инициатива
11451
4

Некоторые улан-удэнцы готовы платить больше за проезд в автобусах и трамваях

Однако они выдвинули водителям и городским властям ряд условий

Фото: russianstock.ru

В Улан-Удэ вновь заговорили о возможном подорожании тарифов на проезд в маршрутках и трамваях. Прошлое повышение было год назад - тогда жители Улан-Удэ стали отдавать 24 рубля вместо 20 за поездку в автобусе. Проезд в трамвае подскочил с 15 до 18 рублей. Ныне анонсируется возможное подорожание на один рубль в маршрутках и на три - в трамвае. 

Что изменилось за год, чем сами перевозчики аргументируют очередной скачок цен и что думают об этом улан-удэнцы? 

Работать стало невыгодно

Андрей М. работает в сфере общественного транспорта более десяти лет с перерывами. Работать он начинал ещё в то время, когда маршрутками служили «Истаны» и проезд стоил 14 рублей, затем вырос на рубль. В 2013 году город отказался от «Истан», на маршрутах появились современные «Газели», «Форды», «Каунти» и так далее. В тот же год случилось подорожание проезда до 17 рублей. В 2016 году пассажиров обязали отдавать уже 20 рублей. Последний раз цену за проезд подняли прошлой осенью сразу на четыре рубля. 

Параллельно с этим дорожал и билет в трамвае, за десять лет постепенно увеличившись в цене с 11 до 18 рублей. В скором времени, возможно, горожанам и гостям бурятской столицы придётся платить уже 20 рублей. 

И каждый раз городские власти аргументировали скачок цен необходимостью установки автоинформаторов и видеорегистраторов, а в ответ на возмущения жителей обещали, что автобусы будут ходить регулярно, допоздна и обслуживание в целом станет намного более «клиентоориентированным». 

Маршрутчик Андрей уверен, что 25 рублей не высокая стоимость проезда и она вполне оправдана. Более того, он отметил, что в соседнем Иркутске цена составляет 20 рублей, а в Чите уже давно 25, хотя бензин там дороже почти на семь рублей. 

- Цену за проезд до 25 рублей нужно было поднять ещё в прошлом году. Сегодня на маршрутке работать невыгодно, да и скоро некому будет. Люди просто продают маршрутки, кто на вахту уезжает, кто на фуры пересаживается, кто в кедровник орехи долбить, кто куда, в общем. А работать кто будет? - разводит руками водитель автобуса. - И цены взлетели на всё, особенно за последний год. Резина на 50 % подорожала, масла на 40 - 50 рублей за литр, запчасти, бензин пусть на копейки, но всё же бьёт по карману. Так что 25 рублей - это не подорожание, а мера, которую давно уже надо было принять. Маршрутчиков ещё и давят со всех сторон, то ГЛОНАСС поставь, то обучение по безопасности пройди, то за маршрут заплати. И налоги никто не отменял. Сейчас, говорят, мы должны установить в машине онлайн-кассу, но тоже за свой счёт. А за её использование плата взимается ежемесячно. 

Андрей рассказал, что зарплата водителя маршрутки зависит от многих факторов: дней недели, времени выхода на линию, пробок, иногда даже времени года и, конечно, самого маршрута. На так называемых непопулярных автобусах (например № 33 или № 23) заработок чистыми составит 20 - 30 тысяч в месяц. На автобусах, проходящих через оживлённые улицы города или единственными в определённом районе (например, № 40 или № 37), заработать, по его мнению, можно от 40 тысяч рублей и выше. 

Мнения улан-удэнцев

Некоторые жители Улан-Удэ согласны с такой позицией перевозчиков, но только в том случае, если те постараются исправно трудиться. 

- К сожалению, не все водители сдержанны и умеют разделять работу и личные проблемы, не все должным образом ухаживают за салоном, - говорит жительница города Валентина Петровна. 

- Дорожает всё, соответственно, их доход должен тоже оставаться в плюсе. Но желаю водителям проявлять сдержанность по отношению к пассажирам, - считает пенсионер Станислав Самсонович. 

- Водители некоторых автобусов гоняют, как психи, ещё двери не закрылись, они уже «по газам», что чуть ли не все падают. Между собой гоняют, друг друга подрезают, летят с мыслями, кто вперёд на остановку заедет, - высказался улан-удэнец Александр. 

- Было бы хорошо, если бы автобусов было больше, а то в отдалённые районы после семи-восьми вечера уехать трудно. Ты или в автобус физически не смог влезть, или просто его не дождался, потому что водитель так решил, что ему хватит работать и поедет он лучше домой. Контроля за ними не хватает, - считает улан-удэнка Жанна. 

Экономические обоснования

В любом случае грядёт ли очередное подорожание, решит городской Совет депутатов. В горсовете сообщили, что официальные документы на рассмотрение на очередной сессии пока не поступали. А в мэрии Улан-Удэ уже состоялось заседание комиссии, где комитет по экономическому развитию и представил новые тарифы. 

- Согласно регламенту, при внесении вопроса на сессию проект предварительно рассмотрят на профильных комитетах, на их совместном заседании и дне депутата. Новые тарифы представили сами перевозчики. Комитет по экономическому развитию их проверяет, – отметили в городском Совете депутатов. 

Если в горсовете всё же придут к мнению, что тариф на проезд в автобусах стоит увеличить, то поднимут его на 1 рубль (4,16 %), что не превысит прогнозное значение уровня инфляции Центробанка России за 2021 год (5,7 - 6,2 %). 

В комитете экономического развития уточняют, что за этот год цены на бензин выросли на 8 %, на дизельное топливо – на 7,2 %, также подорожали смазочные материалы. Кроме того, на 5,5 % повысились затраты на оплату труда в связи с увеличением минимального размера оплаты труда. 

- С 2018 года фиксируется устойчивый отток подвижного состава у частных перевозчиков. В настоящий момент выход автобусов на городские маршруты составляет 730 единиц, в 2020 году он был 840 единиц. Всего парк автобусов частных перевозчиков сократился почти на 30 % по сравнению с 2018 годом. В рамках исполнения поручения президента РФ от 25.12.2020 администрацией Улан-Удэ подготовлены предложения по оптимизации маршрутной сети, потребности в автобусах большого и среднего класса, развитию городского электрического транспорта, - сообщили в комитете экономического развития и туризма администрации Улан-Удэ. 

Там же уточнили, что уже на этой неделе планируется проведение круглого стола транспортного совета с привлечением общественников и журналистов. 

В пресс-службе добавили, что помимо повышения стоимости проезда мэрия подготовила и предложения по оптимизации маршрутной сети, потребности в автобусах большого и среднего класса, развитию городского электрического транспорта. Правительство РФ изыскивает источники финансирования для обновления Улан-Удэ в транспортном направлении. 

- Ожидаемый результат проводимой работы – решение назревших транспортных проблем, развитие системы городского общественного транспорта в 2022 - 2023 годах, - уточнили в комитете экономического развития.

Автор: Антон Алексеев

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях