Общество
1818

Я не изобретатель, а просто инженер...

Инженер-энтузиаст несколько лет добивается создания в Улан-Удэ Центра новых строительных технологий

Вытащенный на берег корабль способен стать идеальным домом для человека, считает инженер Валерий Ананин. Фундамент такому жилью не нужен. В сухом климате Бурятии здание сможет без проблем простоять более ста лет

- Все новые технологии сосредоточены в авиа- и судостроении, особенно в технологии создания подводных лодок. Если мы применим их в жилищном строительстве, получится очень дешевое жилье, - убежден Валерий Гаврилович. - Ведь что такое современный корабль? Обыкновенный пятиэтажный дом.

Инженер-электронщик, преподаватель электротехнического колледжа Валерий Ананин более десяти лет занимается исследованиями в области новых технологий строительства. По его замыслу современный жилой дом должен быть таким же прочным, как корабль или подводная лодка. Такое здание сможет само обеспечивать себя теплом, светом и водой.

За последние семь лет инженер со своими расчетами побывал в 50 строительных организациях. Его идеи вызывали у специалистов противоречивые мнения: кто-то с ним соглашался, кто-то иронизировал, кто-то говорил, что он . Большинство же оставалось равнодушным. Несмотря ни на что, Ананин свое дело, ставшее в его жизни главным, не оставлял. Он был уверен, что рано или поздно его время настанет.

- Сначала мне было просто интересно, а потом я увлекся, - объясняет Валерий Гаврилович, высокий худощавый человек в больших очках. - Я ведь инженер и обязан, как спортсмен, всегда быть в форме.

Совсем недавно у инженера появился спонсор. Фирма , которая строит , готова помочь ему в создании исследовательского Центра новых строительных технологий. Здесь будут изучаться способы, которые приведут к снижению энергопотребления. Задачу предполагается решить через применение современных электронных устройств на базе микропроцессорной техники. В результате один квадратный метр жилой площади будет стоить от 3 до 5 тысяч рублей. Сейчас за него просят 10-15 тысяч. Затраты же на электричество уменьшатся в два раза.

Стать инженером Валерий Гаврилович решил сознательно, будучи еще подростком. Его мама работала библиотекарем, и он целыми днями просиживал в читальном зале. Сначала читал все подряд, а с 14 лет увлекся электроникой. К выпускным экзаменам в 10 классе собрал портативный передатчик. Передатчик монтировался в обыкновенную мыльницу, которая легко помещалась в кармане пиджака. Микрофон, в котором слышался голос одноклассников, прятался на резинке под рукавом. Учителя тогда ничего не заметили, и весь класс успешно сдал экзамены. Потом Ананин стал студентом Томского политехнического университета. После его окончания некоторое время работал на авиазаводе, а потом начал преподавать в электротехническом техникуме.

Исследовательская работа Валерия Гавриловича в области строительства началась случайно. Как-то зимой он обратил внимание на то, что в одном кабинете ему холодно, а в другом жарко. Причем батареи в помещениях грели одинаково. Все дело оказалось в том, что один из кабинетов находится на южной стороне здания - в нем всегда солнце, а другой - на северной. Работать в помещении было сложно. Здесь всегда было душно, температура всю зиму держалась выше 30 градусов.

- Сначала я выставил вторые рамы, потом пытался перекрыть батареи, но это было невозможно. Вентилей в то время было недостать - дефицит жуткий, - рассказывает Ананин. - Потом стал закрывать батареи войлочными попонами, а потом подумал: дай-ка я все это конкретно в цифрах попробую выразить.

Результаты расчетов инженера ужаснули. По ним получалось, что при современной системе централизованного теплоснабжения происходят неоправданно большие потери тепла. Ананин прикинул, что если применять элементарные технологии теплосбережения, то можно запросто иметь огромную выгоду. Стал считать дальше. В течение семи лет он каждый день записывал температуру воздуха, силу ветра и другие климатические условия.

- Постепенно я пришел к четкому пониманию, что в доме должен быть , в котором горит огонь. Причем огонь должен гореть не менее 60 дней по восемь часов, если этого не будет, вы просто замерзнете, - объясняет инженер.

Самое удобное, если в квартале или при каждом доме будет стоять, к примеру, дизельная установка, которая сможет давать тепло. Валерий Гаврилович вспоминает, что еще в 70-х годах в Томске ему приходилось видеть подобную станцию. Только работала она на газе. Раз в месяц ее заправляли, и она отапливала пять домов.

Автономные тепловые станции намного выгоднее, чем вся система центрального водоснабжения, - это твердое убеждение инженера. Передача тепла за счет воды по трубам от ТЭЦ экономически обоснована только до трех километров, дальше она становится ущербной.

- Когда-то ТЭЦ-1 называлась , то есть наша ТЭЦ была построена просто для энергоснабжения завода, - говорит Ананин.

В течение дальнейших пяти лет он занимался созданием на кафедре ВСТИ энергетических экспериментальных установок мобильного типа. Валерий Гаврилович убежден, что построить энергоустановку, которая будет давать энергию себестоимостью три копейки за киловатт-час, сегодня вполне реально. Коллеги по училищу в курсе исследовательских работ Ананина.

- Он очень толковый, творческий инженер и правильный человек, - говорит Павел Цыбиков, директор электротехнического колледжа, - он все время ищет новые инженерные решения в области энергосбережения. Сегодня эта тема особенно актуальна, энергетики держат нас в ежовых рукавицах. Варианты его энергосберегающих технологий рано или поздно найдут применение.

Постепенно за годы исследовательской работы Валерий Гаврилович пришел к выводу, что проблему теплосбережения нужно рассматривать комплексно - менять всю технологию строительства. Он считает, например, что кирпич как строительный материал уже давно устарел. За 60 лет, когда в 1943 году была создана первая вычислительная машина, сменилось 10 поколений машин. В строительстве же ничего не менялось: как клали стены из кирпича или бетона, так и кладут. Валерий Гаврилович убежден, что современный дом должен быть похож на самолет или корабль с системой полного жизнеобеспечения.

- Вспомните , 1150 человек, все удобства, вплоть до бассейна. В принципе если корабль вытащить на берег - это готовое жилище, он прослужит еще лет сто. Зачем тогда нужен фундамент? - спрашивает он. - Вытаскиваем корабль, его - вот и готовый дом.

У Ананина много идей. Например, он убежден, что в современном доме окна должны быть однослойными и монтироваться прямо в стену. Этим сберегается тепло. Вентилироваться помещение должно по-другому. Именно по такому принципу строились когда-то русские избы и бурятские юрты. Или, к примеру, он сделал расчеты дачного домика, который на зимнее время уходит под землю, и никакие воры ему не страшны.

В конце 80-х Ананин решил построить экспериментальный дом для себя. Ему хотелось доказать, что его идеи и расчеты вполне выполнимы. Взял ссуду, но в 1991 году из-за финансовой чехарды в стране эксперимент пришлось заморозить. Однако идеи своей он не оставил и настойчиво искал тех, кто бы мог поддержать материально его изыскания. Сегодня такие люди нашлись и готовы его поддержать.

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях