13608

Панки и лирики из Улан-Удэ

Истории рок-групп из Бурятии. Часть 3

Группа «Панкоматика». Фото: предоставлено героями публикации

Рок-музыка имеет две стороны, одна из которых подразумевает драйв и безумие, а вторая – спокойствие и философию. 

Одни меломаны помнят, как десять лет назад неформальная молодежь лихо «отжигала» на концертах группы «Панкоматика», а другие сохранили в памяти яркие выступления группы «Решение. Do» с лирическими песнями на центральной площади города. У каждого коллектива свой путь и своя философия. 

Мы продолжаем наш рассказ о рок-группах Бурятии. Предыдущие публикации можно найти здесь и здесь

«Панкоматика»

Художник и режиссёр

Ещё около десяти-пятнадцати лет назад на улицах Улан-Удэ часто можно было встретить представителей неформальной молодёжи. Эти молодые люди носили куртки-косухи, ставили волосы в ирокез, носили серьги в ушах, громко пели русский рок и слушали «Панкоматику». 

Группа «Панкоматика», пожалуй, одна из «последних героев» уличного улан-удэнского рока. Музыканты ещё застали период частых местных рок-концертов, а позже и сами стали их организаторами. 

Отцы «Панкоматики» – художник Андрей Банзаракцаев, известный в городе под творческим прозвищем Банзай, и режиссёр по образованию и музыкант по признанию Александр Овчинников, известный как Финн.

 

Банзай писал картины, продавал их, занимался тату и параллельно играл в своей группе «Панмонголизм». Финн же был вокалистом в группе «Проникающая радиация». И однажды на творческом вечере молодые люди познакомились и решили сделать совместный проект. Так, в 2007 году появилась на свет группа «Панкоматика». 

– Так получилось, что мы остались без музыкантов, поэтому решили сделать группу на двух акустиках. Панк на акустике. Начали придумывать название, и в результате творческого спора родилось название «Панкоматика». Была такая флеш-игрушка, называлась «Панкоматик». К тому же аббревиатура была как и у «Панмонголизма» – ПМ, – вспоминает Александр Овчинников. 

Задача – прожить текст

Несколько лет Андрей и Александр играли вдвоём на двух акустических гитарах и оба пели. Тексты песен придумывали сами, а также накладывали на музыку стихи своих друзей-поэтов. Так рождались песни о человеческих пороках – главная тема «Панкоматики». Идея же группы состояла в том, чтобы всё делать в разных жанрах. 

– Панк на акустике делать было сложно, поэтому фишка была в тексте. Мы использовали вокальные инструменты для аранжировки песен, и в итоге получилось интересное звучание – два вокала где-то вперемешку с диалогами, вокальные шутки и всё это под напором энергетики и акустики. Не было определенной цели сделать что-то своеобразное. Но мы отличались харизмой и посылом. Наша задача была не просто пропеть текст, а прожить его, как актёр на сцене проживает роль, – объяснил Александр. 

«Панкоматика» играла музыку в разных компаниях, обретая таким образом своего слушателя. Постепенно публика росла, и ребята выходили уже на большие площадки – играли в домах культуры, участвовали в ежегодном фестивале «Байкал-Шаман» в Иркутской области. А позже стали сами организовывать концерты в Улан-Удэ под названием «Акустический психоз». 

– Идея была собрать коллективы без электрического звучания, разных жанров, чтобы были и рок, и рок-н-ролл, и панк. Сами организовывали это. Вечера и концерты проводили – брали аппаратуру и помещение в аренду и притягивали других музыкантов. Тогда время другое было. Народ собирался на улицах. Встречались, общались, потому что мало было интернета. Был драйв. Сейчас же организовывать концерты не всегда выгодно, – говорит лидер «Панкоматики». 

Дважды коллектив ездил в Москву и Санкт-Петербург. Музыканты принимали участие в панк-симпозиуме памяти лидера панк-группы «Автоматические удовлетворители» Андрея Панова, а также в Питере сыграли в легендарной «Камчатке» Виктора Цоя, где познакомились с её старожилами. 

– В одной из поездок мы играли наши песни на улицах, в переходах и этим зарабатывали себе на передвижение, на жизнь. Ездили между Питером и Москвой. Это было самое прикольное время, мы жили свободно и занимались музыкой, – вспоминает Финн. 

«Музыка всегда была для души»

В 2016 году Андрей Банзаракцаев познакомился через интернет с питерской художницей и вскоре перебрался жить в северную столицу. Он считал, что сможет найти своё призвание в городе творческих людей. Как и в Улан-Удэ, Банзай продолжал писать картины, но заказов поступало мало, да и конкуренция была высокой. 

– Мы продолжили работу «Панкоматики», в основном на запись. Планировали, что Андрей будет приезжать и записываться. Но приехал он всего лишь один раз, и записи так и не получилось, – рассказывает Александр Овчинников. – Там он тоже хотел заниматься творчеством, но детище-то это наше с ним вдвоём. Он хотел продолжить «Панкоматику» в Питере и чтобы я делал это в Улан-Удэ, но я не видел в этом смысла и предложил, чтобы он развивал группу там. Я создал проект «Ликвидация», а он попытался собрать музыкантов в Санкт-Петербурге, но так у него ничего и не получилось. 

В мае 2020 года 46-летний Андрей Банзай скоропостижно умер. Уснул и просто не проснулся. Врачи дали заключение: «сердечная недостаточность», однако Александр уверен, что в причине смерти его друга осталась какая-то недосказанность. 

Сегодня Александр и его друзья-музыканты работают сразу в двух группах – «Ликвидация» и «Панкоматика», записывают песни, которые не успели сделать с Андреем. Параллельно лидер групп трудится дизайнером и в торговле, ведь музыка никогда не имела для него коммерческой цели. 

– Музыка всегда была для души. Если кто-то разделяет наше творчество и ему нравится, мы всегда рады этим людям. Если они приходят и танцуют под нашу музыку, отдыхают, выплескивают весь накопленный негатив, это очень приятно, – говорит Финн. – «Панкоматика» жива, мы живём с музыкой точно так же. Скучаю, конечно, по Андрюхе. Вдвоём-то у нас и была «Панкоматика», а когда по одному – это уже немножечко не то. 

«Решение. Do»

Путь к музыке

О группе с интересным названием «Решение. Do» знают немногие. Когда слышишь эти песни с философскими текстами и красивым сильным женским вокалом, не сразу верится, что причастные к этому творчеству люди живут в Улан-Удэ и при этом не собирают больших площадок, хотя вполне этого заслуживают. 

«Решение. Do» – это музыкальный проект супругов Воейковых – Елены и Алексея. Все тексты написаны Еленой, музыка создана совместными усилиями группы под руководством Алексея. 

Алексей серьёзно увлёкся музыкой в 12 лет. У мальчика погибли отец и брат, и в наследство от брата ему достался магнитофон. Переслушивая разные записи, Алексей понял, что мечтает стать музыкантом, а именно – барабанщиком.

– Это были 80-е годы, тогда не продавали барабанных установок и даже их изображения найти было трудно. Я ходил в библиотеку с бритвочкой, где вырезал из всяких журналов фото барабанных установок. Я сделал целый журнал о том, что такое барабанная установка. Потом попал по объявлению в ВИА «Отражение», где играли каверы. Затем создал панк-группу «Рэкет», группу «Апатия», группу «Прорыв» и в 2010 году собрал «Решение. Do», – вспоминает Алексей Воейков. 

Елена с детства писала стихи, мечтала о музыке и хотела стать певицей. Однако вместо этого родители отдали девочку в гимнастику. Всё же в подростковом возрасте девушка научилась играть на гитаре и с 17 лет стала писать песни под гитару. При этом она не ставила перед собой цель сесть и написать песню. Всё рождалось само.

– Потом я пошла учиться в колледж с музыкальным направлением. По одному образованию я учитель музыки в начальных классах. Пока училась, встретила Алексея, он меня и привёл к музыке. Даже записали его песню, куда меня пригласили подпеть, – улыбаясь, рассказывает Елена Воейкова. 

Песни, над которыми надо думать

Позже супруги занялись тем, что стали вести в школах лекции о семейных ценностях. Постепенно рождались и песни на эту тематику. А когда ученики изъявили желание общаться с Алексеем и Еленой дальше, появилась группа. 

– Мы занимались этим больше не для себя, а стали учить ребят играть на инструментах. Молодёжи к нам присоединялось всё больше. Ребята проводили время с пользой. Некоторые из них стали музыкантами, кто-то даже в группах играет. Молодые люди приходили и смотрели, как мы играем, и мы учили играть их, – говорит Елена. 

К тому времени у группы уже был свой репертуар, и супруги стали давать первые концерты для небольшого круга людей. В основном слушателями были подростки и их родители. 

Как определяет сама Елена, творчество «Решение. Do» – это песни со смыслом и песни, над которыми надо подумать. В них есть аллегории, разные образы, они о смысле жизни и о человеческих ценностях. 

А вот как Алексей объясняет философское название коллектива: 

– Название по принципу «семь раз отмерь – один раз отрежь». Перед тем как принять какое-то действие, прими сначала решение до. Пример: человек поступает в колледж, и на перемене ему предлагают наркотики, он думает, пойти ему на это или нет. Он будет думать. Но ведь решение он должен принять ещё задолго до этого, даже до поступления в колледж он должен иметь решение до. Смысл такой: прими решение заранее. Много есть разных ситуаций, когда нужно принять решение до. Ну и это музыкальное название: «до» – это первая нота. Вначале многие не понимали, ведь наше название подходит больше для шахматного клуба, но постепенно все привыкли. 

Взлёт и пандемия

Группа давала концерты в школах, большое выступление состоялось в ТРЦ «Пионер», но переломный момент в жизни группы случился в 2014 году, когда музыкантов неожиданно пригласили выступить на площади Советов в День города. В тот день «Решение. Do» выступила на разогреве у популярной российской рок-группы «Слот». 

– После этого случился взлёт в соцсетях, появилась некая известность, мы записали и опубликовали альбом. Потом выступали на городских концертах, трижды играли на площади Советов и делали регулярно свои концерты. Появлялся свой круг людей, которые стали слушателями. Был организован свой фан-клуб, его участники на концертах рисовали на щеках наш логотип «РД», даже кричалки какие-то были. А затем в нашу жизнь пришла пандемия, – рассказывает Алексей. 

Сегодня на счету у «Решения. Do» один альбом с восемью песнями, более двадцати записанных синглов и ещё несколько произведений в «сыром» виде.

Помимо деятельности в группе Алексей Воейков занимается созданием анимации и учит желающих играть на барабанах. Елена работает персональным фитнес-тренером. Супруги воспитывают пятерых детей. 

– Хотелось бы заниматься только музыкой, – признаётся Алексей. – Сейчас я отдаю свой огонь ученикам. Хочется дальше работать над созданием музыки, но не всегда есть возможность. Времени уходит много, а отдачи получается мало. За музыку деньги получать не так просто. В ближайшее время у нас планируется концерт-квартирник. На нём будут выступать и ребята, которые учатся у меня на индивидуальных занятиях. Надеемся, что традиция выступать на центральной площади возродится. 

P.S.

Если вдаваться подробно в рок-историю нашей республики, то можно понять, что Бурятия – настоящий кладезь талантливых и независимых музыкантов. Кто-то из них стал более успешен, кто-то менее. 

Например, в 1996 году здесь родилась группа Morbidity, и сегодня она носит звание самой “долгоиграющей” группы России в жанре грайндкора. 

Многие сегодня помнят и группу Trident, основанную в 1991 году, и их «безбашенную» музыку в жанре трэш-метал. Её основной состав – музыканты группы «Контр-акт», существовавшей ещё в 80-е. В 2018 году у группы вышел последний на данный момент и десятый по счёту альбом. 

Группа «Своим ходом» была основана в 1999 году студентами БГУ во время подготовки к «Студенческой весне», а уже через год была названа лучшей рок-группой Бурятии. Состав музыкантов менялся не один раз, но коллектив жив и продолжает радовать поклонников лёгким рок-н-роллом. 

В 2002 году в Улан-Удэ создан коллектив «Афазия» на базе школы № 17. Парни и девчонки играли электрик-рок, участвовали и побеждали во многих конкурсах и фестивалях. После 2008 года музыканты переехали в Москву, и вскоре группа распалась. А в 2012 году вокалист «Афазии» Александр Нехворостной стал создателем и продюсером известной поп-группы «Мохито». 

«Зунтугло Уделантес» основали в Улан-Удэ в 2003 году. Но после первых же концертов музыканты стали участниками «Нового Оргазма Нострадамуса», собранного после смерти Алексея «Угла» Фишева. В 2017 году «Зунтугло Уделантес» был реанимирован и, по словам участников группы, работает над записью альбома и формированием мирового турне. 

В 2004 году в музыкальном колледже им. Чайковского появилась группа «Вехи», ставшая участником городских концертов. В 2006 году музыканты попали в десять из 296 групп по России, приглашенных на Черниховский рок-фестиваль. Но попасть на фестиваль ребятам не удалось из-за проблем с финансированием. Сегодня о судьбе группы ничего не известно. 

«Сезон Dождей» – одна из самых успешных рок-групп в Бурятии. По крайней мере, это название на слуху у всех, поскольку коллектив ежегодно выступает на популярном фестивале «Голос кочевников» и собирает концерты в филармонии. Создана же она была ещё в 2005 году и считается продолжением школьной рок-группы «Искажение» с Авиазавода. 

В нулевых годах группа Максима Дашинимаева «Треугольник» взрывала местные рок-концерты своим появлением и пользовалась успехом среди молодёжи. Лидер группы известен также как «Макс Треугольник». В 2010-х годах группа перестала появляться на публике, а её солист ушёл работать на телевидение. 

Многие любители рока с ностальгией вспоминают и концерты группы «Гадес», игравшей в жанре дэт-метал. 

Коллектив «Галия» основан в Улан-Удэ в 2010 году Галиной Халитовой, автором всех песен группы. В 2013 году музыканты переехали в Красноярск и отметились неоднократным участием во всероссийских фестивалях. 

«Дари» – молодая группа, коллаборация артистов Русского драматического театра им. Бестужева и профессиональных музыкантов. Основана в 2018 году. Музыканты стали яркими звёздами местных фестивалей, играя лёгкий акустический рок с элементами джаза, регги, этники и транса. 

Любители местных фестивалей наверняка сохранили в памяти и выступления групп «The Бюст» и Sadis, оба появились в 2008 году и сегодня практически не выступают.

Автор: Антон Алексеев

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях