Годовалую Анну Ивлееву из Улан-Удэ в девяностые удочерила американская семья. Сегодня 28-летняя девушка живёт в штате Огайо и носит имя Ханна Кубаитис. Биологическая мать отказалась от неё, а отец в документах не значится. Сегодня Ханна ищет своих родных и изучает информацию о Бурятии в интернете.
«Информ Полис» не раз писал о детях, которые спустя долгие годы смогли связаться со своими родными из Бурятии. В этом им помогает Юрий Адлер, который сам однажды волею судьбы был разлучён со своими братьями и сестрой. После того как родителей Юры лишили родительских прав, его двух братьев и маленькую сестрёнку удочерили супруги из США. Сам Юра и его старший брат Баир остались на родине. Спустя годы семья наконец-то воссоединилась, кроме Баира, который погиб ранее. Теперь Юрий Адлер помогает другим усыновленным детям найти своих родственников в России.
Найти азиата-сироту в США невозможно
С 1994 по 2012 год (когда был принят закон, запрещающий гражданам США усыновлять российских детей. - Прим. авт.) американцы увезли из Бурятии 359 ребятишек в возрасте от года до десяти лет. По словам Юрия, иностранцы ехали за детьми именно в Бурятию без какого-либо умысла:
- Умысла нет. Мои родители объездили пять регионов России, перед тем как попасть в Бурятию. В детдом они пришли во время Сагаалгана. Мама увидела Таню, влюбилась с первого взгляда и больше не хотела смотреть других детей. Просто нужно быть верующим. А они добрые христиане, - поделился Юрий.
К тому же молодой человек добавил, что если американская семья хочет взять ребенка-азиата, то в Штатах найти такого сироту почти невозможно. Ведь большинство американских азиатов весьма обеспечены.
21 июля Юрий связался с нашей редакцией и рассказал о девочке из Улан-Удэ, которую в 1997 году удочерила семья из США. Ханна Кубаитис (в прошлом Анна Борисовна Ивлеева, 6 октября 1996 года рождения. - Прим. автора) повзрослела и теперь пытается найти своих родных в Бурятии. Мы связались с девушкой, чтобы узнать, кем она стала и почему задумалась о своём происхождении.
«Семьи нужно сохранять, когда это возможно»
По словам Ханны, она выросла в многодетной семье. Говорить о том, кто её родители по профессии, девушка отказалась, но охотно поделилась информацией о своей жизни и работе.
- Ханна, что вы знаете и помните о себе в детстве?
- Меня усыновили в октябре 1997 года, когда мне был один год. У меня четверо приёмных братьев и сестёр - одна старшая сестра, два старших и два младших брата. Также у меня есть по два сводных брата и сестры с каждой стороны. Насколько я помню, я всегда была очень любознательным и эмпатичным ребёнком. Хорошо училась в школе и всегда старалась делать всё наилучшим образом.
- Расскажите о себе. Чем вы занимаетесь, какое у вас образование?
- Я училась два года в старшей школе. Через три года после получения школьного диплома получила степень бакалавра наук в области психологии.
После окончания учёбы я два года проработала в службе защиты детей. Последние пять лет помогаю бездомным семьям находить жильё в городе, в котором я живу.
- Что вас мотивирует помогать людям в трудной жизненной ситуации? Удавалось ли вам когда-либо значительно повлиять на чью-то жизнь?
- Меня привлекает эта работа. Я верю в то, что семьи нужно сохранять вместе, когда это возможно. Поддерживать людей и помогать бездомным найти жильё - для меня это нечто очень значимое, мой способ отдать что-то обществу и способствовать стабильности.
Не могу с уверенностью сказать, что изменила чью-то жизнь, но в моей карьере были успешные случаи. Для меня важно не то, что я кардинально меняю чью-то жизнь, а что могу предоставить ресурсы и направить человека в нужную сторону.
Я работала с сотнями семей в моём городе. Например, с женщиной, пережившей домашнее насилие. Было приятно помочь ей начать жизнь заново. Также помогла найти жильё людям с психическими расстройствами. Приятно видеть, что кто-то, кто много месяцев провёл в приюте, наконец обрёл собственный дом.
Усыновление – второй день рождения
- Есть ли у вас хобби помимо основной работы?
- Мне нравится рисовать, писать, вязать крючком и шить - всё, что позволяет мне самовыражаться.
- Сколько вам было лет, когда узнали, что вас удочерили? Как вы отреагировали?
- Мои родители всегда очень хорошо доносили до нас информацию об усыновлении и особенно отмечали этот факт. Каждый год мы отмечали мой Gotcha day (в контексте приёмных семей это годовщина дня, когда ребёнок стал частью семьи через усыновление. Он также известен как День усыновления или Семейный день. - Прим. автора), и мои родители продолжают эту традицию даже сейчас, когда мне уже 28 лет. Можно сказать, что это второй день рождения.
- Когда у вас впервые появилась идея найти своих родственников, биологическую мать? Что вы о ней знаете?
- Меня всегда интересовал этот вопрос. Я не ищу виноватых и не хочу никого осуждать. Я просто хочу знать, откуда я родом, узнать своих родственников и, возможно, сказать «привет».
Я хотела бы, чтобы моя биологическая мама знала, что у меня всё хорошо и я не держу на неё зла. На этом пути мне посчастливилось встретить поддержку в неожиданных местах - например, от моего друга Юрия Адлера, который помог мне наладить связи, направлял меня и даже делал публикации в соцсетях, чтобы помочь в поиске.
Всё, что я знаю о своей матери, это её имя и год рождения: Ивлеева Туяна Борисовна, 1978 года рождения. Не знаю, есть ли у меня биологические братья или сёстры.
Байкал и Улан-Удэ прошла вдоль и поперёк, но виртуально
- Известно ли вам что-нибудь о родной республике и её традициях?
- Я каждый день узнаю что-то новое о Бурятии. Учить что-то о ней на английском языке непросто, но с развитием интернета появилось много ресурсов. Во время пандемии COVID-19 я узнала о празднике Сагаалган и отметила его со своим парнем, поедая белую пищу.
- Планируете ли вы посетить Бурятию? И что хотели бы увидеть или сделать в первую очередь?
- Я мечтаю однажды отправиться в путешествие в Бурятию. Как только смогу накопить достаточно средств, обязательно воплощу эту мечту. В первую очередь, хочу увидеть Байкал и Улан-Удэ. Эти места я уже успела «пройти» вдоль и поперёк - пусть и виртуально, по картам и в интернете. Но, конечно, ни одно изображение не способно передать настоящую магию этих мест.
- Почему, по вашему мнению, важно знать своё происхождение и корни?
- Знание своих корней - это не просто интерес к семейной истории. Это внутренняя опора, которая даёт человеку чувство принадлежности, понимание себя и своего места в мире. Происхождение формирует нашу идентичность, связывает с родом, с землёй, с культурой.
На вопрос о том, что Ханна хотела бы сказать своей матери, если бы у неё была такая возможность, девушка ответила, что не хотела бы вдаваться в подробности: «Это личный вопрос».
«Я повсюду иностранец»
В США существует площадка, объединяющая усыновлённых когда-либо детей из других стран - intercountryadopteevoices.com (ICAV). Сайт создан для налаживания связей, поддержки и выражения мнений иностранных детей, а также для защиты их прав и прав их биологических семей. Здесь люди делятся своим опытом международного усыновления, среди которых, к слову, немало историй азиатских детей, столкнувшихся с проблемой потери идентичности и общественным буллингом. Многие из них, выросшие в приёмных семьях с младенчества, по-прежнему ощущают себя чужими и не принятыми обществом. Поэтому рано или поздно задаются вопросом: «Кто я и откуда?»
«Мир будущего, в котором международное усыновление редко будет необходимым» - так видят свою миссию авторы площадки.
Что известно о Ханне?
Анна Борисовна Ивлеева родилась 6 октября 1996 года в Улан-Удэ. С 17 декабря воспитывалась в Доме ребёнка № 1, куда поступила из Городской больницы № 1.
«Мать от ребёнка отказалась, отца нет. За время нахождения в Доме ребёнка родители и другие родственники девочку не навещали и не интересовались ею. Администрация Дома ребёнка не возражает против передачи Ивлеевой Анны Борисовны на усыновление иностранным гражданам» - говорится в документе, предоставленном редакции «ИП». На нём стоит подпись главного врача Н. Ц. Бодиевой.
Как помочь Ханне?
Всех, кто что-либо знает о родных Ханны Кубаитис (Анны Ивлеевой), просим обратиться по телефону нашей редакции 8 (3012) 21-40-30, или написать на почту: da_ria87@mail.ru.
С 1994 по 2012 год (когда был принят закон, запрещающий гражданам США усыновлять российских детей. - Прим. автора) американцы увезли из Бурятии 359 ребятишек в возрасте от года до десяти лет. Больше всего усыновлений пришлось на 1998 и 1999 годы – 34 и 41 ребенок соответственно. С 2002 по 2004 год также отмечался рост – 34, 39 и 63 ребёнка уехали в Америку. Последний ребёнок из Бурятии, усыновлённый американской семьёй, покинул родину в ноябре 2012 года. Пик усыновления российских детей-сирот американцами пришелся на 90-е годы прошлого столетия.
«Было дёшево и легко оформлялось»
В декабре 2012 года Госдума приняла закон «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод граждан РФ». Он запрещает въезд и определяет арест активов американцев, причастных к нарушению прав человека или преступлениям против граждан России. Статья 4-я закона запретила американцам усыновлять российских детей. Также под запрет попали органы и организации, подбирающие и передающие детей из России в Америку.
До принятия «Закона Димы Яковлева» американцы довольно часто усыновляли таких «нежеланных» на родине ребятишек, в том числе детей-инвалидов и «хроников». Уровень медицины и в целом жизни в Штатах позволял заниматься лечением и дать таким детям всё необходимое для их полноценного развития. В некоторых случаях заграничных родителей дополнительно стимулировало чувство жалости, говорит наш собеседник, имевший отношение к системе соцзащиты и пожелавший остаться анонимным.
- Иностранцы часто приезжали в Бурятию усыновлять детей, потому что это было дёшево и легко оформлялось. Наши детдома в тот период были просто ужасные. Приезжали американцы, это всё видели и забирали по двое-трое детей.