Главное Популярное Все Моя лента

Обманщик или лама?

Анастасия Марушева
9205

Фото Б. Балданова

Просящими подаяние уже давно никого не удивишь. Но этот человек невольно привлекает внимание

Весной на главной улице Улан-Удэ в пешеходной зоне появился мужчина европейской внешности в одежде ламы. Каждый день на протяжении длительного времени он стоит в одной и той же позе: правая рука за спиной, в левой кружка для денег

Нам он представился как Еше Жамцо и пояснил, что собирает деньги на жизненные нужды.

- Каждый монах должен жить за счет подаяния. Именно за счет подаяний я и живу.

- То есть вы называете себя буддийским монахом? Вы где-то обучались?

- Конечно. Я двадцать три года изучаю и практикую буддизм. Прошло уже пару лет, как я принял монашеский обет и стал буддийским монахом.

- А почему тогда вы стоите на улицах города, а не в дацане, как другие священнослужители?

- Если вы глубоко погружаетесь в предмет, то обнаруживаете в нем множество нюансов. Именно они решают все. Сейчас монаху просто так устроиться в дацан очень сложно, поверьте. Я говорю это, потому что сам не новичок в этой сфере.  Как я понимаю, вы православная? Так вот, если вы хорошо знаете свою религию, там есть священники и монахи. Между ними существуют некоторые различия. Хотя иногда монах может стать настоятелем церкви. Но в основном они живут в монастырях. У нас в Бурятии на данный момент буддизм находится как бы в зачаточном состоянии. В том плане, что монастыри по большей части состоят не из монахов, а из священнослужителей – лам. А между ламами и монахами, которых достаточно мало, существует, естественно, напряжение. Не по вине монахов, а по вине священнослужителей.  Если сказать проще, между ними есть  духовная зависть. Я говорю это не просто так, я сам сталкивался с этим неоднократно. Поэтому на данный момент «мой монастырь» еще не построен.

- Ваш монастырь? Объясните, что это значит?

- Это монастырь, где в равной степени были бы и монахи, и священнослужители, но где бы соблюдалась только монашеская дисциплина. Я не буду говорить за священников. Вы же знаете, в вашей епархии тоже не всё гладко. Святых людей мало. Самое печальное, что людей, которые стремятся реально к святости, не очень много. Вот такая вот ситуация. Не очень, я бы сказал, благополучная.

- Вы знаете, сейчас в социальных сетях о вас многое пишут и даже называют «мошенником».

- Это вполне закономерная вещь. Когда человек реально идет по духовному пути, его начинают обвинять во всех смертных грехах. Если какой-то человек серьезно встает на путь, хоть христианства, хоть буддизма, на него обрушивается шквал ложных обвинений, клеветы и ругани.

- А были ли у вас проблемы с правоохранительными органами?

- Как же без этого? На меня одно время писали заявление в милицию, угрожали тюрьмой только за то, что я практикую учение. Это вполне нормально. По-буддийски  это называется «сжигание кармы». В этом нет ничего страшного. Это не смертельно. По-моему, это вполне закономерно.

- А почему именно буддизм? Вы не пробовали изучать, например, христианство или мусульманство?

 - Конечно, в своё время я изучал все системы. Остановился на буддизме. Осознанно сделал свой выбор, потому что буддизм и буддийская система дали ответы на все мои вопросы. Из других систем люди почему-то уходили. Даже не почему-то, а по причине того, что они не могли найти ответы на вопросы, которые у них возникали. Ну, если человек дотошно выбирает истину, которая его устраивает, в этом ничего страшного нет.  Мои верования были разными - от христианства до буддизма. В свое время, примерно в 90-х годах, когда в Улан-Удэ было множество представителей почти всех конфессий, исключая, может быть, мусульман, я обошел их, знакомился, разговаривал, углубленно задавал вопросы. Ну, вы знаете, можно легкомысленно идти по поверхности, а можно углубленно. Углубленных людей, как вы знаете, очень мало. Возьмите специалистов. Сколько хороших врачей? Единицы. Сколько хороших учителей? Единицы.  Сколько настоящих духовных людей? Тоже единицы. Все остальные люди, к сожалению, любят жить, не напрягаясь, и плыть по течению. Это очень печально.

Никакого отношения не имеет

В интервью известному блогеру Алдару Гунтупову этот блогер уверял, что имя Еше Жамцо получил от лидера общины «Ринпоче-центр» на Лысой Горе.

- Я получил его 30 июля 2012 года от Еше Лодой Ринпоче, когда принял от него монашеские обеты гецула. Мое светское имя Владимир Владимирович Духовников, – рассказал он блогеру. - Так как я получал монашеский обет от Досточтимого Еше-Лодой Ринпоче, то, естественно, отношусь к общине, концентрирующейся вокруг него.

Мы обратились в эту общину. Помощник Ело Ринпоче геше лхарамба Тензин-лама категорически отверг слова Еше Жамцо о том, что он ученик тибетского Еши Лодой Ринпоче.

- О мужчине, который называет себя Еше Жамцо и собирает подаяние на Арбате, я слышу впервые. Официально могу заявить, что никакого отношения к нам, и в особенности к уважаемому Еше Лодой Ринпоче, он не имеет, – заявил Тензин-лама. - Не знаю, чего он хочет добиться, но этот человек никогда не обучался у нас и уж тем более не принимал монашеский обет. Что касается духовной зависти, это его личное мнение. На мой взгляд, в дацанах такого не было, нет и не будет.

Справка

В старину таких лам называли «ба́дарчин» - бродячий лама, монах-паломник у монголоязычных народов. Термин от санскритского слова «бадар патра» — чаша для сбора подаяния. Бадарчинами называли как монахов, по каким-то причинам изгнанных из монастырей, так и специально снаряжаемых лам-паломников. Считается, что такие бадарчины получали знания в монастырях по минимальной программе. Может, поэтому в народе так была популярна поговорка «В местах, где бадарчин бывает, прегрешений всяких много, а в тех местах, где мухи водятся, там и личинок-червяков много».

Ученый Наталья Жуковская пишет:

- Ночевали бадарчины где придется — и в юрте бедного арата, и, если повезет, в доме нойона, и, конечно, в больших и малых монастырях, где имелись специальные дома для странников. Большие оседлые монастыри всегда слу жили центром притяжения окрестного населения — туда шли на богомолье, на большие праздники-хуралы, сроки проведения которых заранее вычислялись по лунному календарю, шли поклониться святыням, принести большие и малые жертвы, совершить обряд обхождения святого места. Были среди пришлого населения и странствующие монахи. Монастырский устав позволял им три дня жить в монастыре — небольшая передышка на далеком пути. У странников отбирали котомку и посох, три дня их поили и кормили за счет монастыря. Тем, кто хотел задержаться подольше, приходилось отрабатывать свое пребывание. Если ты гелонг или гецул, пожалуйста, участвуй в богослужении. А если ты банди или хуварак, подметай двор, разноси еду или чай, обходи мирян с блюдом для пожертвований — работа всегда найдется.

Читать далее