Общество
1878
Агван Силнам. Проповедь нетленного тела
Даши-Доржо Итигэлов - не единственный, кто смог достичь такого ухода из Сансары
Обнаружение в прошлом году нетленного тела хамбо-ламы Даши-Доржо Итигэлова вызвало всплеск интереса во всем мире. О нашей республике заговорили как о земле, где случилось настоящее чудо. Однако еще сто лет назад такие феномены не были чем-то из ряда вон выходящими - буддизм в Бурятии достиг такого расцвета, что буддийских йогинов, достигших высших стадий реализации, было достаточно много.
- Когда стало известно об Итигэлове, - говорит Андрей Михайлович, - я все ждал, что вот сейчас люди из районов начнут писать, вспоминать, что и у них были такие случаи... Но все почему-то молчат.
Феномен достижения нетленного тела имеет реальное объяснение с точки зрения буддийских представлений о человеке, считает Стрелков, сам буддист и кандидат исторических наук. Это лишний раз доказывает правоту таких представлений. Более того - стать после смерти нетленным может, в принципе, каждый.
- Универсальный буддийский метод освобождения одинаково открыт и хамбо-ламе, и мирянину, - говорит Стрелков. - При условии получения от Гуру всех необходимых посвящений буддийский метод требует от каждого только веры и усердия.
С потомками и близкими одного из бурятских лам, Агвана Силнама, так же достигших нетленности, ученый знаком лично. Правнуки и племянники кижингинского ламы-тантриста и сегодня живут и в Кижинге, и в столице Бурятии.
Агван Силнам - в миру Доржи Бадмаев - родился в 70-х годах девятнадцатого столетия в селе Ушхайта в 10 километрах от Кижинги в семье среднего достатка. С детства он мечтал стать ламой, однако отец долго не хотел отдавать в дацан единственного сына, так что туда Агван попал уже взрослым парнем. Он сразу стал учеником величайшего бурятского йогина Лубсан Сандана, учился у него в Кижинге и по его наказу ездил в Монголию, Тибет и Китай. Ламы вспоминают, что Агван Силнам был способен разрешить самые сложные вопросы в области Тантры.
Тех, кто лично знал йогина, сегодня осталось немного - улан-удэнцу Данзану Митыпову, отец которого дружил с Агваном Силнамом, сегодня уже больше 80 лет. Однако он хорошо помнит, как лама приходил к ним в гости.
- Вспоминает, что тот был очень веселым человеком, много смеялся, - говорит Андрей Стрелков.
В годы гражданской войны учитель Агвана Сандан-лама основал теократическое буддийское государство, чтобы защитить своих прихожан от захватившего власть в Бурятии атамана Семенова. В него вошла большая часть жителей Хоринского аймака, назвавших себя . Не принявшие покровительства теократического государства стали именоваться . Отголоски противостояния между ними сохраняются до сих пор, говорит тибетолог.
Государству балагатов не было суждено утвердиться. В 1919 году семеновцы дважды арестовывали и Сандана-ламу, и Агвана Силнама. Вскоре после второго ареста Агван-лама скончался. Точные обстоятельства его смерти сегодня неизвестны - по одной версии он умер от тифа в тюрьме, по другой - это произошло по дороге домой после освобождения. Однако главное остается неизменным - тело его оказалось нетленным.
- Агван Силнам был йогином такого уровня, - говорит Стрелков, - что, даже тяжелобольной, смог войти в высшую стадию созерцания и достичь нетленности.
Данзан Митыпов был очевидцем того, как ламе строили Субурган. Покойного Агвана Силнама посадили в красный деревянный ящик, в руки ему вложили ваджр (основной тантристский атрибут, символ буддийского метода) и дильбу (колокольчик, символизирующий мудрость). Ящик замуровали в Субурган, вокруг которого верующие совершали молитвенные обходы.
- Простояла Ступа недолго, - рассказывает Андрей Михайлович. - Вскоре ее разрушили хошуны. Возможно, ее взорвали, шла гражданская война, наверное, достать взрывчатку было несложно.
Легенда гласит, что на месте разоренного Субургана нашли бумагу, написанную рукой самого Агвана Силнама. Там были названы время разрушения, имена тех, кто это сделал, и кармическая кара, ожидающая каждого из них...
Субурган восстановили только в 1993 году. Это сделал Юрий Лавров, ученик сына Агвана-ламы Бидии Дандарона. В восстановленную Ступу поместили останки нетленного тела йогина.
Чудо, доступное каждому
Народная память сохраняет и множество других преданий о проявлениях сиддх - сверхъестественных сил йогов. Это рассказы о Сандан-ламе Цыденове из Кижинги, Гончог Журбыне из Еравны, Соодой-ламе из Курумкана... В конце XIX - первой четверти ХХ века буддизм в Бурятии достиг небывалых высот - тогда в нашей республике переродились многие великие учителя древности. Однако , доступные им, могут появиться и сегодня. Они вполне объяснимы с точки зрения буддийской антропологии, считает Андрей Стрелков.
Феноменальные проявления, непостижимые с точки зрения современной науки и медицины, для буддиста естественны. Согласно этому представлению о человеке, кроме физического тела - кости, сухожилия, кровь, мышцы, - он обладает еще и энергетическим телом, которое не может зафиксировать ни один прибор. Именно на теле и базируется . Буддийский йогин, практикуя созерцание, на высшей, шестой по счету, его стадии переходит в особое состояние .
В это время он может полностью останавливать жизнедеятельность своего тела, хотя продолжает функционировать. Такой человек кажется умершим, но тело его остается нетленным. Вообще возникновение нетленности тела - один из ухода из Сансары (круговорота перерождений) буддийского йогина в состоянии глубокого самадхи, как случилось с хамбо-ламой Итигэловым и Агваном Силнамом. Другим возможным сценарием может быть уход в , когда от тела йогина остаются только волосы и ногти.
- Такие примеры показывают мощь Буддийской Дхармы, - говорит Стрелков. - Но в деяниях ее выдающихся практиков проявляется не их личность, а только буддийский метод освобождения. Одно из базовых положений буддизма - учение об отсутствии индивидуального , личность - это иллюзия.
Любое деяние буддийского учителя есть проповедь, обращенная к ученикам. Уход из Сансары с оставлением нетленного тела - не случайность, а такая же проповедь, показывающая ученикам, что есть нечто, не подверженное законам разрушающегося мира
Справка
Буддийская йога включает в себя две стадии: Жедрим (тиб. ) и Зогрим (тиб. ).
На первой стадии практик созерцает себя в виде определенного тантрийского божества-идама и начитывает его мантры. Облик божества, его атрибуты, которые он держит, его мандала (дворец с окружающей местностью) имеют символическое значение.
На второй стадии йогин работает с составляющими тонкого тела: каналами , особыми точками и особыми энергиями . Завершив цикл созерцания, практик достигает определенных состояний на пути к Пробуждению. Конечной целью является состояние Будды.
Подписывайтесь
Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях