Неженская профессия Джеммы Баторовой
Главное Популярное Все
Войти

Неженская профессия Джеммы Баторовой


1943

Этим интервью  начинает серию статей, посвященных известным деятелям культуры Бурятии. Материалы серии будут не совсем обычными - заполнив специальный купон, наши читатели получат шанс на подарок от героя статьи.

Есть в Улан-Удэ спектакль, который обречен на аншлаг. Речь идет об , созданных талантливой творческой группой. Но один человек занимает в ней особое место. Это Джемма Баторова, художественный руководитель постановки, руководитель национальной актерской студии ВСГАКИ, педагог и режиссер.

Едина в трех лицах



- Джемма Николаевна, ваша встреча с театром не случайна?

- Я выбрала театр неожиданно: ехала с чемоданом книг по физике и математике поступать в технологический. Хотела работать на Северном полюсе, выучить азбуку Морзе и посылать в эфир: . А тут узнала, что есть специальность , и почему-то решила пойти туда, хотя в театре была всего два раза.

- Теперь вы и вузовский преподаватель, и режиссер. А все же кем вы себя больше ощущаете?

- Немирович-Данченко говорил, что режиссер - трехликое существо: он и педагог, и интерпретатор, и организатор театрального процесса. Я ощущаю себя режиссером, хотя, наверное, больше во мне от педагога. Профессиональный театр отличается от учебного: пока ты студент, 80 процентов времени уходит на творчество и лишь 20 - на организацию. В театре все наоборот. Роль театрального педагога привлекательнее - здесь постоянный творческий процесс.

- Чем отличается женщина-режиссер от мужчины-режиссера?

- Режиссура - это мужская профессия. Чувствительность женской натуры мешает жёсткости трактовок, выстраиванию деловых отношений с людьми. Художник, музыкант организует только самого себя, а режиссер каждому актеру выстраивает партитуру роли, он зависит даже от рабочего сцены. Режиссер всегда виноват, это тяжело для женщины. У Галины Волчек, например, абсолютно мужской характер.

- А у вас?

- У меня аналитический склад ума. Если перенести на режиссера сказанное Михоэлсом об актере, тоже будет верно: .

Джемма Баторова раньше носила большой вязаный рюкзак, который недавно сменила на подаренную студентами не менее большую сумку. В этой сумке всегда можно найти плоскогубцы, иголки, нитки, гвозди, отвертки и т.п. Недавно там появился новый нож. Кредо Баторовой: .

Будьте наивны

- Как же сохранить свежесть восприятия?

- Только гениальные люди могут сохранять наивный взгляд на мир. Сила инерции противостоит всем другим силам. С годами поэтому чувствуешь огромную дистанцию между собой и студентами. Приходится приспосабливаться к ним, иначе не поставишь спектакль.

Вторая проблема - срок жизни театра. Театр живет пять лет, дальше должно следовать омоложение: меняется либо художественная идея, либо лидер, либо коллектив. Если театр существует десять - пятнадцать лет, он начинает тиражировать себя. В этом смысле лишь театры-студии - настоящие театры, но они быстрее и умирают. А в большинстве долгоживущих театров побеждают производственные отношения, подобные отношениям на кондитерской фабрике или в банно-прачечном комбинате.

- Тогда, быть может, стоит каждый раз , совершенствовать спектакль...

- В Театре Маяковского после спектакля на стенде вывешиваются замечания по игре актеров, и это очень полезно. Но вообще любая постановка живет только тогда, когда играется. Занавес упал - спектакль умер. В театре все очень неопределенно. Актер беззащитен. Каждый раз он вступает на сцену, как на эшафот.

Таймень - рыба сильная

- Сегодняшний зритель тяготеет к феерии, к веселью. Должен ли каждый спектакль кончаться ?

- Даже в самом мрачном спектакле в конце должен быть свет, хотя бы мерцающий огонек свечи.

- Что вы делаете, когда возникают проблемы?

- В последнее время больше работаю, раньше могла сбежать на рыбалку. Мои друзья-рыбаки могли сказать мне: И я отменяла.



- И кого вы ловили?

- Мечта каждого рыбака, в том числе моих друзей, - поймать тайменя. А поймала его я. (Смеется). Шесть утра, охотимся за хариусом на Курбе, туман, стоим друг от друга через 500 метров. Забрасываю удочку прямо у берега, чувствую глубину этого места. Вдруг поплавок исчезает, я дергаю удочку и вижу на крючке малявку, не похожую ни на одну рыбу. Зову друзей, один с удивлением выдыхает: , другой поправляет: . (Радостно смеется). Так и заявляет: .

Люблю ходить по грибы. В здании могу заблудиться, два-три перехода - и не знаю, куда идти. А в лесу найду потерянный нож - включается автопилот и... Люблю нырять, в детстве сначала научилась нырять и только потом плавать.

Попугай, который любил русскую литературу

- Вы держите животных?

- Сейчас некому за ними смотреть, а раньше были у меня дрессированный кот и говорящий попугай. Насмотрелась по телевизору Куклачева и просто так сказала своему Мурзику: . Он подал. Потом научился подавать вторую лапу, через барьеры прыгать. А попугайчика купила на Черном море и семь суток везла в поезде. Через месяц он сказал: , , , , . Один раз по телевидению показывали , и мой попугай с осуждением заговорил: Потом он вылетел в окно и не вернулся.

- Вы хороший друг?

- Я Водолей. Друзей у меня много, и они разные до того, что некоторые очень далеки друг от друга. Иногда на Новый год бывает до пяти приглашений, подруги зовут, а я не знаю, к кому идти. Я коммуникабельный человек, но одновременно необщительный - до сих пор не знаю соседей по подъезду, хотя живу там уже тринадцать лет.

- Джемма Николаевна, ваша режиссерская мечта?

- Все так быстро меняется... Раньше хотела поставить Тикамацу, теперь не знаю. Человек меняется и сам себя отрицает через несколько лет.

- В чем тогда постоянство человека?

- Думаю, постоянство в движении.

Читать далее

Читайте также