кризис
4602

«Информ Полис»: «Как жители Бурятии переживали кризисы прошлых лет»

Очереди, талоны на продукты, безработица были основными спутниками кризиса 1998 года. Однако у населения он запомнился не столько финансовыми проблемами государства, сколько деталями и историями из повседневной жизни

Фото visualhistory.livejournal.com

Что было

Экономический кризис, разразившийся в конце 1990-х годов, носил скорее локальный, нежели мировой характер. К тому времени наша страна еще толком не отошла от развала СССР. Стояли заводы, а экономика уже плотно села на «нефтяную иглу». Ситуация усугублялась невнятной экономической политикой.

Власти пытались контролировать гиперинфляцию, искусственно завышали курс рубля, ограничивали выплаты зарплат и пенсий. Госбюджет страдал от дефицита, который правительство гасило с помощью западных кредитов. К августу 1998 года не осталось ресурсов для обслуживания краткосрочного госдолга и удержания курса рубля. 17 августа был объявлен дефолт, а рубль отпущен в свободное плавание. Российская национальная валюта упала более чем в три раза - с 6 рублей до 21 рубля за доллар.

Что помнят

По словам очевидцев, в Бурятии в то время продуктового ажиотажа и массовой скупки бытовых приборов не наблюдалось.

- Для нашей семьи кризис наступил задолго до 1998 года, - рассказывает улан-удэнка Людмила Иванова. – И мы уже привыкли к суровым реалиям. Я тогда работала в небольшой конторе, зарплату нам давали продуктами, когда конфетами, когда тушенкой или молоком.

На протяжении всех девяностых в ходу были так называемые продовольственные талоны.

- В  талонах была определенная норма на месяц: 800 г риса, булка хлеба, бутылка водки, лапша и сахар, - рассказала нам Валентина Гармаева. – Талоны давали на меня и на моего маленького сына. Но загвоздка была в том, что не всегда в магазинах было необходимое. Везде были огромные очереди, и, когда подходил твой черед, запросто на полках могло остаться только мыло или только хлеб. Помню, как однажды накопила кучу талонов на водку, пошла к магазину и обменяла их у мужиков на другие талоны, на сахар, муку…

Некоторые жители Бурятии, особенно те, которые жили в удаленных селах, продовольственный дефицит ощутили особенно остро.

- Я тогда работал в Закаменском районе учителем, - вспоминает Валерий Мункуев. – Пошел я к одному из прогульщиков. Семья сидит за столом и «кашу» ест. Но какого-то она странного вида. Оказалось, что они комбикорм кипятком залили, раздобыли где-то масла подсолнечного, заправляют им и так питаются. Детям было не до школы. Потом выяснилось, что полсела жило на комбикормах.

Во времена безденежья люди начали искать альтернативные источники заработка. В основном пытались что-нибудь купить, обменять и потом перепродать.

- Помню случай, когда шел домой со знакомым в районе Саян, к нам подошел мужик со спортивной сумкой, пристал, мол, товар есть, - рассказал Александр Степанов. – Сумку открывает, а там автомат Калашникова. Цена - ящик водки. Мы отказались, конечно…

Резкий рост курса доллара застал многих жителей Бурятии врасплох, особенно тех, кто имел дела с валютой.

- Я как-то занял деньги у коллеги и поехал по делу за границу, - рассказал Олег Ковалев. – Сумма около 500 долларов. Так получилось, что это произошло накануне дефолта. За границей узнали, что доллар скакнул до почти 33 рублей. Приехали, а деньги надо по новому курсу отдавать, чуть ли не в пять раз больше. Кое-как рассчитался.

Вместо вывода

Подобных историй воз и маленькая тележка. Несмотря на то, что для многих граждан дефолт 1998 года стал «черным» периодом в жизни, уже через два года экономика страны продемонстрировала рост. К началу 2000-х социальная сфера стабилизировалась, благосостояние выросло. В народной памяти 90-е, в том числе и экономический кризис, отразились в виде интересных историй и баек. Потому что именно юмор и особенное отношение к реальности, присущее россиянам, помогает пережить трудные и суровые времена.

Автор: Владимир Буяхаев

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях