аэропорт Байкал
3497

Может ли аэропорт «Байкал» стать центром перевозок России и азиатских стран?

Журналисты «Информ Полиса» побывали на строительной площадке, где в скором времени появится новый терминал

Фото: Евгений Старковскоий; пресс-служба аэропорта Байкал

В Бурятии продолжается строительство нового терминала аэропорта Байкал. Летом 2024 года там начнут осуществляться внутрироссийские рейсы, а старый терминал станет полностью международным. Мы побывали на строительной площадке и узнали, как его появление повлияет на перевозки в Улан-Удэ, какие перспективы открываются для республики и может ли столица Бурятии стать транспортно-логистическим хабом России. Об этом читайте в материале «Информ Полиса». 

Миллион пассажиропотока

Мы побывали на строительной площадке нового терминала аэропорта Байкал. В 2024 году откроется двухэтажное 17-метровое здание площадью 6,5 тысячи квадратных метров. Его пропускная способность составит 400 человек в час. 

Пассажирам станет комфортно и удобно ожидать свои рейсы. Улучшится качество, а также скорость обслуживания пассажиров и условия для маломобильных граждан. Пассажиры забудут об автобусах, они будут попадать из терминала сразу на борт самолёта через два телескопических трапа. Архитектурная изюминка здания нового терминала – национальный колорит: оно будет построено в буддийском стиле. 

На привокзальной площади будет установлена скульптурная композиция «Воздушные ворота Бурятии». Парковка для автомобилей увеличится почти в два раза - со 122 мест до 250. Существующее здание сохранится и будет принимать только международные рейсы. 

Ярослав Карманчук, менеджер по строительству группы компании «Спектрум-холдинг», рассказывает, что сейчас ведутся работы по разработке котлована, устройству фундаментов будущего терминала. 

- По периметру мы одновременно выносим сети федерального имущества, копаем ливневую канализацию, копаем трассы электроснабжения. Чтобы немного опередить график, мы до выноса имущества, которое здесь находится (БГПТ, ТЭСы), приступили сразу к разработке четверти фундаментов. Задействовано порядка 45 человек и около 20 единиц техники. Начинаем переходить на сверхурочную работу. Сейчас идет опережение на один месяц по котловану, остальные сети - в сроки. Котлован мы планируем закончить в последних числах мая. Залито 12 единиц подбетонки, идет армирование фундаментов. Дальше колонны, обратная засыпка, фундаментная плита и котлован, то есть здание начнет расти, - объясняет представитель подрядчика. 

Генеральный директор международного аэропорта Байкал Дмитрий Гармаев подчеркивает значимость этой стройки для Улан-Удэ и Бурятии в целом.

- Общий объем финансирования, который планируется сюда заложить, более 3 млрд 117 млн рублей. Мы планируем уже в следующем году завершить строительство. Отсюда будут выполняться рейсы по Российской Федерации. Старый терминал был построен в 1983 году, 40 лет назад. Он продолжит функционировать, это будет терминал международных вылетов. В нем расположены международный пункт пропуска, пограничный пост, таможенный пост. Мы просто уберем несколько перегородок. Здания будут стоять отдельно, на расстоянии около шести метров. В старом терминале практически ничего не приспособлено для маломобильных пассажиров. Мы разработали технологию работы с такими пассажирами, но в этом плане сильно отстаем. В новом терминале удобства для маломобильных граждан будут лучше, - подчеркивает он. 

По словам гендиректора, в новом терминале будут залы вылета, залы ожидания, коммерческие площади, все необходимые по федеральным и авиационным правилам: комнаты и помещения, такие как комнаты матери и ребенка и т.д. 

- В отличие от старого здания, у нас будет защитное сооружение гражданской обороны. Пассажиропоток - это комплексная работа авиакомпаний, аэропорта и региона. Появление нового терминала улучшит качество и скорость обслуживания пассажиров. У нас есть стратегия развития аэропорта, по которой в 2027 году мы должны достигнуть миллиона пассажиропотока в год (сейчас 600 тысяч). Пропускная способность существующего здания - 200 человек на вылет и 250 на прилет, а с новым зданием будет 600 человек, - резюмирует Дмитрий Гармаев. 

«Аэропорт – это целый мир»

Председатель комитета по развитию транспорта Минтранса Бурятии Сергей Каплин рассказывает, что сегодня аэропорт Байкал осуществляет 13 субсидированных рейсов, в этот перечень также попал маршрут Улан-Удэ – Агинское.

- По этому маршруту рейсы не осуществляются, потому что там взлетно-посадочная полоса не отвечает нормативам. Сейчас администрация Агинска проводит работы по ее реконструкции. После ее принятия в эксплуатацию будут осуществляться перевозки. Мы связали Улан-Удэ и практически все столицы субъектов Дальневосточного федерального округа, за исключением Петропавловска-Камчатского и Магадана. Ушли дальше в Сибирь - Красноярск, Новосибирск, Кызыл, Тува. Планируем организовать субсидированные рейсы по маршруту Улан-Удэ – Чита, заявка подана и находится на рассмотрении. 

Министерство транспорта обслуживает население Бурятии, а также активно участвует в работе по увеличению грузопотока. 

- Аэропорт в 2022 году обслужил порядка 148 воздушных судов, которые прибывали сюда, разгружались и развозили товар по России, в основном в Москву. Для сравнения, даже Санкт-Петербург в прошлом году выгрузил порядка 144 судов, - отмечает Сергей Каплин. - Пока основной поставщик грузов - это Китай. Раньше были транзитные перевозки, но из-за санкций все это приостановлено. Сегодня мы используем свое местоположение и возможности. К тому же у аэропорта мало отказов по метеоусловиям, то есть погода всегда солнечная, небо чистое, туманов нет. 

Дмитрий Гармаев подчеркивает, что аэропорт Байкал сегодня осуществляет грузовые перевозки, но в рамках строительства нового терминала сооружение грузового терминала не предусмотрено. 

- Сейчас и далее мы будем работать через существующий грузовой терминал. Единственное, мы запланировали на территории аэропорта таможенный склад временного хранения. В 2018 году мы сдали в эксплуатацию абсолютно новую взлетно-посадочную полосу длиной 3,4 тысячи метров, шириной 45 метров. Она имеет технические параметры приема всех воздушных судов. Старая полоса вывелась в магистральную рулежную дорожку. В данный момент мы не планируем строительство третьей полосы, это было бы чересчур. А вот расширение перронов и мест стоянки для нас актуальная тема. В данный момент у нас семь мест стоянок на перроне, и этого уже недостаточно. Мы включены в мастер-план развития Улан-Удэ и планируем увеличить их число до 15, - делится планами гендиректор аэропорта. 

По его словам, аэропорт - это инфраструктурный бизнес, комплекс, куда прилетают самолеты. В собственности аэропорта только терминал и земля под ним. 

- Вся остальная земля, парковка, взлетно-посадочная полоса, перрон - это собственность РФ, мы платим за нее аренду, оперируем и руководим деятельностью аэропорта. Все забывают, что кроме авиакомпаний здесь функционируют другие организации. ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения в РФ» ведет самолеты в воздухе, «Газпромнефть» и «Роснефть», а также «Аэрофьюэлз» имеют два топливно-заправочных комплекса. На территории расположены небольшие ангары для судов, какие-то из них построили сами авиакомпании, какие-то остались от «Бурятских авиалиний» и находятся в частной собственности. Аэропорт - это целый мир, - сообщает Дмитрий Гармаев. - «Бурятские авиалинии» как авиакомпания, к сожалению, обанкротилась. Часть ее собственности была продана с аукциона, часть перешла к мелким авиационным компаниям, которые работают на территории аэропорта, что-то купили мы. У нас есть вертолетная компания «Баргузин», а также небольшие авиакомпании, которые выполняют авиалесные работы, по санавиации и т.д. Но крупной компании, которая готова работать в формате бурятской авиакомпании, пока нет.

Так будет выглядеть новый треминал аэропорта

«Не хаб, а опорный узел»

Татьяна Думнова, председатель Общественной палаты Бурятии, говорит, что новый терминал позволит увеличить пропускную способность пассажиропотока через воздушные ворота РБ до 700 тысяч пассажиров в год на международных и внутрирегиональных направлениях. 

- Развитие аэропортового комплекса, увеличение его пропускной способности, несомненно, приведет к увеличению пассажиропотока, как туристического, так и бизнеса. Будут открываться новые авиарейсы как внутри республики и страны, так и в зарубежные страны. Каждый житель региона понимает, насколько значим для нас современный, удобный и комфортный аэропорт. Это создает не только условия для наших граждан для перелетов по стране и миру, но и открывает совсем по-другому Бурятию для гостей и дает толчок дальнейшему развитию всей республики, - отмечает экс-министр экономики Бурятии. 

Немаловажным фактором в развитии туризма являются этнокультурные особенности Бурятии, уникальная территория озера Байкал, ее близость к странам Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), уверена Думнова. 

- Бурятия - центр буддизма России, лна представляет собой мост между западной и восточной культурами. Данный культурно-национальный фактор успешно используется в российской истории для продвижения интересов России на Востоке, - подчеркивает наша собеседница. - Кроме того, транспортная инфраструктура (воздушная, железнодорожная, автомобильная) и география Улан-Удэ напрямую связаны с геополитическими интересами России в Азии. С помощью аэропорта-хаба в Бурятии в России может быть решена проблема местных и региональных авиаперевозок, а также транзитного потенциала в страны АТР. Это приведет к образованию новых рабочих мест, развитию гостиничного и ресторанного бизнеса, росту нефтеперерабатывающих производств, а также смежных отраслей, обеспечивающих работу аэропорта (услуги и ресурсы), что положительно повлияет на развитие экономики Бурятии. 

По ее словам, пассажирский терминал открывает перспективу развития грузового сообщения - транспортного хаба. Безопасная и приемлемая по логистике Бурятия представляет своеобразные «транспортно-коммуникационные ворота» России в страны АТР. 

- Пути сообщения расходятся с территории Бурятии в Центральную, Восточную, Юго-Восточную Азию, включая северо-восток России. К ним относятся железнодорожный Транссиб с примыкающей к нему железнодорожной магистралью Улан-Удэ — Наушки — Улан-Батор — Пекин, автомобильные дороги и воздушные коридоры авиалиний, уходящие в Монголию, Китай и другие азиатские страны. Кратчайший путь из Сибири к самому большому грузовому терминалу на Тихом океане — Далянь (Китай). Поэтому столица Бурятии должна стать не только аэропортом-хабом, а опорным транспортным узлом с транзитными, транспортными, торговыми, выставочными, туристическими функциями, с учетом исторической специализации - центра транзитных поставок из Китая в Европу. Также отчетливо формируется и ось межконтинентальных кроссполярных авиаперевозок на территории республики. По сути, хаб - это целый город, в котором сосредоточены склады, помещения производственного типа, парковка, таможня, цеха для расфасовки, гостиницы, постоянно действующий выставочно-ярмарочный центр и т.д. Кажется, это несбыточно для Бурятии, но время и геополитика распоряжаются по-своему, а значит, к нему нас приближает запуск нового терминала, - уверена Татьяна Думнова. 

Пока нам остается только ждать завершения строительства нового терминала аэропорта Байкал и надеяться, что слаженная работа аэропорта, министерств и предпринимателей сделает Улан-Удэ международным хабом между Западом и Востоком. В этой связи не стоит забывать о развитии железнодорожного сообщения в республике, а также имеющихся дорожных границах с Монголией.

Автор: Номина Соктуева

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях