«От того, как собираешь деньги, определяют, хороший ты учитель или плохой»
Главное Популярное Все Моя лента

«От того, как собираешь деньги, определяют, хороший ты учитель или плохой»

Фото: shutterstock

Педагоги школ Бурятии - о нефизкультурных подножках в карьере, неблагодарных учениках  и родителях

«Информ Полис» продолжает цикл анонимных историй специалистов разных отраслей. Они покажут обратные стороны своих профессий, о которых мало кто знает. В канун 1 сентября на условиях анонимности педагоги рассказали о трудностях работы в школе. 

Из рассказа Татьяны:

- Перед началом учебного года испытываю противоречивые чувства: радости и гордости от того, что я учитель, и разочарования, досады от того, что ложится на наши плечи и как этот труд оплачивается. 

Начнем с самого главного – оплаты, хотя почему-то  поднимать этот вопрос даже в нашем учительском сообществе считается предосудительным. На мой взгляд, безнравственно платить копейки. О каком качестве образования может идти речь, если в среднем  учитель ведет 30 часов при ставке в 18? Перерабатывая в два раза, он при этом получает в среднем около 20 тысяч рублей. А если он будет работать на ставку, то эта сумма будет ниже прожиточного минимума. 

Отравляет жизнь и стимулирующая оплата труда. Ведь не секрет, что во многих школах это тайна за семью печатями, а значит, несправедливое распределение. Кто ближе к директору, у того и деньги, даже руки опускаются. А тут приближенное лицо сделало маленький подхалимаж, и все. Обидно. 

Из рассказа Александра:

- Будь как все, не высовывайся – закон выживания в школе.  Делаешь лучше для детей, открываешь их таланты - твоя фамилия как классного руководителя по «сарафанному радио» передаётся в районе. Ты даёшь результаты, занимаешься с детьми – и всех остальных равняют на тебя. А когда в твой класс начинают переводить отличников из параллели – всё. Ты – враг! Кстати, в нашем женском коллективе всего два мужчины-педагога. И то нас не берегут. 

Из рассказа Баира:

А классное руководство – это вообще отдельная тема. Платят тысячу. А  требуют на миллион. Мы даже ночью должны знать,  дома наши подопечные  или нет. Ребенок гуляет на улице после десяти вечера? Попал в милицию? Что-то совершил, украл, подрался на улице? По шапке получит учитель. И не просто получит, а еще и поедет ночью в полицейский участок. Значит, недовоспитал, недосмотрел. Роль родителей при этом деликатно умалчивается. 

Даже в отпуске мы обязаны обзванивать их, не дай бог, что натворили. И если что случится,  опять  виноваты учителя, а не родители. 

Дети сейчас не знают, кем хотят быть, а все потому, что у родителей нет мотивации. Нам родители с детства говорили, что будешь военным, космонавтом, врачом. А сейчас родители пашут, чтобы накормить, одеть и купить ребенку айфон. Они отдают своих детей в крутые школы, сады и прочее, но не потому, что им нужно, чтоб жизнь ребенка сложилась, а больше потому, что это модно. В итоге чада растут, бесцельно потребляя блага, добытые родителями. Многие выпускники выбирают предмет сдачи ЕГЭ по настоянию родителей. Своих детей они мучают репетирами, заставляя штудировать  ненавистный им предмет. Отсюда и низкие баллы по ЕГЭ, поступления на специальности, которые выбирают родители. И в итоге, окончив вуз, дети  не работают по специальности. 

Из рассказа Светланы:

- После уроков - отчеты, отчеты…  Даже к урокам некогда готовиться. И ведь родители зачастую предъявляют необоснованные претензии. Строчат и строчат жалобы то в комитет по образованию, а то и в прокуратуру. Замучаешься писать отписки. И ведь руководство школы почти всегда на стороне родителей (ему выгодно, чтобы у учителя рыльце было в пушку), а они этим пользуются. Настало такое время, что учитель стал  обслугой: должен терпеть выходки детей и родителей. 

Кроме того, у учителя есть еще и общественная нагрузка, добровольная, естественно. Например, подворный обход (наследство социализма), выявляющий необучающихся детей, когда нужно стучаться в закрытые двери, чтобы тебя обматерили. Однажды молоденькая учительница чуть не стала заложницей пьяной компании во время такого обхода. Кто должен обеспечить безопасность учителя?  

А еще собрать со всех документы, справки, обеспечить медосмотр, написать характеристики в военкоматы и еще многое другое. А сбор денег – родительские добровольные пожертвования? Учитель находится между молотом и наковальней: с одной стороны - директор, требующий деньги (от того, как ты собираешь деньги, в основном и определяют, хороший или плохой учитель), с другой стороны - родители, которые постоянно подозревают учителя в том, что он их кровные присваивает. А сборщик денег – это ведь отдельная профессия, за которую нужно платить. Правда, считается, что учитель этим не занимается. Официально. Нет такой обязанности. Но на деле… 

Из рассказа Антонины:

 - Когда устраивалась в школу, предупреждали, что женский коллектив – это «банка с пауками». Я думала, ерунда всё это, справлюсь. 

Со временем поняла одну закономерность. Если ты такой, как все, то найдётся место в этой «банке». Но если делаешь чуть больше остальных, попытаешься выкарабкаться, тебя даже предупреждать не будут. 

Любая информация не задерживалась в тайне дольше пяти минут. Кому сколько начислили премии, повысили категорию, дали матпомощь – учителя выуживали эти сведения, как агенты ФБР. Все подробности знали с точностью провидицы  Ванги. Не дай бог, получила премию на копейку больше, чем старожилы школы. Не смущались и пальцем показать, и волком посмотреть. 

Из рассказа Елены:

- Я учитель высшей категории. Но я бы ходила еще лет двадцать рядовым учителем, а здесь не стало замдиректора по учебной работе, и мне предложили эту должность.   Многие из коллектива хотели занять это место, поэтому я сразу почувствовала холодок.  Усугубила зависть коллег и моя победа в межрегиональном конкурсе среди учителей, принесшая мне сто тысяч рублей. Из-за зависти коллеги по любому поводу жаловались директору и в районо. И в итоге меня сняли с должности. 

Из рассказа Анастасии:

- Нет наставников. Я окончила  вуз в 2007 году. Но лишь в 2015-м  решила работать в школе учителем биологии. На сайте Центра занятости быстро нашла подходящую вакансию. После 10-минутного общения с директором получила ключи от своего кабинета. «Оборудование новое, парты, стулья. Евроремонт окон даже сделали»,  - предупредил директор. Здесь я обратила внимание на интерактивную доску. На вопрос, как пользоваться доской, я получила ответ: «Учитесь!». Но директор почему-то не сказал, что уволившийся учитель, вместо которого я заступила,  проходил спецкурсы по пользованию чудо-доской. Все-таки где 2007 год, а где 2015-й? Естественно, без наставника и курсов по обучению новым технологиям я уволилась после  месяца работы. 

Из рассказа Аллы:

- Три года проработала учителем и больше не выдержала. Очень запомнились два  случая. Первый - в конце четверти детям выставляли оценки, на стене  школы появились надпись с фамилией педагога и матерное слово. Второй случай - когда одну пожилую учительницу отправили на замену в другой класс, девятый. Там  мальчик просто не давал ей говорить, кидал в нее бумажки, нецензурно выражался, и весь класс поддерживал его в этом. 

Работа в школе поставила на край пропасти мою семейную жизнь. Муж  хочет, чтобы рядом с ним была женщина, у которой рабочий день заканчивается в 18:00 и до следующего утра она полностью принадлежит семье. У меня так не получается. То тетради, то подготовки, то звонки родителей, то родительские собрания до десяти вечера. По воскресеньям я довольно часто не с мужем и сыном, а вожу свой класс то в театр, то в музей, или кого-то на олимпиаду, на конкурс. Муж мне сказал, что он женился на любимой женщине, а в итоге женат на училке. 

ВНИМАНИЕ! Если вы хотите рассказать о подводных камнях вашей профессии, пишите на нашу почту press@infpol.ru с пометкой «Другая сторона профессии».

Читать далее