Как ни странно, при том, что женщины в республике зарабатывают гораздо меньше мужчин, а их доля в руководстве коммерческих компаний и государственных органов ничтожна, наши женщины не чувствуют себя ущемленными. При этом для многих сексуальные домогательства это не психологическая травма и не стресс, а возможность сделать карьеру и устроить свою личную жизнь.
Когда вслед за волной секс-скандалов в Голливуде последовали претензии к неравным зарплатам ведущих актрис и актеров, стало понятно, что это очень близкие темы и объединяет их одно — половая дискриминация. Домогательства, маленькие зарплаты — все это из одной оперы. И западные женщины решительно выступили против такого положения дел.
В России с любопытством следят за тем, что происходит « у них», но поддерживать не торопятся. Как и в Бурятии. Наше небольшое исследование показало, что женщины не всегда всерьез воспринимают домогательства на работе, а разница в зарплатах их особо не трогает. Более того, большинство молодых женщин даже рады сексуальным домогательствам со стороны начальства, рассматривая их как приятное внимание и большие возможности в будущем.
Виновато ли в этом патриархальное воспитание или особый восточный менталитет, неизвестно.
Девчонка к успеху шла
Не так давно в одном из бурятских пабликов девушка анонимно рассказала, что ее домогается начальник. Большинство комментаторов посоветовало девушке уволиться или твердо дать отпор, а другая часть, не стесняясь выражений, порекомендовала «не давать повода», «прикрыть грудь и не выпячивать попу».
Другой паблик провел опрос среди девушек из Бурятии, подвергались ли они сексуальным домогательствам. Из 37 человек, поучаствовавших в опросе, только 9 ответили положительно, 20 ответили отрицательно, и 8 человек просто просмотрели результаты. То есть, на основе этого мини-опроса можно сделать вывод, что в Бурятии это явление не распространено.
Однако все же стоит вспомнить, что иногда в «разговорах на кухне» проскакивают те или иные истории из жизни наших знакомых, знакомых наших знакомых и просто вскользь оброненные упоминания, из которых ясно, что в Бурятии это явление все же есть. Только это не воспринимается как сексуальное домогательство, а, наоборот, как возможность сделать карьеру или устроить личную жизнь.
В конце 90-х, когда с работой было еще туго, некая девушка после окончания вуза искала себе работу в Улан-Удэ. И, когда ее пригласили на собеседование в одну развивающуюся компанию на должность секретаря генерального директора, она была в полном восторге. На собеседовании с генеральным директором она узнала, что в обязанности секретаря входит не только выезд в командировки вместе с боссом, но и проживание вместе с ним в одном номере. Она отказалась, а через какое- то время узнала, что на эту должность согласилась другая девушка, знакомая ее однокурсницы. Через три года ее однокурсница с завистью рассказывала, как та самая знакомая сделала в этой компании успешную карьеру, выросла до заместителя генерального директора, родила ребенка и купила себе квартиру. Мужа в этой истории не было с самого начала.
И вот в этом и вся суть: «смогла». В России, и уж тем более в Бурятии, женщине очень сложно сделать карьеру и заработать больше денег, чем мужчине. Испокон веков женщина всегда была ниже по статусу, российское общество до сих пор слывет патриархальным, а бурятки из Шэнэхэна до сих пор своего мужа зовут на «Вы», моют ему ноги и стирают его одежду отдельно от женской.
Сегодня в Бурятии женщины, добившиеся жизненного успеха, это пример для подражания. А те способы, которыми она этого добилась, не столь уж и важны. Важен сам факт успеха женщины: покупка квартиры, автомобиля, высокая должность. И даже если квартиру ей купил ее любовник — владелец строительной фирмы, она все равно успешна, она «смогла» выгодно себя продать.
Самоутверждение через домогательство
Как пишут СМИ, к флирту или роману на работе готова каждая пятая женщина. А домогательства и внимание начальника-мужчины — это возможность не только сделать карьеру, но и самоутвердиться: «он выбрал не ее, а меня».
Между тем, именно самоутверждение — это основная причина сексуальных домогательств со стороны начальников-мужчин. «Я — власть, я могу» — говорит в мужчине эго. Для некоторых мужчин, занимающих высокую должность, любовница — это атрибут его успеха, а принуждение к сексу подчиненной — еще одно доказательство того, что он здесь хозяин.
Признаем, что в тех странах, где в законодательстве есть понятие харассмент, коллеги боятся лишний раз сделать комплимент, так как иначе это станет поводом для повестки в суд и нанесет урон не только «виновнику», но и всей компании. В России же, где это не закреплено законодательно, флирт на новогоднем корпоративе — это обычное дело, а жертвы настоящих сексуальных домогательств вынуждены просто увольняться, ни о каком суде речи не идет.
Мужчины и женщины: деньги и власть
В Бурятии, как сообщал Бурятстат в 2016 году, средняя зарплата специалистов- женщин на треть ниже, чем у мужчин. По данным службы статистики, эта сумма (включая единовременные выплаты) в целом по видам экономической деятельности составляет 24987 рублей. Это 78,1% от средней заработной платы мужчин. Кроме того, согласно исследованию портала HeadHunter 2016 года, в Бурятии зарплатные ожидания мужчин на 10 тысяч рублей выше, чем у женщин. Эта сумма как раз и составляет треть средней зарплаты республики.
В России и в Бурятии женщинам также сложно сделать карьеру во власти. Они редко становятся членами парламента и правительства. В российском правительстве женщин 10 процентов, в Госдуме — 15 процентов, в Совете Федерации –17 процентов. В бурятском правительстве их и вовсе по пальцам одной руки пересчитать, и всего 5 женщин занимают посты министров. Хотя это уже плюс, в начале прошлого года женщин-министров было и того меньше. В Народном Хурале из 66 депутатов всего 8 женщин, в горсовете из 30 избранников всего 4 женщины.