БГУ
10382

Минобраз о врио ректора БГУ: «Мы же не предложили вам директора колхоза»

Как уже сообщал infpol.ru, на собрании коллектива в БГУ 20 января Минобрнауки России, наконец, озвучило имя врио ректора университета. Им стал первый заместитель министра образования Бурятии Николай Мошкин

Фото автора

Для оглашения соответствующего приказа в Улан-Удэ специально прибыл директор департамента кадров федерального Минобраза Владимир Голубовский. В своём выступлении он объявил об освобождении прежнего ректора Степана Калмыкова от занимаемой должности «в связи с истечением срока трудового договора» и о назначении на эту должность Николая Мошкина.  

- Уважаемые коллеги, Калмыкова Степана Владимировича вы знаете достаточно долгое время: более 22 лет он возглавлял университет, стоял у истоков его основания и создания и проделал большую серьёзную работу, – сообщил Голубовский. – Но, в соответствии с действующим законодательством, 65 лет – предельный возраст нахождения на должности ректора. Этот срок пришёл, и в беседе со Степаном Владимировичем – мы в Москве обсуждали этот вопрос – он спокойно к этому отнёсся, с пониманием. Наступило время, пора, как говорится, заняться другой творческой работой. Надеюсь, его опыт как специалиста и педагога будет востребован в республике и его законодательные инициативы как одного из членов Народного Хурала будут восприняты и найдут продвижение уже на другом участке работы.

Закончив речь, московский чиновник пожал Калмыкову руку и выразил надежду на «дальнейшее сотрудничество». Затем он решил внести ясность в ситуацию по поводу выборов нового ректора.

- По ряду технических причин – я их не буду сейчас озвучивать – пока не состоялись выборы ректора университета. На период с 20 января до выборов в установленном законе порядке будет назначен исполняющий обязанности. Процедура не приостановлена, она будет продолжаться. И, надеюсь, в ближайшее время, когда пройдут все необходимые правовые процессуальные моменты, мы войдём в стадию избрания нового ректора, – поведал Голубовский присутствующим.

Затем он зачитал ещё один приказ министра образования России, датированный 30 декабря 2014 года: «Назначить с 20 января 2015 года исполняющим обязанности ректора БГУ Мошкина Николая Ильича – до утверждения ректора в установленном порядке».

Не учли мнение

Это известие не вызвало восторга у преподавателей и сотрудников университета. Более того, аудитория бурно выразила недовольство: по залу заседаний учёного совета разнёсся гул разочарования, а кто-то из присутствующих даже затопал ногами.

- Уважаемые коллеги, мы всё-таки люди компетентные Я ещё раз подчёркиваю: наш вуз – государственная бюджетная организация, и решение учредителя, приказ министра (Ливанова – прим. авт.) – это подзаконный нормативно-правовой акт, который требует исполнения, – попытался урезонить коллектив Голубовский.

Он отметил, что у каждого сотрудника университета должно быть чёткое понимание ситуации и добавил, что все пояснения могут дать депутаты Народного Хурала Бурятии. Напомним, народные избранники приняли участие в закрытом совещании, которое состоялось 20 января ещё до встречи с трудовым коллективом.

- Если какие были вопросы, то сейчас, я, беседуя с представителями вашего законодательного собрания, на них ответил. Они услышали, почему произошла такая нестыковка, почему это произошло. Не хочу повторяться, думаю, что они вам также могут на них ответить, – заявил Владимир Голубовский.

В ответ на возмущённые возгласы он пояснил, что документы кандидатов, выдвинутых учёным советом БГУ, не были направлены в Минобразования России  в срок.
 
- Несвоевременно, некачественно подготовленные документы были представлены университетом в Москву, – подчеркнул чиновник.

Он прокомментировал и назначение Николая Мошкина врио ректора университета.

- Кандидатура Мошкина соответствует всем предъявляемым требованиям: доктор наук, профессор, прошёл определённый творческий путь, имеет все необходимые критерии, чтобы возглавить университет в переходный период, – отметил Голубовский. – Министр принял такое решение.

Многие преподаватели выразили общее недоумение – почему при назначении временно исполняющего обязанности ректора не учитывалось  мнение сотрудников, преподавателей и студентов.

- Что вас смущает? Что до выборов ректора в установленном законом порядке учредителем решено назначить такого уважаемого профессора, – поинтересовался Голубовский. – Я уважаемым законодателям уже сказал: для того, чтобы услышать мнение коллектива, его ещё сказать надо. Вот сейчас я это мнение слышу. А до этого вы где его высказывали?

Сотрудники пояснили: высказывали, причём в уставленном законом порядке – когда учёный совет утвердил трех кандидатов на кресло ректора. Выступающие подчеркнули, что многотысячный коллектив БГУ не устраивает не сам Мошкин, а его назначение: по сути, мнение студентов и преподавателей просто проигнорировали. Собравшиеся также заявили, что врио ректора следовало назначить кого-то из выдвинутых ими кандидатов или же сотрудника, который работает в БГУ не первый год. Был озвучен ещё один вариант – продлить полномочия Степана Калмыкова до тех пор, пока не будет избран новый ректор.

Голубовский, в свою очередь, чётко дал понять: решение федерального ведомства по поводу назначения Мошкина окончательное и обсуждению не подлежит.

- Мы надеемся, что здоровый коллектив будет также продолжать работать. Ни устав, ни один нормативно-правовой документ при назначении и увольнении нарушен не был. Все нормативно-правовые нормы были соблюдены. Если вы хотите что-либо сказать и получить ответ, надо это сказать. Мы сейчас с уважаемыми законодателями разговаривали: та же самая ситуация. Когда учредитель принял решение, начинают возникать вопросы. Где же вы раньше-то были? Почему вы ссылаетесь на устав университета? Где написано, что Мошкина нельзя выбирать, Иванова-Петрова-Сидрова нельзя выбирать, – парировал он.

Он добавил, что кандидатуру Мошкина одобрил лично глава Бурятии Вячеслав Наговицын.

«Теперь я вам всё скажу!»

Обстановка в зале заседаний учёного совета накалилась, хотя вопросы звучали один и те же: почему не учли мнение коллектива при назначении Мошкина по пост врио ректора и кто, собственно, выдвинул его кандидатуру?

- Вы хотите, чтобы я всё сказал? Теперь я вам всё скажу. Уважаемые законодатели, я хотел корректно уйти от этого. Представленные в первый раз три кандидата на должность ректора Бурятского государственного университета не соответствовали действующему законодательству, – заявил Голубовский. – Вы меня толкаете на то, что я должен рассказывать технические моменты.

Впрочем, каким именно требованиям не отвечают кандидаты, выдвинутые учёным советом, он так и не пояснил – ни преподавателям, ни позже – представителям СМИ. Назвал только номер приказа, в котором эти самые критерии  прописаны.

- Это не знал даже ваш ректор, – сделал шокирующее признание столичный чиновник.

Слово взял Степан Калмыков.

- Это не совсем точно. Вы сначала пожали мне руку, а теперь решили по-другому сделать. 30 сентября мы готовились к встрече с министром образования Российской Федерации. По просьбе коллектива возник вопрос о продлении моих полномочий на посту ректора. Министр сказу отказал, сказал, что есть законодательство и его нужно придерживаться, – рассказал Калмыков. – После этого он предложил должность президента университета. Есть свидетели этого разговора – члены Совета Федерации. В заключении он посоветовал мне подготовить пакет документов для аттестационной комиссии, что мы буквально в течение 10 дней и сделали. 14 октября все документы были готовы, нам сообщили, что они в порядке и сказали ждать рассмотрения кандидатур.

Несколько минут присутствующие посвятили обсуждению документов кандидатов, срокам их рассмотрения и врио ректора БГУ Николаю Мошкину.

- Он заместитель министра республики и говорить о его компетенции, незнании дел, которые происходят в университете, некорректно. Если бы мы предложили директора колхоза, другой вопрос был бы, – видимо, для пущей убедительности привёл сравнение Голубовский.

«Бесполезно говорить»

Николай Мошкин предпринял несколько попыток выступить перед коллективом университета. В частности, он озвучил свою главную  задачу.

- Я назначен исполняющим обязанности и моя задача сейчас – сохранить нормальное функционирование университета до законных выборов ректора. Кандидатов вы определили, – отметил Мошкин. – Никаких революционных решений я принимать не собираюсь.

Впрочем, полноценного диалога не получилось. Зал продолжал возмущаться и перебивать замминистра.

- Николай Ильич, не надо. Бесполезно сейчас говорить что-либо: коллектив эмоционально относится к этому. И это хорошо, – вставил реплику Голубовский.

На вопрос, планирует ли Мошкин сам принимать участие в выборах ректора, замминистра ответил: «В настоящий  момент я не собираюсь участвовать».

- А потом? – насторожился зал.

От ответа Николай Мошкин уклонился. Лишь заметил, что «возражать не будет».

- Что вы такие провокационные вопросы задаёте, – возмутился Владимир Голубинский.

Беда республики

От имени всех народных избранников высказался вице-спикер республиканского парламента Бато Семёнов.

- Мы сами инициировали встречу с вами, потому что знаем о ситуации в БГУ. Прежде всего, хотелось констатировать, что есть успешный классический университет, который был создан 20 лет назад и который сегодня успешно работает, – подчеркнул Бато Семёнов. – Умный, успешный руководитель всегда слушает людей и потом принимает грамотные, хорошие решения. Есть мнение учёного совета. Не это ли мнение всего коллектива?

Он также заявил о намерении Народного Хурала инициировать внеочередную сессию.

- Мы понимаем как управленцы, что это, прежде всего, беда нашей республики и нашего руководства. Без этого не появилась бы кандидатура Николая Ильича, его одобрил глава, к которому прислушались. Хотя, по закону, не должны слушать ни исполнительную, ни законодательную власть. Но если прислушались к мнению исполнительной, почему не прислушались к письму за подписью четырёх депутатов? (infpol.ru уже сообщал об этом письме) На него тоже надо ответить, – заметил Бато Семёнов. – А если нам не отвечают, значит, не уважают представительные органы? Почему наш глава не учитывает мнение самого главного вуза республики? Он сам должен вместе с нами быть здесь и отвечать, раз уж на то пошло. Мы как депутаты должны говорить об этом.

Автор: Татьяна Родионова

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях