музыка
17477

Ёхор-ролл, киберпанк и таёжный блюз

«Информ Полис» продолжает рассказывать истории уникальных рок-групп из Бурятии

Группа «Империя снегов». Фото: представлено героями материала

Об этих музыкальных группах в Бурятии знает узкий круг людей, слушает их не каждый, да и понять можно не всем. Но история их появления, факты из их жизни достойны сценария как минимум документального фильма. Здесь и мистика, и драма, и сломанные человеческие судьбы… 

Мы расскажем три удивительные истории: об уникальном позитивном дуэте «Хама Угы», о вызывающей «Империи снегов», о брутальной «Проникающей радиации» и её лидере Иване Долганове - человеке с удивительной и сложной судьбой. 

«Империя снегов»: музыка байкальских индейцев

Ёхор-ролл и еthno-core - такие необычные стили музыки выбрала для себя группа «Империя снегов», основанная в 1994 году «министром рока» Бурятии Владимиром Батуриным. 

Необычное звание музыкант получил по двум причинам: играл в группе «Совет министров», где музыканты называли друг друга министрами, а уже после организовывал в городе рок-концерты и разные тусовки, за что и был назначен «министром рока».

Владимир увлекался музыкой с детства, рано освоил гитару. После школы были технологический институт, работа на заводе, армия. В конце 70-х Батурин организовал группу Robinzone - одну из первых в Бурятии. Пару лет музыканты играли на танцах, создавая параллельно свой репертуар, а потом уехали в Феодосию, где все участники группы, кроме Батурина, решили остаться. 

Владимир вернулся в Улан-Удэ, около пяти лет музицировал в ресторане, совмещая это с работой в строительном ПТУ и локомотивовагоноремонтном цеху. На базе строительного лицея № 15 он создал коллектив «Совет министров», а уже совсем скоро произошла встреча с музыкантом хеви-метал-группы «Донатор». 

- Мне в жизни повезло - в конце 80-х я играл в лучшей группе всех времен по территории Восточной Сибири «Донатор», - вспоминает Владимир. - Концерты проходили в крайне экстремальных условиях. «Донатор» обладал самым большим и шумным отрядом фанатов. Они изготавливали взрывотехнику из магния и еще какой-то дымящийся дряни, делали бомбочки, которые постоянно взрывались под нашими ногами, плевались друг в друга томатным соком, жгли флаги, ломали сиденья в зале и истерически бились головами о сцену, пробивая в ней дыры величиной с Австралию. И все это в тумане хлористого аммония. Во многие залы города нас просто перестали пускать. 

Тем не менее группа пользовалась большим успехом у публики. После «Донатора» Батурин играл в группе «Фраер Хайер». 

- Мы записали демо, и я повёз эти записи в Пермь на фестиваль. Записи никого там не удивили - таких групп в стране много. Вот с того момента я и стал думать. Я понял, если делаешь вторичную музыку - играй её лучше самого автора, лучше всех в мире. Не можешь - тогда придумывай то, до чего никто до тебя не додумался. В Перми проходил радиофестиваль, я послушал записи, которые присылали музыканты с разных концов страны: какая-то свежесть, новая интересная музыка, а Бурятия ничего этого не имела. Вот и решил сделать эксклюзив - создать группу, у которой аналогов в мире нет - шаманский рок или урбанизированный шаманизм, в основе его - минорная пентатоника с элементами горлового пения. Эдакая музыка байкальских индейцев, - рассказывает Владимир. 

С такими мыслями и была создана «Империя снегов». 

- Успех пришел моментально, - продолжает «министр рока». - Композиция «Волк» сразу же попала в сборник Rock Line Info. Первое же выступление на Дальневосточном фестивале рок и альтернативной музыки в Хабаровске поставило группу в ранг «Легенд дальневосточного рока». 

На этом фестивале коллектив с успехом выступал с 1996 по 2000 год. А с 1996 по 2016 год «Империя снегов» играла на фестивале Rock Line в Пермском крае. В 2015 году группе присвоили титул «Официальный талисман фестиваля Rock Line». 

Случаи на этих мероприятиях заставили поверить и организаторов, и зрителей в мистику. Например, весной 96-го в Хабаровске на фестивале была тёплая погода, а в день выступления «Империи снегов» неожиданно пошёл снег. На фестивале Rock Line-97 весь день шёл дождь, но, когда Батурин исполнял песню «Радуга», дождь внезапно перестал и… появилась радуга. 

Весной следующего года в Хабаровске организаторы на полном серьезе заявили музыкантам - никаких шуток с природными явлениями! И вообще посоветовали группе сменить название, мол, надоел снег на фестивале. Первые два дня погода стояла отличная. На третий же день, едва «Империя снегов» вышла на сцену, поднялся ураганный ветер, принесший с собой снег. 

В конце 90-х в группе меняется состав, Владимир вводит в группу этнический женский бэк-вокал. В начале 2000-х пишутся новые песни. Коллектив всё также продолжает выступать на фестивалях. Группа со временем становилась успешнее, Батурин получал письма от благодарных поклонников от Владивостока до Петрозаводска. На фестивале Rock Line музыкантами из Бурятии восхищался и «дедушка уральского рока» Александр Пантыкин. 

- Сейчас горловое пение слышно из каждого утюга, а тогда это было в новинку, вот народ с удивлением нас и слушал, потому что уже к тому времени всем сильно приелись стандартные формы, - объясняет успех группы Владимир Батурин. - Долго мы были практически единственными в мире. В начале века познакомились с группой «Ят-ха», оказывается, они тоже играли что-то подобное. Я никогда не думал об успехе, мне интересны сам процесс и внутренний баланс. Интересны поиск и эксперимент. В основном все ключевые моменты связаны с актами шаманизма, задабриванием духов природы в местах проведения фестиваля. 

Сегодня «министр рока» не исключает свой переезд в Новороссийск, поскольку мечтает скрестить кавказскую лезгинку с шаманским горловым пением. К тому же гитарист Валерий Луничкин живёт в Ижевске, гитаристка Катя Киндер - в Санкт-Петербурге, а значит, собираться группе будет удобнее. 

- Сейчас собирается материал, написаны десятки песен, но выбираются единицы. Главное, чтобы они отличались от произведений других авторов, включая и себя самого, а это самое сложное и тяжелое. Ведь тяжело четверть века постоянно что-то изобретать и не повторяться. Из двух десятков альбомов по пальцам можно пересчитать что-то уникальное, в остальных же, по моему мнению, много «воды». Вот такая ситуация - обратная сторона поиска, - подытожил Владимир Батурин. 

«Я на себе испытал её действие»

История кибер-панк-группы «Проникающая радиация» неразрывно связана с жизнью её бессменного лидера Ивана Долганова. Он родился в Казахстане в 1972 году. После училища работал в речном пароходстве слесарем-судоремонтником и мотористом-рулевым. Когда распался СССР, отец переехал на Алтай, а Иван с рюкзаком за спиной отправился путешествовать по России, посетил Москву, Питер и побывал в городе-призраке Чернобыле, где своими глазами увидел ядерный саркофаг. 

По возвращении в родное село на Алтай Иван стал играть на бас-гитаре в местном ВИА в сельском клубе. В свободное от официальной программы время молодые музыканты исполняли русский рок и писали свои песни. 

Сначала группу они назвали «Весёлый Роджер», затем «Революционно-военный совет». Потом Иван предложил «Проникающая радиация». И пронес это название через всю свою жизнь. Под ним он объединял музыкантов в разных городах. Люди менялись, а группа оставалась. 

«Проникающая радиация - это четвертый фактор действия ядерного оружия. Я на себе испытал ее действие», - объяснял это словосочетание Иван. 

С 1996 по 1999 год Долганов служил в армии, после «срочки» подписал контракт и добровольно отправился в танковые войска в Чечню. После трёх месяцев службы часть расформировали и отправили в Гусиноозёрск. Так Иван оказался в Улан-Удэ, где у него украли документы. 

На одном из зимних вечеров 2001 года на встрече клуба бардовской песни в ДК железнодорожников он познакомился с местными молодыми музыкантами, с которыми сразу же нашёл общий язык. Ребят увлекала возможность войти в состав «Проникающей радиации». 

- Всю ночь на квартире мы играли на гитарах, знакомились с творчеством Ивана, удивлялись его таланту владения гитарой и поражались тому, что его песни звучали как неизвестные хиты добротного русского рока. Какие-то были по-панковски дерзкими и прикольными, какие-то звучали как популярные баллады, было в них что-то знакомое, родное. Этакая смесь Цоя и Хоя. Сиплый голос звучал самобытно и неповторимо, - вспоминает нынешний солист «Проникающей радиации» Алексей Кольм. 

Весной музыканты стали играть на улице, излюбленным местом стала арка между ДК железнодорожников и вокзалом. Также играли на Арбате и участвовали в создании стены Цоя, где однажды легендарный Алексей «Угол» Фишев назвал Ивана «Африкой» и попросил исполнить одноименную песню со словами: «Это же вообще хит!». Так к Долганову прикрепилось прозвище «Африка». 

Музыканты писали новые песни, записывали их на кассетные магнитофоны. В состав «Проникающей радиации» вошли парни из лицея № 1. В 2003 году группа стала репетировать в ДК им. Серова, там же устраивали и концерты. Долганов тем временем уехал в Иркутск с «Аттракционом Воронова». 

- Однажды я понял, что двигаюсь не туда, и группа, официально не распадаясь, как-то сама собой впала в состояние анабиоза, - рассказывает Алексей Кольм. - У всех начали появляться семьи, работа. Закрылся ДК Серова, репетировать было негде. И выступать тоже. Вокалисты Александр «Финн» и Андрей «Банзай» создали свою группу «Панкоматика». Иван же, не найдя взаимопонимания с «Аттракционом», вернулся в Улан-Удэ и какое-то время проживал у меня, пока однажды злосчастным мартовским днём 2007 года не попал под поезд. 

Эта трагедия лишила 34-летнего музыканта полностью левой руки, левой стопы и правой кисти. Он решил доехать до станции Дивизионная на сцепке вагонов, но на повороте поезд резко качнуло, и Иван вылетел на встречный локомотив. Почти два месяца он пробыл в больнице. Врачи отмечали, что он чудом остался жив. 

Музыкант не мог жить без родного дела. Придя в себя после реанимации, Иван попросил своих друзей смастерить ему губную гармошку, потому что играть на гитаре он уже не мог. И через год после трагедии, в день своего рождения, 31 мая, Иван дал первый концерт на губной гармошке, который помогли организовать его друзья. И продолжил сочинять песни. 

Дальше в жизни «Проникающей радиации» была яркая вспышка после долгого затишья - запись альбома «Атомный танк» в домашних условиях. 

В Бурятии у Ивана не было никого, кроме друзей-музыкантов. Старший брат жил своей жизнью в Казахстане, мать давно умерла, а отец женился.

Но в 2009 году в Бурятию пришло два письма от отца Ивана. 66-летний Николай Долганов нашёл его благодаря публикациям в интернете. Он написал Ивану: «Всё знаю о тебе через Интернет. Молодец, что не бросаешь творчество. О себе: живу один, дописываю книгу. Наверное, последнюю». Обратился и к друзьям сына: «Три года пью таблетки от гипертонии, но они не помогают. Сколько еще проживу, не знаю. Тем не менее готов в любое время забрать Ивана к себе. Уж сколько проживу». 

Музыкант жил в интернате, и неравнодушные люди нашли способ отправить его на родину к отцу. Иван уехал. В тот же год его отец умер, и связь с музыкантом была потеряна.

В 2014 году роль руководителя и вокалиста «Проникающей радиации» взял на себя Алексей Кольм. Он играл в панк-группе «Панкоматика», лидеры которой организовали рок-концерт ко Дню космонавтики. 

- Когда они запланировали концерт, я взял на себя ответственность воскресить группу. Я взял на себя эту роль, так как знаю все песни Ивана наизусть и не могу допустить, чтобы они канули в Лету. Как сказал Иван: если бы не ты, то больше было бы некому. И это поддерживает его дух, он знает, что не одинок в этом мире, а больше у него ничего нет, кроме его дела, которое живёт, - рассказывает Алексей. 

В тот же год группа выступила на фестивалях «Байкал Шаман» и «Сталь Сибири», где была горячо принята публикой. С 2015-го началась их дружба с мотосообществом, и с тех пор музыканты часто участвуют в фестивалях, организованных байкерами. 

Между тем басист группы Александр Соколов благодаря находчивости и упорству узнал местонахождение Ивана Долганова, и вскоре музыканты отправились на его поиски. 

- Он был очень удивлён и обрадован, что его дело живёт и флаг не сложен, и после нашего визита вдохновился на написание новых песен. С тех пор всегда на связи, делимся идеями, советуемся по разным вопросам. Иван Долганов никогда не покидал группу. Мы - единый организм, - поведал Алексей Кольм. 

В 2017 году в поддержку нового альбома при помощи краудфандинга музыкантам удалось собрать средства больше заявленной суммы для выпуска дисков и мерча. И в мае был презентован долгожданный альбом. 

- Для записи одной песни мы пригласили трубача Константина Кожевникова. Он так прочно вошёл в коллектив, что перед отъездом в Москву записал партии трубы для всех песен следующего альбома, - вспоминает солист группы. - 10 июня 2018 года случилась трагедия не только для группы, беда повергла в шок и весь город. Трагически погиб Костя. Случилось это при невыясненных обстоятельствах на фестивале «Дикая мята». Много людей знали его не только как виртуозного трубача, но и как великолепного озорного шоумена, радиоведущего, веселого, доброго и отзывчивого товарища, позитивного и жизнерадостного человека. Немыслимое горе, нескончаемая смена состава - всё это подкосило боевой дух и сказалось на производительности. Почти полностью записанный материал для альбома пропал вместе с повреждённым жестким диском. Но, самое главное, остались партии трубы на другом диске. 

Много работы было проделано заново, и сегодня работа над альбомом близится к концу. Завершён и монтаж клипа на одну из песен, в съёмках которого принимал участие Костя Кожевников. Работа будет посвящена его памяти. 

- На данный момент, когда состав закрепился, мы продолжаем работу над аранжировками песен Ивана, приглашаем к сотрудничеству разных интересных музыкантов, экспериментируем со звучанием, а также готовим совершенно новый материал, - поделился планами Алексей Кольм. 

К сожалению, нам не удалось связаться с Иваном Долгановым, но он передал через Алексея такие слова: «Живу припеваючи под тенью благодетелей в стране, где вечное лето!» 

«Всё нипочём»

Уникальная группа «Хама Угы» образовалась приблизительно в 2010 году. Её создатели Зоригто Батоцыренов и Евгений Бальчугов не учились музыке профессионально, тем не менее занимаются ею много лет. Вначале они играли в полноценном коллективе «Бигбум». После небольшого творческого перерыва Зоригто и Евгений решили играть вдвоём, притом сразу блюз, регги, фанк и рок-н-ролл. Так на свет появилась группа «Хама Угы» с яркими мелодиями и позитивными текстами.

- Выражение «хама угы» давно мне нравилось. Оно отличалось какой-то позитивной безбашенностью. Оно используется в значении не «всё равно», а «всё нипочём», - объяснил Евгений Бальчугов. 

Кстати, несколько лет назад Евгений поменял имя на данное ему при рождении - Рашид Сайлюбай. Музыкант объясняет, что Евгением он стал в три года, когда переехал в Улан-Удэ из Казахстана, и сейчас принял решение вернуться к своим корням. 

Изначально дуэт «Хама Угы» играл только для друзей. А когда музыканты почувствовали тёплую отдачу, стали играть для более широкой аудитории, выступая на разных площадках. Был и такой период, когда Зоригто и Рашид играли в кафе и ресторанах, но всё же признаются, что им по душе концерты и фестивали. 

- В основном всегда играли вдвоём, иногда приглашая друзей, - рассказывает Рашид. - Основная особенность группы – мы маленьким составом извлекаем много звуков. Зориг очень хорошо играет на гитаре, а я играл на барабане, одновременно на губной гармошке и пел. Вполне такое звучание интересное, полновесное. 

Поражает обилие инструментов, которое дуэт использовал на концертах: гитара, морин хуур, этнические барабаны, укулеле, губная гармошка, конги, джембе, маркасы, кахон, шейкеры. Но секрет того, что «Хама Угы» несколько лет был яркой звездой на многих концертах, не только в этом. 

- Группа отличается не только количеством инструментов и составом, но и энергией, которую мы передавали слушателям – это позитив, добро, радость. Думаю, что реакция была такой же позитивной, - говорит Рашид. 

Всего на счету у дуэта около сорока авторских песен о смысле жизни, любви и радости. Их тексты рождаются из интересных случаев и абсурдных вещей вокруг. 

Зоригто Батоцыренов сегодня живёт в Новосибирске, где также занимается музыкой, а Рашид Сайлюбай - в Улан-Удэ, где работает в Республиканской больнице инструктором лечебной физкультуры - помогает встать на ноги людям после инсультов и тяжёлых операций. 

- Страницу жизни, связанную с «Хама Угы», мы не закрывали. Этот проект мы считаем живым и в любой момент могли бы встретиться с Зоригом и выступить где-либо. Сейчас обстановка в мире такая, что пока не до музыки и не до концертов, - подытожил Рашид.

Автор: Антон Алексеев

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях