Почему улан-удэнцам предлагают платить больше? - новости Бурятии и Улан-Удэ
Главное Популярное Все
Войти

Почему улан-удэнцам предлагают платить больше?

Фото: Александр Шультумов

В столице Бурятии вновь хотят повысить тариф на проезд в общественном транспорте

Проезд в муниципальном транспорте в столице Бурятии в ближайшее время может подорожать. Это произойдёт, если соответствующее решение примут депутаты горсовета. Так, в маршрутках он может стоит 24 рубля, а в трамвая- 18 рублей. 

О том, как тарифы не поспевают за нововведениями, почему уходят частные перевозчики и какие обещания они выполнили – в материале «Информ Полиса». 

Растет на дрожжах

В 2020 году предполагается, что тариф на перевозку пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам составит 24 рубля на одного человека. Сейчас улан-удэнцы оплачивают за проезд 20 рублей. В электрическом транспорте тариф может повыситься на три рубля. Тариф на перевозку пассажиров и багажа в трамваях составит 18 рублей. Сейчас проезд в трамвае обходится в 15 рублей. 

Ежегодно улан-удэнцы выражают недовольство в отношении общественного транспорта. Жители жалуются на битком набитые салоны, отсутствие поручней, опасные сидения, заклеенные стекла, отсутствие автоинформаторов, долгие ожидания на остановках, опасное вождение, хамство, разговоры по рации с коллегами, неработающие кондиционеры и т.д. С каждым годом этот чек-лист пополняется все новыми пунктами, а тариф при этом повышается. 

До этого тариф в маршрутках менялся в 2013 и 2016 годах. В 2013 году стоимость подскочила с 15 до 17 рублей – перевозчики обосновывали повышение необходимостью замены «Истан» на новые сертифицированные автобусы. Тогда же появились «Фиат Дукато» и настала эра стоячих пассажиров. 

В 2016-м опять рост – с 17 до 20 рублей – на этот раз маршрутчики заявили, что себестоимость перевозки одного пассажира значительно возросла. Тогда же они говорили о необходимости установки автоинформаторов и видеорегистраторов. По факту далеко не во всех авто они имеются. Летом 2017 года терминалами эквайринга были оснащены 35 транспортных средств городского маршрута №44, тогда планировалось, что аппарат появится во всем парке коммерческого транспорта. 

В 2019-м маршрутчики вновь заговорили о повышении цен, апеллируя к тому, что им нужно переходить с ГЛОНАСС на ЭРА-ГЛОНАСС, покупать тахографы и (опять) валидаторы. К такому шопингу извозчиков подтолкнули новые законы – отсутствие нового оборудования грозит штрафами до 100 тысяч рублей. 

- Вопрос об установке ЭРА-ГЛОНАСС и тахографов отложили до следующего года в связи с экономической ситуацией из-за коронавируса. По валидаторам все решается, в Минтрансе думают отложить его установку на 2-3 месяца. Если этого не сделают, то с 1 октября всем перевозчикам нужно будет их установить, - отмечает Игорь Сластин, председатель транспортного союза Бурятии. - У трети перевозчиков в Улан-Удэ валидаторы установлены, оснащение продолжается. Валидаторы объединены в один кассовый аппарат, который проходит через организацию. 

Таким образом без особого труда регулируется прибыль перевозчиков и вычисляется пассажиропоток в крупных российских городах. К тому же валидаторы избавят людей от необходимости иметь под рукой горстку монет, выслушивать упреки от водителей за «счастливые купюры» и подвергать себя риску заражения коронавирусом и другими заболеваниями при контакте с деньгами. 

В последний раз пассажиропоток в Улан-Удэ вычислял в 2014 году Санкт-Петербургский НИПИ территориального развития и транспортной инфраструктуры. В администрации Улан-Удэ уточнили, что расчет пассажиропотока - «это затратное мероприятие (более 2,5 млн рублей), проводить его ежегодно не представляется возможным». Несмотря на высокую стоимость, полученные данные считаются далеко не точными, а принцип работы вызывает много вопросов. 

Рынок опустел

В декабре мы выяснили, что за девять месяцев 2019 года с маршрутов ушло 300 частных перевозчиков – это больше, чем за последние три года. Если в 2017 - 2018 годах их автопарк составлял около 1 700 автобусов, то 2019 году их осталось 1 400. По словам председателя транспортного профсоюза Бурятии, коронакризис только усугубил ситуацию. 

- Точную цифру «ухода» автотранспорта сказать пока нельзя – осталось около 800. Летом всегда был простой, но в этом году еще и весной. Сентябрь покажет, кто выйдет. Видно, что рынок опустел от автобусов. Жалобы уже идут от населения, это также связано с большими пробками и ремонтными работами. Прибавления перевозчиков однозначно нет, - объясняет он. – Думаю, если вопрос о повышении тарифа будет положительно рассмотрен, то какая-то часть перевозчиков задержится на этом рынке. Но не факт, так как тарифы не повышались пять лет. Может оказаться, что появление валидаторов наоборот отпугнет их. То есть нужно платить как раньше налог, а теперь еще и проценты банку. К тому же повысилась цена на ГСМ. Мы считаем, что если повысить на 4 рубля тариф, то перевозчики останутся на прежнем уровне. При этом затратная часть на закупку нового оборудования уже превысила доходы перевозчиков. Вечерний тариф также необходим. 

Игорь Сластин добавляет, что несмотря на «отсрочку» в покупке ЭРА-ГЛОНАСС и тахографов, все еще необходимо иметь видеокамеры с большим объемом памяти, паспорт безопасности, валидаторы. По его мнению, субсидия на покупку всего этого могла бы устаканить тариф и сохранить перевозчиков. 

- Муниципальным автобусам субсидируют более 100 млн рублей в год. Частным перевозчикам субсидировали апрель, когда была вспышка коронавируса. Сейчас решается вопрос о субсидировании с мая по август, 10 тысяч рублей, - делится наш собеседник. – Отличия только в том, что у муниципалов большие автобусы, а у нас меньшей вместимости, но в сумме больше. Субсидирование частников обошлось бы в такую же сумму, что и МУП, с учетом найма специалистов. 

Что же касается уплаты налогов, то все неоднозначно. В 2018 году в бюджет города поступил 31 миллион рублей, из которых только один пришелся от частников. При этом по городу курсировало 1700 частных автобусов и 109 муниципальных (из них 59 трамваев). 

- Надо понимать, что МУП получают субсидию более 100 млн рублей, а налогами возвращают только 30 млн. Получается, что бюджет уходит в минус. А частники не получают ни одной копейки, но платят налоги в миллион рублей. Я считаю, что частники платят больше налогов, чем муниципальные автобусы, - говорит Игорь Сластин. 

Умудряются воевать

Несмотря на нехватку маршруток, водители 97 автобуса умудряются создавать конкуренцию. По словам Игоря Сластина, они не входят в транспортный профсоюз Бурятии и союз автотранспорта России, поэтому их действия мало скоординированы и только создают проблемы. Так, 11 августа на этом направлении сменился перевозчик. Право на перевозки по городскому маршруту № 97, 97 «Квартал» в результате конкурсных процедур выиграло ООО «Южный». Недовольные перевозчики устроила акцию протеста на площади Советов. 

- Проигравшим торги перевозчикам 97 маршрута предложили варианты трудоустройства водительского состава на маршруте № 97, 97 «Квартал» либо распределения водителей и подвижного состава на других городских маршрутах, где существует недостаток транспортных средств, - сообщает пресс-служба администрации Улан-Удэ. 

По словам Игоря Сластина, в коллективе проигравшего 97 маршрута всегда была непонятная ситуация и стычки. Участие в союзах позволило бы им мирно решать такие конфликты. 

- Дело в том, что транспорт принадлежит самим водителям. Они могут спокойно рассредоточиться по другим маршрутам, тем более везде нехватка. Но у них просто принципиальная позиция: работать на 97 маршруте и создавать конкуренцию с победителем конкурса. Из-за этого возникает серьезное напряжение среди перевозчиков, это влияет на безопасность пассажиров, - уверен он. 

Комитет по транспорту, потребительскому рынку и предпринимательству и НП ТК «Дархан-Авто», ранее осуществлявшее перевозки по маршруту № 97, 97 «Квартал», 21 августа заключили муниципальный контракт на осуществление пассажирских перевозок по маршруту № 42 «мкрн «Стеклозавод» - ул. Конечная». Перевозчику выданы карты маршрута, паспорт маршрута, расписание движения. Работа подвижного состава по маршруту № 42 будет осуществляться с 6:30 до 22:00-23:00, интервал движения автобусов до 10 минут. 

Всем не хватает

Трамваи спасают опаздывающих улан-удэнцев от пробок, появляющихся при ремонте, дожде и ДТП. Хоть этот экологичный транспорт и захватывает все три района, но не удовлетворяет нужды всего населения. Уже много лет горожане мечтают о том, чтобы трамвайные пути протянули до окраин столицы – микрорайон Восточный, сотые кварталы, Левый берег и т.д. Работа маршруток не без оснований подталкивает людей к такому выводу. 

Но и с трамваями не все так гладко. В часы пик они под завязку набиваются людьми, что опасно из-за угрозы распространения коронавируса. Хорошая новость в том, что в каждом вагоне установлены камеры видеонаблюдения. В последние несколько лет участились случаи, когда невнимательные водители сталкивались с общественным транспортом или под их тяжелые колеса попадали пешеходы-нарушители. 

В 2019 году трампарк МУП пополнился 15 новыми «Львятами». До этого износ вагонов превышал 90 процентов. Всего их насчитывалось 58, при этом 40 ежедневно выходят на линию. Новые трамваи впечатлили не всех улан-удэнцев. Многие жалуются на узкие проходы и отсутствие шумоизоляции. Другим же наоборот полюбился этот транспорт из-за скорости, удобства и мягкости сидений. 

В этом году в Улан-Удэ приедут десять «бэушных» московских вагонов модели 71-619А, которые бесплатно передает «Мосгортранс». Перед службой они все пройдут диагностику, техническое обслуживание и профилактический ремонт. В том числе – обработку зон, покрытых ржавчиной. 

В последний раз стоимость проезда в трамваях увеличивалась в 2016 году с 14 до 15 рублей. Экономически обоснованная цена составляла 75 рублей. В первой половине года электроэнергия обходилась в 3,024 рубля за киловатт-час. Во второй половине цена упала до 2,87 рублей за кВт/ч и держалась примерно на том же уровне несколько лет. 

В 2017 году МУП «Управление трамвая» презентовали безналичную оплату билетов в трамваях с помощью транспортных валидаторов, которыми оснастили весь транспорт парка. Однако сразу хорошо заработать аппарат не смог и вот спустя три года в столице действуют «смешанная» система оплаты в трамваях: наличная или безналичная. При этом кондукторы пользуются переносными терминалами эквайринга для оплаты по карте и с помощью смартфонов. 

В 2020 году тариф на проезд в трамвае решили поднять до 18 рублей, не называя экономически обоснованную стоимость. С 1 июля в Бурятии тариф на электроэнергию изменился – с 2,82 до 2,94 рублей за киловатт-час. Это самая высокая стоимость с 2016 года. Будет ли повышаться тариф в будущем – неизвестно. Однако понятно, что для большинства улан-удэнцев трамвай – это лучшая альтернатива маршруткам.


Читать далее

Читайте также