Уже в сентябре Минэкономики России внесёт в правительство проект «Стратегии пространственного развития» (далее – СПР), предполагающий деление России на 14 макрорегионов. В их числе – Центральный, Центрально-Черноземный, Северный, Северо-Западный, Южный, Волго-Камский, Волго-Уральский, Уральский, Западно-Сибирский, Южно-Сибирский, Енисейский и Байкальский плюс Дальний Восток и Северный Кавказ. При этом, как писал ранее «Коммерсантъ», речь идёт не об административно-территориальных единицах – они лишь будут отражать сложившиеся социально-экономических связи.
Напомним, Сибирский федеральный округ «разбили» сразу на три макрорегиона – Южно-Сибирский, Енисейский и Байкальский. В последний, вероятнее всего, включат Бурятию – во всяком случае, именно так федеральное ведомство планировало сделать два года назад, когда и занялось вопросами пространственного развития страны. Правда, полпреда президента в СФО Сергея Меняйло такой расклад не устроил. Как стало известно «Ъ», он уже направил вице-премьеру Виталию Мутко свои предложения по корректировке проекта стратегии. Правильным решением Меняйло считает создание единого Сибирского макрорегиона (СМ), который объединит 12 субъектов – Алтай, Алтайский край, Бурятию, Забайкалье, Иркутскую, Кемеровскую, Новосибирскую, Омскую, Томскую области, Красноярский край, Тыву и Хакасию.
«Вызывает оптимизм»
Любопытная статья, посвящённая «укрупнению» российских регионов, появилась 30 августа на сайте «Царьграда», который позиционирует себя как первый консервативный информационно-аналитический канал. Автор материала – Михаил Смолин – подчёркивает: проект СПР – это «интересная попытка увязать нашу экономику с реальной русской антропогеографией».
- Правда, при чтении документа несколько разочаровывает «бюрократизм» и некоторый отрешённый формализм языка, которым он изложен. Стало несколько жаль руководителей государства, которые должны будут изучать «Стратегию». Лаконичности, деловитости и предметности в ней недостаточно, – говорится в публикации. – Но сам факт появления такого документа и то, что он был «заказан» свыше как программа действий, развивающих именно территорию и людей России, вызывает социальный оптимизм. Сложно было бы представить предыдущих глав Минэкономразвития, которые могли бы серьёзно задумываться о «пространственном развитии» России – с их ориентировкой на банальное встраивание в западное мировое хозяйство.
Опасения, что текст будет плохо прочитан, тут же стали оправдываться, отмечается в статье.
- Одни начали голосить, что любые стратегии могут быть только в рамках социалистического планирования. Другие забеспокоились, что Якутия, Татарстан или Башкирия не захотят ни с кем объединяться. Третьи стали обвинять «Стратегию», что она собирается объединить Красноярский край с Иркутской областью, хотя в самом документе Красноярский край предлагается соединить с Тывой и Хакасией в Енисейский макрорегион, а Приангарье с Забайкальским краем и Бурятией – в Байкальский. Это можно объяснить скромными литературными качествами языка документа. Чтобы прочитать его до конца, требуется определённое волевое и антиэстетическое усилие.
Обвинения в том, что формирование 14 макрорегионов может способствовать разделению страны на 14 частей, журналист назвал безосновательными, поскольку основные принципы СПР – «обеспечение территориальной целостности, единства правового и экономического пространства Российской Федерации» и «создание равных возможностей» для граждан независимо от места их проживания.
«Правильная идея»
Идейно «Стратегия» вполне укладывается в традицию геостратегического районирования, не раз разрабатывавшегося в России, сообщает «Царьград».
- Любое подобное районирование всегда старалось исходить из исторического формирования территориальных цивилизационных баз, на которых происходило развитие русского государства, – подчёркивает издание.
Далее автор рассказывает об исторической традиции развития русской колонизации и сопоставляет «русские цивилизационные базы» времён правления династии Рюриковичей (всего таковых четыре – Северо-Западная, Юго-Западная, Северо-Восточная и Средневолжская) и предполагаемые макрорегионы.
- Эти четыре базы, несколько позже выведшие Русское государство к четырём морям – Балтийскому, Чёрному, Белому и Каспийскому, и сформировали ту культурно-экономическую основу, которая позволила России стать по-настоящему великой мировой империей, – говорится в статье.
Так, например, из Северо-Восточной базы в «Стратегии» выделены Центральный и Центрально-Черноземный макрорегионы, из Средневолжской – Волго-Камский и Волго-Уральский, а русский Север в «Стратегии» превратился в особый Северный макрорегион, включающий Коми, Архангельскую и Вологодскую области и Ненецкий автономный округ.
Сибирь и на Дальний Восток «нарезали» на шесть макрорегионов – Уральский (Курганская, Свердловская и Челябинская области), Западно-Сибирский (Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра и Ямало-Ненецкий АО), Южно-Сибирский (Алтай, Алтайский край, Кемеровская, Новосибирская, Омская и Томская области), Енисейский (Тыва, Хакасия, Красноярский край), Байкальский (Бурятия, Забайкальский край, Иркутская область) и Дальневосточный (Якутия, Камчатский, Приморский и Хабаровский края, Амурская, Магаданская и Сахалинская области, Еврейская АО и Чукотский автономный округ). Ну а на Кавказе предлагается увидеть ещё два макрорегиона – Южный (Адыгея, Калмыкия, Крым, Краснодарский край, Астраханская, Волгоградская и Ростовская области и Севастополь) и Северо-Кавказский (Дагестан, Ингушетия, Северная Осетия-Алания, Ставропольский край, Чечня, Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия).
- В общем, идея геостратегического и геоэкономического районирования правильная. Вопрос только в том, как она будет осуществляться на практике, – приходит к выводу журналист. – Основными принципами формирования макрорегионов являются территориальная общность субъектов (соседи), уже имеющийся потенциал взаимодействия и наличие одного или нескольких развитых центров экономического роста. «Стратегия» посвящена формированию естественных экономических границ макрорегионов для более плодотворного их развития. Немалая роль отведена и путям сообщения между ними. Россия в этом смысле – уникальное государство. Нет ни одной другой страны, территория которой простиралась бы на такие расстояния. И нет ни одного государства, в котором столь многочисленное население проживало бы в столь высоких широтах. И всё это настоятельно требует разнообразного развития железнодорожных, водных и воздушных путей сообщения.
«Уходить от порочной системы»
Подобный географический подход в развитии экономического районирования естественен для России, пишет «Царьград».
- Он имеет, безусловно, и военно-мобилизационный характер, поскольку преследует и развитие тех регионов, которые в стратегическом плане являются военноопасными. Для русской колонизации характерны меридиональные и широтные направления. В зависимости оттого, куда эта колонизационная сила легче проникает, где она легче распространяется, туда и идёт распространение государственной экспансии. И достигнутые рубежи необходимо осваивать, развивая их определённую самостоятельность, – говорится в статье. – Надо уходить от порочной системы 90-х, когда на уровне национальных регионов были «политики», спорившие с федеральным центром. В макрорегионах и старых регионах нужны исключительно хозяйственники либо политические назначенцы из центра.
Напомним, Минэкономики России занялось вопросами пространственного развития страны в октябре 2016-го года и даже разработало проект соответствующей концепции. В частности, федеральное ведомство предложило поделить Россию на макрорегионы. «Life»писал, что они будут включать в себя два и более субъекта, для которых обозначат отдельные направления социально-экономического развития. Отмечалось, что эти территории должны находиться по соседству, иметь возможность создания общей инфраструктуры и взаимодополнять друг друга в вопросах развития производства.
К 2020-му году планировалось создать четыре таких макрорегиона, при этом к одному из них – Дальний Восток и Байкальский регион – изначально хотели «привязать» Бурятию с соседними Приангарьем и Забайкальем. Остальные субъекты пообещали объединить лишь к 2030-2050 годам. Сообщалось, что всё это будет способствовать «увеличению числа центров роста», повысит конкурентоспособность России и обеспечит её многополярное развитие.