631

Природоохранные берега Байкала

Федеральное законодательство об охране «славного моря» требует перезагрузки

Фото представлено отделом по работе со СМИ НХ РБ.

Любые решения относительно Байкала необходимо тщательно анализировать, принимать их с учетом интересов местных жителей и ради сохранения озера для будущих поколений - таковы краткие итоги совещания по актуальным вопросам экологии Байкала, прошедшего в республиканском парламенте с участием уполномоченного по правам человека в РФ Татьяной Москальковой.

Более 57 % Центральной экологической зоны (ЦЭЗ) Байкальской природной территории расположено на территории Бурятии. Все принимаемые меры и ограничения федерального законодательства влияют на сохранность уникальной экологической системы озера Байкал. Страдают от существующих ограничений в первую очередь местные жители.  

Ничего нельзя

Председатель Народного Хурала Владимир Павлов заострил внимание присутствующих на правовом обеспечении единой государственной экологической политики в России:

- Запреты и ограничения в центральной экологической зоне Байкальской природной территории сказываются на социально-экономическом развитии муниципальных образований и напрямую касаются более 78 тысяч жителей Бурятии. Сегодня создан фундамент нормативно-правового регулирования в области охраны озера Байкал, использования природных ресурсов Байкальской природной территории и развития региона в целом. Необходимо совершенствование этих отношений не только для сохранения уникальной байкальской природной территории, но и эффективного социально-экономического развития Байкальского региона. Необходимо отметить, что Республика Бурятия в условиях общего экономического кризиса ощущает все последствия от введенных экологических ограничений. Особый статус Байкала предъявляет повышенные требования к любой хозяйственной деятельности, но нередко они оборачиваются избыточными ограничениями.

Депутат от Кабанского района Валерий Кочнев рассказал, что жители прибрежных районов постоянно сталкиваются с запретами и ограничениями.

- Ловить рыбу нельзя, рубить лес нельзя,  клюевское кладбище переполнено, людей хоронят друг на друга или возят на соседнее кладбище, - перечисляет депутат Кочнев ограничения и продолжает: - С одной стороны – Байкал, с другой – лесной фонд. Экологическая проблема возникла и со свалками. Мы ее давно будируем. В Селенгинске должен быть построен полигон, но никак не можем добиться финансирования. Из Кабанского района мусор везут даже в соседний Прибайкальский район.     

Принимавший участие в совещании в онлайн-режиме глава Северобайкальского района Игорь Пухарев рассказал, что порой «законодательные вилки» доходят до абсурда.

- В районном центре поселке Нижнеангарск на центральной улице Ленина не можем сформировать участки для индивидуального строительства, потому что они относятся к природоохранной зоне, - говорит Пухарев. - Экологическая экспертиза – еще один бич, который не дает нам возможности входить в различные программы. Например, строительство спортивной площадки с искусственным покрытием требует экологической экспертизы стоимостью от 300 до 800 тысяч рублей. При нашем скудном бюджете мы всегда выбираем – войти или не войти в программу, чтобы построить какой-нибудь объект. Кроме того, по иску природоохранной прокуратуры у нас есть судебные решения, согласно которым главы поселений должны убрать несанкционированные свалки, которые накапливались  десятилетиями. Мы считаем, что тут должно быть целевое федеральное финансирование. 

Нужна четкая и ясная политика

Татьяна Москалькова подтвердила, что проблема создания баланса между экологией и экономикой существует. Об этом говорят и жалобы, которые поступают в адрес федерального уполномоченного по правам человека.

- За последние три года поступило 1 800 жалоб из регионов именно по вопросам окружающей среды. Граждане затрагивают вопросы соблюдения режима особой центральной экологической зоны Байкальской природной территории, которая ограничивает деятельность в районах озера Байкала. Мы постоянно на связи с уполномоченным по правам человека в Бурятии Юлией Жамбаловой. Пытаемся выработать дорожную карту. Мы крайне заинтересованы и делаем все возможное, чтобы сохранить право граждан на благоприятную окружающую среду, сохранить уникальный природный комплекс. Не случайно выбрали тему Байкала отдельно для обсуждения. Байкал – это визитная карточка не только республики, но и всей России. Испокон веков на этой территории живут люди со своей культурой, привычками. В то же время мы бы хотели развивать тут туризм, использовать уникальные методы восточной медицины. Сегодня же это зона конфликта интересов. На окружающие Байкал территории фактически наслаиваются пять правовых режимов, каждый со своими запретами и ограничениями. Нужно провести ревизию федерального и регионального законодательств, - отметила Татьяна Москалькова. 

С этим согласны и органы прокуратуры. Первый заместитель Байкальского межрегионального природоохранного прокурора Алексей Калинин отметил, что «тот резонанс, который сейчас создается, мешает защищать экологию Байкала».

- В хаосе, в котором сейчас используются земельные, водные, лесные ресурсы, очень сложно проводить ясную, четкую, прозрачную надзорную политику. Мы должны действовать таким образом, чтобы наши меры  реагирования не повлекли ущемления интересов экологии и прав граждан. У нас до сих пор нет комплексной схемы использования природных ресурсов на Байкальской природной территории, - заметил Алексей Калинин. -  Закон «Об охране озера Байкал» принят, а концепции того, как и кто должен распоряжаться, не предусмотрено. Сейчас есть лишь перечень ограничений, который имеет  сухой вид, императивный характер, не подлежащий двоякому толкованию. Это запрещено и все. Как в этом случае быть социальному, экономическому, природоохранному блоку? Поэтому то, что на федеральном уровне проходит модернизация законодательства относительно природоохранных мероприятий на территории Байкала, мы целиком поддерживаем. 

Развивать «зеленые технологии»

У депутатов Народного Хурала есть определенная позиция по данному вопросу. Как справедливо заметил председатель комитета по экономической политике, экологии и природопользованию Анатолий Кушнарев, самый оптимальный вариант - параллельно развивать экономику с соблюдением экологии, внедряя на Байкальской природной территории «зеленые технологии». Развитие такой экономики требует газификации байкальских регионов, а также установления низких тарифов на электрическую энергию. Кроме того, депутаты республиканского парламента настаивают на необходимости газификации Бурятии. Это позволит вести хозяйственную деятельность и снизит до минимума экологические риски.

Напомним, что Татьяна Москалькова была в Бурятии два дня. Она провела личные приемы граждан, встретилась с главой республики Алексеем Цыденовым и председателем Народного Хурала Владимиром Павловым. Во время встречи с Владимиром Павловым они обсудили общую правозащитную ситуацию в регионе, вопросы обеспечения прав жителей республики в период пандемии и совершенствование законодательства Бурятии.

Бурятия занимает большую часть бассейна озера Байкал – участка Всемирного наследия, поэтому одним из приоритетов социально-экономического развития Бурятии является рациональное использование природных ресурсов и сохранение экосистемы Байкала.
Но до сих пор нет комплексной схемы использования природных ресурсов на Байкальской природной территории. Закон «Об охране озера Байкал» принят, а концепции того, как и кто должен распоряжаться, не предусмотрено. Сейчас есть лишь перечень ограничений, который имеет сухой вид, императивный характер, не подлежащий двоякому толкованию. 

Автор: Даша Александрова

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях