Общество
1139

«Вторым человеком» в республике остался спикер парламента

Депутаты Народного Хурала отказали гаранту Конституции в ее изменении

Наибольший общественный резонанс на 35-й сессии республиканского парламента вызвали отказ депутатов принять президентскую поправку в статью 78 Конституции РБ и снятие с повестки заседания еще целого ряда поправок, касающихся условий оплаты труда высшего должностного лица республики



Вячеслав Наговицын предложил депутатам внести в Основной закон республики пункт о том, что в случаях, когда президент Республики Бурятия временно (в связи с болезнью или отпуском) не может исполнять свои обязанности, их исполняет первый заместитель председателя правительства. Сейчас это почетное и во многом символическое право возложено на главу законодательной ветви власти — председателя Народного Хурала.
Такое положение вполне устраивало прежнего гаранта республиканской Конституции. Поскольку Леонид Потапов практически не брал больничный, на время своего недолгого отпуска поддерживать вертикаль исполнительной власти он, как правило, поручал своему первому заместителю в правительстве. Председательских полномочий для этого последнему вполне хватало.
В своей пояснительной записке к проекту поправки действующий президент указывает, что изменение в Конституцию необходимо для «реализации принципа самостоятельности исполнительной власти РБ» и сохранения ее целостности, преемственности и оперативности. Похоже, такая аргументация не слишком убедила часть депутатского корпуса, поскольку поправка не набрала необходимых для ее принятия двух третей голосов. За поправку проголосовало 33 депутата при необходимых 42.
На противников передачи статуса второго лица в республике из одной ветви власти в другую не слишком воздействовали даже заключения коллег из профильных комитетов НХ, которые рекомендовали принять изменения в Основной закон.
В национальных республиках страны, где существует институт президентства, роль «дублера» определена в большинстве случаев для главы местного парламента. Кстати, и на федеральном уровне принята эта схема, призванная подчеркнуть роль представительных органов власти. Но российское законодательство вовсе не запрещает временную передачу полномочий руководителя субъекта Федерации какому-то другому должностному лицу. Так что принимать или не принимать предложение Вячеслава Наговицына, зависело только от депутатов республиканского парламента.
В результате за два месяца до выборов дан недвусмысленный сигнал — Народный Хурал не собирается становиться совсем уж ручным и штамповать все предложения президента. В этом смысле в прошедшую среду после своеобразного двухмесячного «медового периода» взаимной любви и согласия ими был создан первый и, похоже, не последний прецедент.
Подобный поворот событий оказался совершенно неожиданным как для президентской стороны, так и для руководства НХ. Председательствующий на сессии вице-спикер Иван Калашников после оглашения результатов голосования заметно растерялся. Этой растерянностью можно, наверное, объяснить и снятие с повестки сессии трех последующих вопросов, которые были сверстаны «под принятие конституционной поправки». А так рассматривать изменения в Законах «О президенте РБ», «О Народном Хурале» и «О правительстве РБ» никакого смысла уже не было.
— Благодаря тому обстоятельству, что законопроект не набрал необходимого количества голосов, мы как минимум на год убрали этот вопрос из повестки следующих сессий, — говорит депутат НХ Игорь Бобков. — Соответственно, президентская сторона лишилась возможности внести поправки и в ряд других законов, которые собиралась провести после принятия конституционной поправки.
Но вряд ли в этой истории можно ставить точку даже на год. На сессии уже раздавались голоса, что неплохо бы эти вопросы рассмотреть на октябрьской сессии НХ, вычленив из них «конституционную составляющую». Чтобы понять, почему президентская сторона так настаивала на этом, необходимо пояснить — правка республиканского Закона «О президенте Республики Бурятия» в части отказа от увязки зар­платы высшего должностного лица республики с зарплатой федерального министра позволит в будущем пересмотреть всю систему зарплат в госчиновничьей среде.
Почему-то разработчики поправок озаботились и будущим пенсионным обеспечением второго лица республики. В тексте предполагаемой поправки в республиканский Закон «О президенте РБ», например, предлагалось гражданину, хотя бы однажды замещавшему эту должность, гарантировать сумму пенсии и доплат к ней в размере 80 процентов от ежемесячной зарплаты действующего президента. При этом для пущей убедительности сказано, что принятие этой поправки не повлечет за собой расходов, финансируемых за счет республиканского бюджета. Кто бы сомневался — за все заплатит Пенсионный фонд, которому, видимо, деньги девать некуда.
Один из депутатов Хурала, голосовавший против конституционной поправки и попросивший не называть его имени, считает, что возможный и обсуждаемый переход на систему оплаты чиновников с применением коэффициентов, кратных минимальному размеру оплаты труда (МРОТ), рано или поздно будет «продавлен». Ведь большинство депутатов, чья зарплата также исчисляется исходя из размера зарплаты первого лица республики, заинтересовано в таком решении.
Наиболее дотошные комментаторы уже подсчитали, что при применении нынешнего размера МРОТ в 2300 рублей заработная плата президента РБ, министров и освобожденных депутатов НХ может подняться в разы. Еще в начале лета немало эмоций у людей вызвало решение хуральцев поднять зарплату тогдашнего руководителя республики до 130 тысяч рублей. Интересно, что они скажут, когда эти выплаты будут исчисляться уже несколькими сотнями тысяч рублей. А такое развитие событий вовсе не исключается.

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях