбик Цыденовне был положен сертификат на жилье на улучшение жилищных условий в 1 млн 26 тысяч рублей. На эти деньги она купила себе однокомнатную квартиру и съехала от родных. Но через два месяца женщина решила продать жилье по просьбе уже младшего внука. 

— Мы продали эту однокомнатную квартиру, где я была собственником, и взяли четырехкомнатную в ипотеку. Здесь собственником моя невестка сделала своего сына, — рассказывает бабушка. 

Баир уверен, что ее родственникам нужно выпроводить бабушку с квартиры. 

— Бабушка вменяема. Она читает газеты, знает о политической обстановке в мире. Преподавала марксистско-ленинскую философию в академии культуры. Что еще остается думать после такого? Это выгодно лишить дееспособности и положить ее в стационар. Ведь сама Цыбик Цыденовна в дом престарелых не хочет, — отметил Баир. 

Вступиться за бедную женщину, кроме Баира, другие родственники не спешат. 

— Да не хотят они связываться с этой невесткой. Вот и получается, что у меня один защитник, — призналась Цыбик Цыденовна.

Автор: Эльвира Хазагаева

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях