семья
13989
1

Американская мама, бурятская мама

Дети республики, усыновленные иностранцами в 90-е, повзрослели и ищут свои корни

Фото: семья Адлер

Как часто американцы усыновляли малышей из республики до «Закона Димы Яковлева»? Почему дети Бурятии были так востребованы у заграничных гостей, в то время как родные родители не могли дать им семейного тепла? В преддверии Дня матери мы решили вспомнить истории тех, кто покинул республику ещё ребёнком и обрёл семью за границей, а также попытались выяснить, что же притягивало иностранных мам и пап в нашу республику в поисках ребёнка.

О детях из Бурятии, усыновленных северо-американцами, мы писали неоднократно. Но со временем историй становилось только больше. В редакцию «Информ Полиса» в последние несколько лет часто обращаются “дети из девяностых”, которых ещё малышами забрали в США в новые семьи. Сегодня большинство из них уже взрослые люди, которые очень сильно интересуются своим происхождением. Нас заинтересовало количество ребят, увезённых в Штаты, и причины, по которым они остались без родителей.

«Можно только догадываться, сколько…»

С 1994 по 2012 год (когда был принят закон, запрещающий гражданам США усыновлять российских детей.Прим. авт.) американцы увезли из Бурятии 359 ребятишек в возрасте от года до десяти лет. Больше всего усыновлений пришлось на 1998 и 1999 годы – 34 и 41 детей соответственно. С 2002 по 2004 год также отмечался рост – 34, 39 и 63 ребёнка уехали в Америку. Последний ребёнок из Бурятии, усыновлённый американской семьёй, покинул родину в ноябре 2012 года.Пик усыновления российских детей-сирот американцами пришелся на 90-е годы прошлого столетия, говорит корреспондент газеты «Бурятия» Светлана Донирова.

Поскольку такая информация по понятным причинам никогда не афишировалась, можно только догадываться, сколько малышей, в том числе из Бурятии, поменяли место жительства в то время. О сложившихся судьбах этих детей иногда можно узнать из социальных сетей или из передачи НТВ «Жди меня». С чем был связан такой интерес американцев к нашим сиротам, среди которых были и дети-инвалиды? Скорее всего, с тем, что на западе женщины в силу разных причин не могли родить сами и были готовы взять в семью любого ребенка, - отметила Донирова. 

По ее словам, не последнюю роль сыграла благоприятная сложившаяся система, которая без особых препятствий выдавала разрешение на усыновление. Этому также способствовал переломный момент в нашей стране, когда задержка зарплат и пенсий, безработица и в целом низкий уровень жизни ударили по семьям. А дети стали слабым звеном.

В декабре 2012 года Госдума приняла закон «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод граждан РФ». Он запрещает въезд и определяет арест активов американцев, причастных к нарушению прав человека или преступлениям против граждан России. Статья 4-я закона запретила американцам усыновлять российских детей. Также под запрет попали органы и организации, подбирающие и передающие детей из России в Америку. 

«Видели ужасные условия и забирали по трое детей»

По закону россияне, проживающие за пределами РФ, иностранцы и лица без гражданства могут претендовать на усыновление российского ребёнка, только если его не удалось устроить в семью россиян, постоянно живущих в стране.

До принятия «Закона Димы Яковлева» американцы довольно часто усыновляли таких «нежеланных» на родине ребятишек, в том числе и детей-инвалидов и «хроников». Уровень медицины и в целом жизни в Штатах позволял заниматься лечением и дать таким детям всё необходимое для их полноценного развития. В некоторых случаях заграничных родителей дополнительно стимулировало чувство жалости, говорит наш собеседник, имевший отношение к системе соцзащиты и пожелавший остаться анонимным. 

Иностранцы часто приезжали в Бурятию усыновлять детей, потому что это было дёшево и легко оформлялось. Наши детдома в тот период были просто ужасные. Приезжали американцы, это всё видели и забирали по двое-трое детей.

Куда везли детей иностранцы?

С 1994 по 2019 год иностранцы усыновляли наших ребятишек в разные страны. С начала девяностых вплоть до принятия вышеупомянутого закона дети из республики отправлялись в США, до 2019 года – в Канаду, а также в Германию, Италию и Испанию. За всё это время одного ребёнка усыновили граждане Японии.

Кстати, с 2012 по 2019 год усыновителей было больше из Италии. За последние два года иностранцы вовсе не усыновляли детей из Бурятии, что, очевидно, вызвано пандемией.

«Трагедия семей, лишённых средств к существованию»

Наибольший рост количества «отказников» в Бурятии произошёл с 2003 по 2006 год, отмечают в Минсоцзащиты республики.

ВРЕЗКА: В 2003 году родители отказались от 46 детей, в 2004-м – от 38, в 2005-м – от 42 и в 2006-м – от 42. С 2007 года отказываться от своих детей жители Бурятии стали меньше. В последние три года печальный показатель также продолжает снижаться: в 2019-м – от 19, в 2020-м – от 11, в 2021-м – от 10 (данные за 9 месяцев).

Несмотря на разницу в реальностях 90-х и 2000-х, и тогда, и сегодня причины отказов одни: невозможность содержать ребёнка, собственное несовершеннолетие родителей и (или) проблемы со здоровьем малыша. 

Тем временем за сухими цифрами статистики девяностых кроется немало личных трагедий многих семей республики, говорит член Союза журналистов России, заслуженный работник культуры Бурятии Даржана Целовальникова. По ее мнению, в 90-х годах в нашей стране был системный кризис, вызванный распадом СССР и переходом к новой общественной формации. Был полный хаос – развал и закрытие предприятий, смена собственников капитала и основных средств производства, имущества, безработица, пустые полки магазинов, невыплата зарплаты, полугодовые задержки пенсий, веерные отключения электроэнергии. 

Распространились такие асоциальные явления, как пьянство, наркомания, тунеядство, попрошайничество, поднял голову криминал. Люди массово уходили из профессий, чтобы прокормить семьи, вставали за прилавок, «челночили», привозя товар из зарубежья и центра страны и занимая свободные ниши на рынке товаров и услуг. Но не все смогли приспособиться к переменам. Огульно осуждать тех, кто опустил руки, в отчаянии оставлял детей, семьи, нельзя. Это было трагедией матерей, семей, оставшихся без средств к существованию. Ведь мы были родом из СССР, где будущее было расписано на годы вперед, государство стояло на защите граждан, Родина берегла своих детей, - говорит Даржана Захаровна.

Ребятишек в “лихие годы”, бывало, бросали, оставляли прямо в роддомах или передавали в детские дома. Реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры временного содержания несовершеннолетних – единственное, что могло сделать государство. 

- Такие центры стали открывать в республике с середины 90-х, - вспоминает Даржана Целовальникова. – Работая в газете «Жизнь Иволги», я писала о таком центре, работавшем в Иволгинске. В 1999 году был открыт центр социальной реабилитации несовершеннолетних в Клюевке. Писала и о том, как центр дважды посещали люди из США, один из них – Джон, пожилой господин, на средства зарубежного фонда организовавший международный экологический «Зелёный поход». В 2001 году поход освещала и наша БГТРК в Кабанском районе. По отношению к Клюевскому центру иностранцы были благотворителями, но не более. Приходилось бывать в реабилитационном центре в Тарбагатае, в семьях с усыновленными детьми, с детьми под опекой.

Почему именно дети Бурятии?

О том, почему же американцы отправлялись за детьми именно в Бурятию, нам рассказали герои наших историй. «Информ Полис» не раз писал о тех детях, которые спустя долгие годы смогли связаться со своими родными из Бурятии.

В этом им помогает Юрий Адлер – он сам однажды волею судьбы был разлучен со своими братьями и сестрой. После того как родителей Юры лишили родительских прав, его двух братьев и маленькую сестренку удочерили супруги из США. Сам Юра и его старший брат Баир остались на родине. 

Спустя годы семья наконец-то воссоединилась, кроме, к сожалению, старшего брата, который погиб ранее. Теперь Юрий Адлер помогает другим усыновленным детям найти своих родственников в России. Мы спросили у молодого человека, почему его приемные родители решили усыновить детей из Бурятии. 

- Тем же вопросом задается и Брянская область. Умысла нет. Мои родители объездили пять регионов России, перед тем как попасть в Бурятию. В детдом они пришли во время Сагаалгана. Мама увидела Таню, влюбилась с первого взгляда и больше не хотела смотреть других детей. Просто нужно быть верующим. А они добрые христиане, - поделился Юрий.

К тому же молодой человек добавил, что если американская семья хочет взять ребенка-азиата, то в Штатах найти такого сироту почти невозможно. Ведь большинство американских азиатов весьма обеспечены. 

После родов парализовало, и она оставила новорожденных

С аналогичным вопросом мы обратились к Бетси Пиллин - приемной маме близняшек из Джидинского района Софии и Ирины. Девочки родились 23 февраля 1999 года в Бурятии и в скором времени оказались в детском доме.

Когда малышкам было по три года, их удочерила приемная мама из США и забрала в Нью-Йорк. Они практически ничего не знали о своей родной семье – документы не сохранились, а всю информацию они смутно помнят сами и кое-что им рассказывала Бетси. И в 2018 году девушки начали искать своих биологических родственников через социальные сети.

Как выяснилось, их мама Валентина рожала в довольно зрелом возрасте, когда ей было за сорок. Женщина до самых родов не знала, что была беременна. Уже в больнице ей сказали готовиться к родам. У Валентины было очень слабое здоровье, имелись проблемы с сердцем, и почти сразу после появления малышек ее наполовину парализовало. Это и стало причиной того, что она оставила новорожденных.

- Я удочерила девочек через агентство в Америке. Моя старшая дочь приемная из Китая. Когда я решила снова усыновить ребенка, мне хотелось девочку азиатского происхождения, чтобы дети были связаны. Единственный контакт, который у меня был, - с лицензированным агентством в Штатах. На то, чтобы утвердить и найти своих близнецов, потребовалось почти два года. Меня здесь одобрили, и я обратилась в гражданский суд в России, чтобы завершить усыновление. Я благодарна за эту привилегию и сделала все, что могла. Сейчас они уже взрослые женщины, - рассказала Бетси Пиллин. 

«Это противоречит их ценностям и обычаям»

Журналистам «Информ Полиса» удалось отыскать еще одного американца, который усыновил ребенка из Бурятии. Надж Викофф приезжал в Улан-Удэ в 2006 году и целый год прожил в городе.  

- Я был в Улан-Удэ по программе Фулбрайта, работал в Восточно-Сибирской академии культуры и разрабатывал художественные программы в детских больницах Улан-Удэ. Человек, которому нравилось то, что я делаю с больницами, посоветовал мне посетить детский дом, - рассказывает мужчина. 

Подробнее о своем визите в детский дом «Малышок» Надж поделился в своей статье на North Country Public Radio. - Некоторых бросают, потому что дети сталкиваются с серьезными психическими или физическими проблемами. Большинство детей в детском доме - русские. Очень редко бурятских детей не забирают родственники. Это противоречит их ценностям и обычаям. На тот момент в детдоме было пятеро бурятских ребятишек, обычно от человека, у которого нет родственников, чтобы забрать их. Сложность усыновления ребенка для россиянина состоит в том, что ему могут помешать родственники. Это родственники, недостаточно озабоченные тем, чтобы самим позаботиться о ребенке. Тогда будет проще, если российская пара усыновит ребенка из другого города, чтобы дать себе и ребенку новый старт, - пишет Викофф в статье. 

«Отказников» становится меньше

За последние три года количество детей, оставшихся без попечения родителей, идёт на спад. В 2019 году – 761, в 2020-м – 658 и за девять месяцев 2021-го – 652. В их числе дети-«отказники», родители которых выразили письменное согласие на усыновление.

С 2007 года отказываться от своих детей жители республики стали меньше. В последние три года печальный показатель также продолжает снижаться: в 2019-м – 19, в 2020-м – 11, в 2021-м – 10 (данные за 9 месяцев).

Автор: Александра Ромаева

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях