Бизнес
6374

Работникам ЛВРЗ предлагают уйти «по собственному»

Ситуация с сокращением штата на Улан-Удэнском ЛВРЗ с каждым днём становится всё интереснее

Фото Марк Агнор

Хотя официальные списки уволенных работников обнародуют только в начале мая, руководство уже делает всё возможное, чтобы понести минимальные убытки от массового высвобождения сотрудников.

Предложение руководства уйти с предприятия по собственному желанию вместо того, чтобы уволиться по сокращению – лишь одна из проблем, скрытых от посторонних глаз. Давление на тех, кто хоть как-то стремится отстаивать свои права, отсутствие реальной помощи со стороны профсоюзов, мизерные зарплаты и постоянный страх потерять даже эти деньги в последнее время стали для заводчан нормой.

Информационная блокада

До поры до времени ни точное количество людей, которые будут уволены, ни их имена не разглашались. Работникам приходилось довольствоваться телевизионными новостями и слухами, доносившимися из-за закрытых дверей администрации предприятия. 8 апреля руководство, наконец, прервало молчание. Исполняющий обязанности директора ЛВРЗ Сергей Заборских сообщил СМИ, что речь идёт об увольнении нескольких сотен сотрудников, а никак не 1600 человек. По его словам, количество реально высвобождаемых работников составит в пределах 10% от текущей численности персонала.

Как рассказывает один из работников завода Александр Малешкин, уведомление о сокращении председатель профкома завода Валентин Нарожный получил ещё 27 марта. Но трудовому коллективу об этом по каким-то причинам не сообщил и собрания не провёл. С момента получения уведомления до письменного обращения к главе Бурятии прошёл довольно приличный срок. В течение нескольких дней господин Нарожный решал какие-то «организационные вопросы». А рабочим пояснил, что разъяснить ситуацию им должны были начальники цехов.

- Я говорю: вы профсоюз и с начальниками цехов решаете такие проблемы? Начальники цехов не заинтересованы, чтобы такая информация «выплывала» раньше времени – тут, как говорится, и производительность труда может снизиться, когда в голове у людей разброс, – считает Александр.

«Неугодные» люди

Списки людей, которые попадут под сокращение, находятся «на стадии согласования» с начальниками цехов. Сколько человек попадёт в них, никто не знает. Но уведомления об увольнении уже несколько недель «гуляют» по заводу. По официальным данным, под сокращение попадут самые неэффективные сотрудники.

- Было собрание и нам сказали, что соберут комплексную комиссию, которая будет проверять, кто как работает, кто справляется со своей работой, кто не справляется. Последних пообещали увольнять, – объясняет работник ЛВРЗ Владимир Миленко.

На деле, по словам заводчан, всё обстоит наоборот. На заводе предпочитают избавляться от тех, кто проработал 4-5 лет, кто знает свои права лучше вновь прибывших и старается эти права отстаивать.

- Те, у кого небольшой стаж, не знают своих должностных обязанностей и делают то, что им скажут, вне зависимости оттого, заплатят им за это или нет, – рассказывают работники. – Такие люди очень удобны, а те, кто задают вопросы, неудобны.

Наказание за пикет?

Александр Малешкин и Владимир Миленко – одни из немногих работников ЛВРЗ, которые не побоялись открыто выступить против массового увольнения на предприятии. Они вышли на пикет с плакатами 7 апреля. А вскоре стало известно, что Александр попал под сокращение. Уведомление ему вручили, но состоится ли увольнение, пока неизвестно. Как пояснили infpol.ru в центре занятости населения Улан-Удэ, завод передаст списки высвобождённых рабочих только в начале мая. По предварительным данным, уволить собираются не более 300-400 человек.

- Списки мы получим в мае, и уже потом будем с ними работать, – рассказал начальник отдела анализа и мониторинга рынка труда городского Центра занятости населения Сергей Жерлов. – Пока конкретных цифр нет, но под сокращение попадут не более 300-400 человек.

Но если для руководства предприятия эти три-четыре сотни – «незначительная потеря», то сами работники так не думают. Своей акцией протеста Александр и Владимир хотели донести до начальства и правительства республики, что заводчане и все их семьи оказались бессильны перед грядущим сокращением, а профсоюз, который должен отстаивать интересы трудового класса, бездействует.

Впрочем, связано ли уведомление об увольнении, которое вручили Александру, с пикетом, рабочие утверждать не берутся. Возможно, это стало поводом «подвести» его под сокращение. Официальной же причиной руководство по-прежнему называет модернизацию на производстве, которая влечёт за собой необходимость перераспределения трудовых ресурсов и оптимизацию среднесписочной численности работников в целом.

По мнению коллег, Александр Малешкин, работающий на ЛВРЗ газоэлектросварщиком, просто стал для руководства «ненужным человеком», который «вытаскивает на поверхность то, о чём говорить не следует».

Неэффективная модернизация?

Об автоматизации производства, которая, по уверению руководства «Желдорреммарша», и послужила причиной для сокращений, у рабочих немного иное мнение. По их словам, объединение цехов и сокращение ставок (с последующим «слиянием» должностей) эффекта не даст. Заработную плату никому не увеличат. А открытие новой линии по ремонту локомотивов  в декабре 2013 года, которое, по идее, должно было стать первым шагом на пути к увеличению объёмов производства, так ни к чему и не привело.

- Кроме новых лампочек, покрашенных стен, заменённой проводки там ничего нет. Две-три единицы нового оборудования для производства ничего не решают. Может, на каком-то узком участке и есть эффект, но на всём заводе и даже на конкретном цехе это не сказывается, –  говорят рабочие. – Почему убирают высококвалифированные ставки – четвёртый, пятый разряд? Чтобы после сокращения с 1 июля начать набирать новых людей на временную ставку. Льгот им не выплачивают.

Таким образом, за работу на уровне 3-4 разряда им заплатят по заниженному тарифу. То, что руководство считает увеличением производительности труда, рабочие называют усилением эксплуатации.

Но и это не всё. Новая поточная линия по ремонту локомотивов, которая, по идее, должна была сократить время починки почти в четыре раза – с 20 дней до пяти, не дает эффекта. В заявленные сроки работники не укладываются.

- Они не могут выполнить по этой новой технологии план: за пять дней выпустить локомотив не получается. Потому с заводоуправления начинают «снимать» инженеров–конструкторов, технологов – и отправляют туда. И они за свой оклад, не по расценкам, не по нормам, занимаются ремонтом локомотива. Свою работу, согласно должностным обязанностям, они не выполняют. От этого страдают другие подразделения завода, – объясняют рабочие.

Тем не менее, все молчат. Потому что любое выражение недовольства сразу ставит сотрудников под угрозу увольнения.

Напишите по собственному

Кое-какие «бонусы» заводчанам всё же сулят. Например, тех, кто, не дожидаясь сокращения, напишет заявление по собственному желанию, обещают впоследствии трудоустроить в первоочерёдном порядке. Говорят, что так работники сделают «доброе дело» заводу, ведь платить выходные пособия уволившимся «по собственному» работодатель не обязан. Неудивительно, что заводчане этим обещаниям не верят.

- Тут палка о двух концах, – считает Александр Малешкин. – В 2009 году была похожая ситуация: людям точно так же взяли и, грубо говоря, «проехались по ушам». Когда же они пришли устраиваться заново через какой-то промежуток времени, когда опять пошёл набор на завод, им говорят: «Кто вам обещал, тот и пусть вас принимает на работу». Люди остались социально незащищёнными.

Работники озвучили предложение – составить  договор, в котором бы председатель профкома ЛВРЗ Валентин Нарожный выступил гарантом между работодателем и трудовым коллективом. Однако здесь есть одно «но». Покидая место работы добровольно, член профсоюза автоматически перестаёт быть таковым. После этого никакой ответственности за бывшего работника профсоюз уже не несёт и, соответственно, фактической силы такой документ иметь не будет.

Отсрочить увольнение

Согласно правительственному постановлению «Об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения» №99, городской совет депутатов может отсрочить сокращение штата завода на полгода. Но и тут всё не так просто. Во-первых, требуется согласование с профкомом ЛВРЗ и городским центром занятости населения. Профком, по мнению сотрудников, вряд ли встанет на защиту их интересов, ведь переговоры с Нарожным пока ни к чему не привели. Во-вторых, реализация постановления напрямую зависит от уровня безработицы в республике. Оно действует только в случае массового высвобождения. А увольнение 300-400 человек в Центре занятости «массовым» не считают. Тем не менее, рабочие намерены «продвигать» документ в улан-удэнкий Городской совет депутатов. Других способов удержаться на своём месте ещё какое-то время они не видят.

Проблема массового высвобождения была также озвучена 24 апреля на сессии Народного Хурала. Депутаты внесли в протокол поручение о создании специальной комиссии по урегулированию ситуации на ЛВРЗ. В её состав войдут представили Министерства промышленности и торговли, центра занятости населения и других профильных учреждений. Рабочие надеются, что это позволит и им самим поучаствовать в принятии решений, связанных с сокращением. Пойдёт ли руководство завода навстречу сотрудникам и удастся ли достичь каких-то договорённостей, покажет время. Но работники уверены: эта ситуация требует поддержки со стороны властей республики и, возможно, даже российского правительства.

Автор: Татьяна Родионова

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях