Митрополит Иосиф
1946

Митрополит Иосиф о крещенских купаниях: «К этому обычаю нужно относиться очень осторожно»

Корреспондент «Информ Полиса» побеседовал с главой Бурятской митрополии и узнал много нового о православных праздниках

Фото: пресс-служба Улан-Удэнской и Бурятской епархии

Январь наполнен православными праздниками - Рождество Христово, Крещение, Святки. Многие православные (и не только) люди, знают основные обычаи - купаться в Крещение, гадать на Святки. Но так ли это на самом деле? 

Корреспондент «Информ Полиса» побеседовал с митрополитом Иосифом, и узнал, как же правильно отмечать священные праздники. 

- Уважаемый Владыка, добрый день! Позвольте начать наше интервью с прошедшего праздника Рождества Христова, с пояснения его значимости и как к нему правильно подготовиться, чтобы учесть свои ошибки в будущем. Многие не понимают разницы между Рождеством, католическим Рождеством 25 декабря и Новым годом, особенно приверженцы других вер, что характерно для нашей республики. Насколько эти праздники отличаются? 

- Дело в том, что западный мир отмечает праздник Рождества Христова по Григорианскому календарю, или как его еще называют, «новому стилю». Русская Православная Церковь сохранила древний Юлианский календарь, или «старый стиль». Дело в том, что разница «нового» и «старого» стиля связана с праздником Пасхи. 

Еще святые апостолы установили такое правило, что истинная Пасха наступает обязательно после Пасхи иудейской. И Первый Вселенский Собор определил специальный метод вычисления подлинной Пасхи Христовой. И постановил, что те, кто будут отмечать иначе Святую Пасху, подвергаются анафематствованию. 

Что произошло в западном мире? В 1582 году Римский папа Григорий 13 принял новый, по его имени названный григорианским, стиль. Что это означает? Существует разница между Юлианским и тропическим календарями, в сто лет эта разница «набегает» в одни сутки. И со времен святых апостолов, до вот этого 16 века, когда был принят новый стиль, «набежала» разница в 10 дней. Папа определил, что эти 10 дней должны быть вырезаны, и так он скорректировал календарь. Но он и сегодня продолжает у нас «набегать». И сейчас разница составляет 13 дней. Но если западный мир принял новый стиль, то он нарушил постановление Святых Апостолов о дне празднования Пасхи. Потому что в таком случае у них случаются годы, когда Пасха выпадает на дату раньше иудейской, а это серьезное каноническое нарушение. Поэтому мы и сохраняем старый, древний стиль, который пришел к нам еще из античной древности, как стиль, который сохраняет возможность отмечать праздник Пасхи в его истинный день. Вот в этом разница. 

А Новый год тоже отмечается по старому стилю и по новому. Декретом Ленина был принят новый западный стиль, и сегодня все отмечают Новый год по новому стилю 31 декабря, по старому стилю 14 января. То есть раньше мы отмечали сначала Рождество, а потом Новый год, и отсчет шел от Рождества Христова. Сейчас этот акцент сместился, и мы сначала отмечаем Новый год, потому что это разные стили. Новый год по новому стилю, а Рождество по-старому. 

- Как правильно отмечать Рождество? Идти в церковь - ставить свечки, исповедоваться, причащаться? 

- Церковь готовит верующих к встрече праздника Рождества Христова Рождественским постом, который продолжается целых 40 дней. В эти дни мы не только постимся, но и духовно себя готовим к празднику, стараясь исправить в своей жизни то, что требует исправления, принести покаяние за содеянное нами. Ну, и конечно, сам праздник принято встречать в храме, в молитве, потому что в святую Рождественскую ночь мы духовно, мысленно, умственно объединяемся возле Рождественского вертепа. Мы как бы переносимся туда мыслью и, при участии в богослужении, оно переносит нас в то время, в те евангельские события, связанные с Рождеством Христовым. Мы вновь и вновь переживаем то, что описано в святом Евангелии о Рождестве Христове. 

Поэтому в святую Рождественскую ночь каждый верующий человек должен молитвенно бодрствовать, по возможности прийти в храм, если есть возможность поставить свечи, приготовиться к святому Причащению. Если нет такой возможности, то он должен усердно дома молиться. В этом и заключается наше участие в праздновании Рождества Христова. Ещё, конечно, есть хорошая, добрая традиция: как Евангелие говорит «Волхвы принесли новорожденному Младенцу Христу свои дары», так и мы стараемся порадовать друг друга какими-то подарками, добрыми словами, делами. Это тоже очень хорошая традиция отмечать праздник Рождества Христова. 

Мы в этом году проводили акцию «Тепло материнских рук», в рамках которой наши прихожане своими руками вязали теплые вещи. Эти вещи мы потом передали в дом малютки, в детские дома. Это одно из тех добрых дел, которое может совершить верующий человек, готовясь к встрече праздника Рождества Христова. 

- Следом за Рождеством идет ещё один значимый православный праздник - Крещение Господне. В Крещение принято купаться в проруби, какой смысл вложен в это? Все ли православные соблюдают эту традицию? 

- Это не церковная традиция, а совсем недавно, на наших глазах, укореняющийся обычай, который подхвачен светскими людьми. Если говорить об отношении Церкви, у нас есть «Настольная книга для священнослужителей», издана она была ещё до революции, и что же мы можем прочитать на страницах этой книги? 

«В некоторых местах есть обычай в этот день купаться в реках. Такой обычай нельзя оправдать желанием подражать примеру погружения в воде Спасителя. В пользу этого обычая не может говорить и вера в целительную силу воды, освященной Церковью в самый день Крещения Спасителя. Само собою разумеется, что подобный обычай, как нарушающий святость совершаемого торжества и противоречащий духу совершаемого торжества Христианства не может быть терпим и должен быть уничтожен». 

Таково отношение Церкви к обычаю купания. Это чисто светский обычай, можно сказать - развлечение. Поэтому Церковь не призывает своих прихожан в обязательном порядке исполнять этот обычай и купаться в реке. Это немного странно, ведь если мы освящаем воду (а мы её освящаем для того, чтобы употреблять её, когда требуется какая-то особая благодатная помощь), то не для того, чтобы купаться в ней. Это вообще странно - купаться в святой воде. 

К этому обычаю нужно относиться очень осторожно, к тому же у нас в эти дни обычно бывают сильные морозы, не каждый человек подготовлен к таким купаниям, для этого требуется специальная подготовка и крепкое здоровье. Нужно очень аккуратно относиться к этому народному, еще раз повторю, а не церковному обычаю. 

В церкви есть другая купель - купель слез. Когда человек совершает какой-то грех, он должен омыть свои грехи своими собственными слезами, раскаяться. Вот эту купель покаяния и предлагают нам святые отцы. 

Участие в массовых купаниях как раз говорит о том, что люди не понимают, зачем и для чего они это делают. В любом случае, конечно, совершенно неправильно, если человек находится в алкогольном опьянении и, как он считает, участвует в религиозном обряде. 

- Могут ли принимать участие в купаниях приверженцы других вер и некрещеные люди? 

- Безусловно. 

- До Крещения Господня идут святые дни, то есть Святки. Один из самых популярных мифов - то, что в эти можно и разрешается гадать. Так ли это? 

Я думаю, все в школе проходили «Евгения Онегина», и, наверное, это укоренилось вместе со строками из Пушкинского произведения – 

«Настали святки. То-то радость! 

Гадает ветренная младость, 

Которой ничего не жаль, 

Перед которой жизни даль 

Лежит гладка, необозрима; 

Гадает старость сквозь очки 

У гробовой своей доски, 

Все потеряв невозвратимо;» 

И вот очень важная строка, на которую необходимо обратить внимание - 

«И все равно: надежда им 

Лжет детским лепетом своим.» 

Будущее никому не открыто. Оно принадлежит одному только Богу. И в очень редких случаях, когда это необходимо для спасения души, будущее бывает открыто Святым угодникам Божьим. Им открывается будущее, потому что они очистили своё сердце от грехов и пороков. И за эту чистоту сердечную, им иногда (далеко не всегда) Господь возвещает будущее. Но никакими гаданиями, ни посредством каких-то ворожей, гадалок, экстрасенсов нельзя открыть будущее. Оно сокровенно в тайнах Промысла Божьего. И Библия однозначно говорит, что гадание – это тягчяйший, смертный грех. И каждый верующий человек должен избегать участия в подобных деяниях. 

- Кто сегодня посещает церкви? Среди них есть молодежь? 

- Сегодня посещает храм Божий разный контингент людей. Почему-то сложилось мнение, что церковь - только для стариков и старушек, но сегодня у нас наоборот, больше людей среднего возраста, хотя есть и молодежь, много детей посещает храм. Хотя вопрос, наверное, в другом - сколько вообще людей посещают храм? К сожалению, здесь нужно сказать, что это количество не так велико, как должно бы быть, учитывая то, что большинство людей – крещеные, то есть члены Церкви Христовой, и они имеют обязанность посещать храмы, но почему-то этого не делают. А вот почему? Это, наверное, вопрос для размышления. 

Может быть потому, что мы ещё с советских времен воспитывали людей, которые находятся в погоне за удовольствиями, а ведь посещение храма - это серьезный труд. Молитва - это серьезный труд. И многие говорят о том, что в храме стоять тяжело. Сразу начинает ноги ломить, и стоять трудно, и внимание отвлекается. На первых шагах у каждого так бывает. К посещению храма, как и к любому труду, нужно иметь привычку. Определенный навык, которого у людей нет, поэтому им тяжеловато посещать церковь. Но со временем, по разным обстоятельствам жизни, люди приходят в храм. Потому что происходит переоценка жизни, своих возможностей, и люди начинают тянуться к Богу. 

Сегодня у нас много и пожилых людей, которые имеют большой жизненный опыт, пройдя тот период жизни, когда смотрели на мир через призму розовых очков. Они сегодня уже по-другому воспринимают окружающий мир. Но еще раз повторюсь, что и молодежи достаточно в храмах. 

- Почему молодежь неохотно идет в церковь? И как ее к этому приобщить? 

- Сегодня современный человек ищет каких-то удовольствий, развлечений, ему нужно, чтобы было интересно. Они не ищут духовной работы. А это самая настоящая работа. 

Вот как привлечь человека к работе? Нужно, конечно, говорить, что это необходимо. Вот не идешь на работу - лишаешься заработной платы. Если человек в духовном плане не работает над собой, то он лишается духовных дарований. Лишается мира в душе, покоя, начатков тех добродетелей, которые можно стяжать человеку только проделав духовный труд над собой. 

Это зависит и от воспитания. В тех семьях, где родители показывают пример духовной жизни своим детям, все происходит иначе. Но таких примеров на сегодня, к сожалению, не много. 

- Может ли некрещеный человек посещать праздничные службы в церкви? 

- В принципе, может. Хотя канонические нормы запрещают присутствие некрещеным людям на самой главной части Божественной Литургии – евхаристическом каноне. В древности людей, которые не просвещены святым Крещением, удаляли из храма. Сегодня этого не происходит. 

- В нашей республике распространены браки между людьми с разными вероисповеданиями, и семья отмечает сразу все праздники - Рождество, Крещение, Сагаалган (Новый Год по восточному календарю), посещают и дацан, и церковь. Не возбраняется ли такое? 

- Сегодня толерантность становится модной. Но у верующих людей есть заповеди, о которых Господь сказал: «Если хочешь спастись, исполни заповеди». И первая заповедь Десятисловия, заповедь Моисея, как раз запрещает такое присутствие верующего человека в нехристианских и инославных храмах. 

- В светском мире принято перед Новым годом давать себе обещания, писать списки дел. Что бы мог себе пообещать православный человек в начале нового года? 

- Я думаю, что каждый православный человек не связан никакими условностями и регламентациями. Он может себе дать любое обещание, если оно доброе и направлено на благо ближних.

Автор: Арина Филиппова

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях