9 мая
4704

В поисках отца. Статья из польской газеты

Мише Хабдаеву сегодня 78 лет. Когда ему было пять лет, отец, которого звали Ханта, оставил пятерых детей сестре (его жена ушла из жизни за два года до войны. — Прим. «ИП») и ушел на войну. Он не вернулся. В 1942-м пришло письмо, что он пропал без вести. Но где, как, в каком месте — все это осталось неизвестным... Живя в Сибири, найти погибшего на далеком западе проблематично...

Фото представлено семьей Хабдаевых

— Мама, нашлось место последнего боя твоего папы. Еду в Польшу, везу землю из нашей деревни, буду молиться духам. Чтобы твой отец, мой дед нашел, наконец, покой и умиротворение, — так в Улан-Удэ у могилы дочери погибшего солдата сказал Слава.

Долгие годы после войны она, Надежда Хантаевна Хабдаева (Дагаева), постоянно вела поиски своего отца, к которым подключила всех близких родственников. К сожалению, безуспешно.

Запрашивались десятки, сотни учреждений и организаций... Никакого следа. Но до последних своих дней она не успокаивалась. Искала.

Возможно, потому, что оставалась обида за своего отца и его детей: в случае получения не похоронки, а официального извещения «пропал без вести» семья фронтовика лишалась продовольственного пайка и других льгот. Пятерым круглым сиротам помогли выжить родственники и другие односельчане.

Но более всего, считает Миша Хабдаев, Надежду беспокоило состояние души погибшего отца, а также то, чтобы он знал, что его помнят как честного воина, а не «пропавшего без вести».

Лишь год назад один из правнуков наткнулся наконец-то на фамилию Хабдаев в интернет-архиве в Гочалковицах. Будучи по делам в Германии, он специально заехал в Польшу только для того, чтобы проверить, касается ли эта заметка его предка. Совпало все — имя, отчество, дата рождения...

h habdaev
Ханта Хабдаев погиб на границе с Германией 3 февраля 1945 года

Там также узнал, что Ханта Хабдаевич Хабдаев погиб 3 февраля 1945 года недалеко от Гочалковиц. В 1946 — 1950 годах погибших солдат эксгумировали и перенесли в общие могилы в Пшчинском парке — 11649 убитых похоронили в 320 могилах. В которой из них покоится Ханта, уже невозможно установить. Тем не менее теперь доподлинно известно, что он лежит в братской могиле, в польской земле. Его сын Миша Хабдаев, единственный оставшийся из пятерых детей, смог приехать, чтобы исполнить обряд, который буряты проводят по своим умершим.

Ханта фигурой был невелик, но задирист и характерен, как и подобает буряту. В армии он стал снайпером.

Миша похож на него. Тоже невысок и, несмотря на свои 78 лет, сохранил хорошую форму и худощавую фигуру. Может, потому, что был борцом (в весе до 65 кг), представлявшим Бурятию на всесоюзных соревнованиях. Только он и его сестра Надежда, которая была старше его на два года, получили высшее образование. Благодаря этому долгие годы был директором совхоза, начальником района.

1 ноября - это знак

Миша и Слава преодолели более шести тысяч километров, чтобы увидеть могилу Ханты. В Польшу они приехали 1 ноября. А когда узнали, что это День всех святых, посчитали это символом, знаком. В Бурятии на могилы близких ходят в первую субботу мая. В сумке у них были мешочек с землей из родной деревни Нухунур, бутылка бурятской водки, домашний хлеб. Первые шаги они направили в городской архив Пшчины, чтобы как можно больше узнать там об отце и деде. Но в архиве никакого упоминания не было.

Оказалось, что документы должны быть в Гочалковицах, около которых Ханта погиб. На кладбище они увидели ряды мемориальных досок. На одних было несколько фамилий, на других только одна, на следующей три фамилии. Но в основном на плитах ни одного имени... Поняли, что фамилии Ханты Хабдаева там не найдут. Они встали, наконец, между братскими безымянными могилами, у главного большого обелиска. Миша вынул мешочек с землей и сыпал так, чтобы она рассыпалась как можно дальше. Он плакал. Налив в рюмку, согласно традиции, они «брызгали» той бурятской водкой в разные стороны, чтобы отдать почести местным духам. Поставили на землю привезенную еду для умерших.

— Я звонил с кладбища своим родным, детям и говорил: «Я тут, где прах деда Ханты. Говори, что ты хотел бы сказать прадеду, а я буду молиться», — рассказывает Миша.

И вот так, по очереди внуки и правнуки из Бурятии и Иркутской области передавали Ханте самые теплые слова, что помнят о нем, что наконец-то обретет он покой, а его душа — умиротворение, что его нашли и что сюда приедут...

Но что сделать, чтобы на мемориальной доске было написано: «Здесь покоится Ханта Хабдаев»? В польском Красном Кресте Миша и Слава услышали, что данные солдата Хабдаева будут найдены, а на памятной плите будет вписана его фамилия. Когда они в следующий раз приедут на могилу, без проблем найдут фамилию предка.

Божена Новотняк
«Тыгодник Седлецки» №47, стр. 29, от 24 ноября 2013 года.
Перевод Валентина Литвинова — Автономия поляков «Наджея»

От редакции
28 мая 2014 года на имя Хабдаева Михаила Хантаевича пришло официальное письмо: «По сообщению Польского Красного Креста, фамилия Хабдаева Ханты Хабдаевича, 1903 г.р., погибшего 03.02.1945 г., внесена в списки воинов, захороненных в могиле №133 на советском воинском кладбище в Пщине, Парк Пщиньски, воеводство Силезское, Польша. Российский Красный Крест».

Автор: Редакция INFPOL.RU

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях