образование
38081
1

Директор современной школы: поиск путей развития

Проблемы образования в последние годы неизменно занимают в России одно из первых мест в общественном дискурсе

Проблемы образовательной системы отражаются на ситуации на рынке труда и все чаще выступают поводом для дискуссий. К их числу можно отнести диспропорции на рынке труда, проявляющиеся в нехватке кадров необходимой квалификации, которые запрашивают работодатели, и в трудоустройстве не по специальности. Многие выпускники сталкиваются с проблемами трудоустройства. Более того, студент, который получил теоретические знания в учебном заведении, не всегда готов применять их на практике. 

Для решения этих проблем в рамках указа президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года» разработан национальный проект «Образование», направленный на достижение двух ключевых задач к 2024 году. Первая – обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение России в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Вторая – воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов России, исторических и национально-культурных традиций.

Национальный проект предполагает реализацию четырех основных направлений развития системы образования: обновление его содержания, создание необходимой современной инфраструктуры, подготовка соответствующих профессиональных кадров, их переподготовка и повышение квалификации, а также создание наиболее эффективных механизмов управления этой сферой.

Российская школа в современных условиях, несмотря на присущий ей консерватизм, постепенно меняется. В учебном процессе используется современное оборудование, внедряются инновационные образовательные технологии и стандарты обучения. В новых условиях роль директора – ключевой фигуры в школьной жизни - тоже изменилась. Сегодня он обязан ежедневно принимать множество разнообразных управленческих решений и уметь не только качественно организовать учебный процесс, но и сделать его социально и экономически эффективным. В этой ситуации уместна цитата Уинстона Черчилля: «Директора школ обладают такой властью, которая премьер-министрам даже не снилась». 

Есть точный афоризм, характеризующий ситуацию: «Школа не может быть лучше своих учителей, а учителя не могут быть лучше своего директора»

Современный директор школы на своем посту сталкивается со многими вызовами. Эти вызовы ежегодные, ежедневные и ежечасные, потому что школа является срезом общества. А общество развивается крайне динамично, поэтому соответствующие ответы на запросы главных участников образовательного процесса – детей, родителей и работодателей - формируют директор и вся большая команда школы.

В современных условиях директор – это тот человек, который должен изменить ситуацию в школе. А она очень разная. У нас в Бурятии имеется большая дифференциация школ (всего в республике около 500 образовательных организаций, и они очень не похожи друг на друга). В этих условиях директор – это сочетание разных ролей, в контексте профессиональных компетенций он - педагог, руководитель и администратор. Выражаясь языком современных бизнес-процессов, он топ-менеджер организации, отвечающий за ее стратегическое развитие и оперативное управление. 

Вызовы времени и общества говорят нам о том, что необходимый сегодня обществу директор школы – это человек, который способен принимать решения в нелинейных, неопределенных ситуациях. Есть точный афоризм, характеризующий ситуацию: «Школа не может быть лучше своих учителей, а учителя не могут быть лучше своего директора». Практика деятельности успешных общеобразовательных организаций показывает, что в школе очень многое зависит от директора школы. И там, где директор школы действительно «берется за школу и двигает ее вперед», школа попадает на вершины рейтингов, которые составляются сейчас по всей стране. 

Вопрос «Что именно формирует хорошего директора?» – это ключевой вопрос, который мы ставим перед собой. 

Для поиска ответа на этот вопрос планируется провести исследование уровня эффективности и профессиональных компетенций руководителей школ. Исследование будет проводиться в форме ежегодного мониторинга с использованием статистических материалов, профессиональных тестов, кейсов и подготовки тематических управленческих проектов руководителями общеобразовательных организаций. Рособрнадзор ежегодно осуществляет мониторинг эффективности механизмов управления качеством образования. По результатам этой оценки Республика Бурятия в 2019 году заняла 13 - 15 места в рейтинге регионов Российской Федерации.  Одним из показателей оценки качества является оценка эффективности деятельности руководителей общеобразовательных организаций региона. В настоящее время более половины регионов РФ организовали эту работу. Бурятия также приступила к этой работе. 

Приказом Министерства образования и науки РБ от 27.03.2020 № 506 «О проведении мониторинга эффективности руководителей общеобразовательных организаций в 2020 году в РБ» установлен порядок проведения этого исследования. Мониторинг эффективности деятельности руководителей общеобразовательных организаций является частью региональной системы оценки качества образования. Его целью является анализ уровня профессиональных компетенций руководителей школ для повышения качества профессиональной подготовки и управленческой деятельности, развития творческой активности и инициативы руководителей.   

По результатам мониторинга будет сформирован совокупный профессиональный портрет директора школы РБ.  

Каждый руководитель сможет оценить свои профессиональные компетенции, выявить сильные профессиональные стороны и профессиональные дефициты, а также наметить зоны роста, что станет основой для разработки индивидуальных планов его профессионального развития. Результаты мониторинга будут использованы Министерством образования и науки РБ для информационно-аналитических целей, а также для подготовки адресных предложений и рекомендаций по совершенствованию и развитию профессиональных компетенций руководителей школ, распространению передового управленческого опыта. Отметим, что административно-правовые решения по непосредственным результатам мониторинга приниматься не будут.

Организация и проведение этой работы поручено ГБУ «РЦОИ и ОКО». Для разработки и подготовки системы мониторинга были приглашены эксперты профессионального сообщества - специалисты БГУ, Министерства образования и науки РБ, проведено обсуждение с руководителями районных управлений образования и руководителями общеобразовательных организаций республики. В систему мониторинга включены показатели, используемые Рособрнадзором РФ при оценке качества образования в регионах. Проведение мониторинга запланировано в 2020 году.

В современном мире образования фигура директора – это ключевой кадровый и организационный ресурс развития школы, залог ее успешности. Успешная школа во главе с ее директором выявит и разовьет таланты и способности ученика, обеспечит его знаниями и умениями, необходимыми для дальнейшего образования, трудоустройства и самореализации в жизни. Ведь всего через пару-тройку десятилетий в постиндустриальную эпоху экономики знаний и человеческого капитала страны мира будут управляться современной молодежью. Их мысли и действия будут зависеть от того, что они знают и умеют. Поэтому качество образования является одним из лучших индикаторов будущего успеха страны в глобальном, конкурентном, стремительно меняющемся мире.                                                                              

С. Н. Атанов, начальник научно-методического отдела ГБУ «РЦОИ и ОКО»

Автор: Атанов С. Н.

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях