Общество
2173

Врачи, по крупицам собирающие чудо

Эмчи-ламы со всей России собираются, чтобы поблагодарить учителей и отчитаться о 10 годах практики

15 лет назад в открывшемся при Иволгинском дацане буддийском университете провели набор студентов на первый в постсоветское время 6-летний курс эмчи-лам. Из ста отобранных учеников лишь 13 сумели пройти весь цикл обучения




Уникальность того курса была прежде всего в «звездном», интернациональном составе учителей: для обучения будущих российских эмчи-лам пригласили сильнейших лекарей из Тибета, Монголии, Индии и Китая. Чтобы учиться у них, вчерашние советские школьники изучали тибетский и старомонгольский языки. Именно это в сочетании с синтезом традиций разных медицинских школ буддизма резко отличает российских эмчи-лам от их зарубежных коллег. Если до революции, чтобы стать лекарем, 5-6-летнему мальчику приходилось уходить в монастырь на 15—20 лет, то сейчас специальность эмчи-ламы стала доступнее, но лишь на первый взгляд.— Школьная астрономия, ботаника, анатомия показались крошечной ступенью к познанию. Я еще до вступительных экзаменов начал помогать инициатору открытия медицинского факультета Дашиниме-ламе. Сутками растирали травы в порошок, — вспоминает Вячеслав Партилхаев, ныне практикующий в Санкт-Петербурге.Спартанский бытУникальность того курса была еще и в том, что они были первыми учениками только что открывшегося университета. Сейчас они вспоминают об условиях своего студенческого быта с улыбкой. Материальной базы у открывшегося в 1991 году буддийского университета почти не было. Наскоро сделанные парты поставили в свободном доме, поэтому в первые дни многие ученики сидели даже на пороге. Кто с дощечкой на коленях, кто на печке. Жили по разным домам в поселке Сталина и в дацане, кто-то ездил из города. Отсев происходил сам собой, уходили, не выдержав трудностей быта и учебы. На первых курсах будущие эмчи жили в Тапхаре. Позже, как и все хувараки, в деревянных домиках на территории дацана, в не менее спартанских условиях. День был расписан по минутам. Подъем в 6 часов, далее повтор уроков, а уже в 9 утра в дацане начинается ежедневная служба, которая длится два часа. После молебна хувараки приступают к занятиям. По большим праздникам они принимали в службах участие наравне с ламами.— Утром сваришь легкий завтрак, манную кашу, если есть. Картошка мерзлая и отварная пшеница были главной едой в первые годы в Тапхаре. Но что значил весь этот быт по сравнению с тем, что мы получали на занятиях от учителей! От Цыдендамбы-багши мы выходили со слезами на глазах. Всеми лучшими качествами в себе мы обязаны ему. Оглядываясь на прошедшие годы, мне кажется, что мы смогли закончить обучение только потому, что с детства считали тибетскую медицину «чудом». Было чудом, как по пульсу или по цвету кожи и глаз можно определить болезнь. И все годы учебы мы по крупицам собирали это чудо, — вспоминает Зориг.Не случайно окончили полный курс обучения только выходцы из села, не боявшиеся тяжелой работы. Они сами квасили капусту, копали картошку. На четвертом курсе оставшимся студентам-медикам выделили под жилье отдельный дом, но без печи. Несколько дней поспав в одежде, будущие ламы выделили двоих из своих рядов, отпросили их с занятий и привезли им кирпичи. Вечером их ждала, к всеобщему ликованию, горящая печь, тепло, горячий ужин. Хорошее физическое здоровье, деревенская закалка, молодая энергия давали выход в спорте.— Вечерняя картина: двое учат, двое играют в волейбол, двое борются, двое варят суп, — улыбается Сергей Дашинимаев, ныне практикующий в Иволгинском дацане. — У нас была своя профессиональная команда волейболистов. Мы даже заняли второе место в Иволгинском районе. За дацанским двором мы часто устраивали борьбу. Ну и за сбором трав ходить пешком далеко приходится. Без тренировок не обойтись.Путь к исцелению— Для нас учителя не просто преподаватели. Это те люди, которые сумели сохранить преемственность бурятской школы медицины. За 70 лет советской власти на ее месте образовалась огромная пустота. И если бы не наши старые ламы, прошедшие репрессии, ссылки, и наши учителя, которых они пригласили, нас как эмчи-лам не было бы, — выражает общее мнение Зориг Дымбрылов.Рассказать о 10 годах практики и выразить благодарность врачи-священнослужители хотят не только своим учителям. В честь 10-летия практической деятельности выпускники факультета эмчи-лам приглашают 30-го июля всех верующих на лекцию в Национальную библиотеку, во время которой проведут ритуал Будды Медицины, который отвечает за целительные силы пространства. Этот ритуал, основанный на священных текстах и мантрах, призван устранить все препятствия на пути к исцелению. Это могут быть препятствия, не позволяющие врачу эффективно лечить пациента; препятствия, тормозящие благотворное действие лекарств, или внутренние препятствия самого пациента. В разных городах мира на ритуал Будды Медицины приходят те люди, которые хотят получить дополнительную энергию. Очень часто ритуал посещают профессиональные врачи и медсестры, психологи и массажисты. Их цель — вобрать в себя целительную энергию пространства, сконцентрированную в зале молитвами, благопожеланиями и добрыми намерениями всех собравшихся, чтобы затем более эффективно помогать своим пациентам, проявлять к ним больше заботы и сострадания. По завершении ритуала каждый из участников может подойти к ламам за благословением и традиционным защитным шнурком красного цвета, который в совместной молитве благословят эмчи-ламы. Считается, что прочитанные над ним молитвы наделили его силой защищать от болезней и препятствий как внутренних, так и внешних. По окончании ритуала можно задать свои вопросы эмчи-ламам.

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях