Общество
1765

Легко ли стать чиновником?

Среди множества способов попасть на государственную службу кадровый конкурс, пожалуй, самый сложный и непредсказуемый

Под кадровым конкурсом обычно понимается соревнование между кандидатами за право занять ту или иную вакантную должность. Для отбора людей на ответственную работу, предполагающую принятие важных решений (а госслужбу, видимо, можно все-таки причислить к таковой), кадровые конкурсы являются на сегодняшний день оптимальным вариантом.
Мы попытались выяснить, насколько эффективно работает такая система подбора кадров у нас в республике. И с удивлением обнаружили, что после некоторого оживления в этой работе к организации кадровых конкурсов во многих ведомствах и госучреждениях снова потеряли интерес




Первый шаг вперед...
Пожалуй, пик популярности кадровых конкурсов пришелся на 2004—2005 годы, когда объявления об условиях их проведения часто появлялись на страницах правительственной газеты «Бурятия» и на официальных сайтах организаторов. Апофеозом «кадровой демократии» стал проведенный с большой помпой конкурс «Кадровый резерв Бурятии». Анкеты для участия в нем заполнили тогда более трехсот человек, а к собеседованию была допущена почти половина из них. Это мероприятие широко освещалось в республиканских СМИ и даже было объявлено «первым шагом Бурятии на пути к развитию кадрового потенциала».
В том же году республиканское Министерство финансов провело конкурс на замещение вакантной должности заместителя руководителя этого ведомства. В истории кадровых конкурсов это, пожалуй, единственный случай, когда чиновника столь высокого ранга подбирали на конкурсной основе.

...И сразу назад
Но уже в 2006 году популярность кадровых конкурсов резко пошла на убыль. Хотя в мае этого года в Закон РБ «О государственной гражданской службе» были внесены и изменения, предоставляющие право государственным органам республики и их структурным подразделениям в рамках программ развития проводить эксперименты и в области кадровой политики. Более того, в отношении целого ряда должностей соответствующий федеральный закон о гражданской службе требует обязательного проведения кадровых конкурсов. Но руководители многих ведомств и организаций стали попросту игнорировать их проведение, предпочитая заполнять свободные вакансии собственным волевым решением. Некоторые аналитики такую тенденцию возврата к процедуре назначения чиновников связывают с общей тенденцией в стране, связанной со сворачиванием выборной системы в целом.
В чем все-таки основные плюсы кадровых конкурсов? В ходе одного из заседаний республиканской правительственной конкурсной комиссии ее сопредседатель и первый вице-премьер Иннокентий Егоров особо отметил, что в отличие от других способов заполнить свободные вакансии они учитывают не столько социальное положение участников (престижность диплома, наличие связей, личные симпатии руководителей ведомства) и многие другие «привходящие обстоятельства», сколько реальную профессиональную и психологическую подготовленность к управленческой работе. То есть республиканские власти все-таки осознают, что некоторая кадровая стагнация в госаппарате, наблюдающаяся в последнее время, становится серьезным тормозом на пути развития госслужбы.
А ведь кадровые конкурсы можно использовать и как эффективный механизм отбора, подготовки и начала трудовой деятельности молодых специалистов. Они позволяют отобрать среди многих кандидатов наиболее достойных. Кроме того, конкурсы дают толчок к индивидуальному росту претендентов. Ну а те, кто не прошел отбор, получают шанс попасть в так называемый кадровый резерв.

Жизнь показывает…
Но это все в теории. На практике далеко не все требования федерального и республиканского законодательства о государственной гражданской службе при проведении кадровых конкурсов сегодня выполняются. Наиболее распространенным нарушением специалисты отдела по надзору за федеральным законодательством республиканской прокуратуры считают… отказ от проведения подобных конкурсов.
— При этом нарушается статья 22 Федерального закона «О государственной гражданской службе в РФ», — говорит начальник отдела республиканской прокуратуры Галина Ковалева. — В ходе проверки факты приема специалистов на гражданскую службу без проведения кадровых конкурсов выявлены в Федеральной службе по надзору в сфере прав потребителей и благополучия человека по РБ, в Федеральной службе по надзору в сфере природопользования по РБ, в Управлении Федеральной налоговой службы по Республике Бурятия. Этим и другим ведомствам внесены предписания с требованием об устранении допущенных нарушений в месячный срок.
Такие проверки в конце прошлого года были проведены, кстати, по инициативе Генеральной прокуратуры РФ. И хотя кадровая проблема была лишь одной из многих, подлежавших рассмотрению, масштаб выявленных нарушений впечатлил даже прокурорских работников. Не случайно заместитель прокурора республики Матвей Гершевич на последнем заседании республиканской комиссии по противодействию коррупции назвал нарушения в этой сфере опасными для общества.
Не меньше игнорирующих проведение кадровых конкурсов и среди руководителей муниципального уровня. Хотя соответствующий закон о муниципальной службе также предполагает заполнение некоторых вакансий на конкурсной основе.

Для «галочки»
Впрочем, в большинстве случаев конкурсы на замещение вакантных должностей все-таки объявляются и худо-бедно проводятся. Но при этом их смысл и суть нередко выхолащиваются. А в отдельных случаях кадровые конкурсы проводятся, что называется, для «галочки», поскольку их исход заранее предопределен.
— Узнала о проведении конкурса на должность специалиста отдела информации администрации президента РБ и правительства из местной газеты, — рассказывает о своем участии в нем местная журналистка. — Собрала кучу документов и в числе трех кандидатов дошла до этапа собеседования. А вот во время разговора с членами конкурсной комиссии почувствовала некоторое предубеждение с их стороны. Вопросы, кстати, задавались на самые разные темы, но особенно их интересовало, почему я решила уйти с прежней достаточно высокооплачиваемой работы. Похоже, моим объяснениям они особо не поверили, поскольку победителем конкурса была объявлена самая юная и неопытная из финалисток. Ничего не хочу сказать, но вы сами понимаете, республика у нас маленькая и исключать субъективность при принятии решений нельзя.
О своем опыте рассказывают и другие соискатели:
— У меня документы для участия в конкурсе вообще отказались принимать, — говорит дипломированный экономист Сергей Клочихин. — Объяснили это тем, что по условиям конкурса необходимо иметь профессиональный стаж не менее пяти лет. У меня к тому времени было лишь три…
Действительно, условия и методику проведения кадровых конкурсов определяют их организаторы. Достаточно ознакомиться с некоторыми объявлениями, чтобы убедиться: едиными критериями при этом и не пахнет. Так, в уже упоминавшемся конкурсе на замещение вакантной тогда должности заместителя министра финансов РБ требования к кандидатам были сформулированы весьма щадяще, несмотря на высокий ранг вакансии. Претендентам требовалось лишь предъявить минимальный в таких случаях пакет документов в виде трудовой книжки, документа о профильном образовании и медицинской справки.
Зато организаторы конкурсов на замещение должностей куда меньшего «калибра» нередко грешат завышенными требованиями к кандидатам вплоть до наличия ученых степеней. Если для высших учебных заведений и научных учреждений такое требование вполне логично, то по отношению к гражданской госслужбе оно, конечно же, излишне. Впрочем, такая искусственно завышенная планка к кандидатам вполне может говорить и о нежелании руководителей того или иного ведомства расширять список претендентов на заветную вакансию. Как правило, куда безопаснее и привычнее (а в некоторых случаях и выгоднее) сделать выбор в пользу проверенных людей из ближнего круга. Специалист со стороны, пусть и «семи пядей во лбу», в этом случае попросту не нужен.

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях