Свое мнение об изучении бурятского языка высказал на минувшей сессии Народного Хурала ректор Бурятского государственного университета
– Когда анализируешь политическую, экономическую ситуацию в стране, в мире, формируется впечатление, что первый акцент, который сделали развитые страны, – это акцент на образование, на науку, на новые технологии. К сожалению, в нашей стране мы пока такого акцента не чувствуем. Такое обсуждение законопроекта об образовании говорит о том, что жители Бурятии озабочены будущим своих детей и внуков. Разногласия есть по языкам образования. Да, у нас два государственных языка, но общественная активность и недоверие наших жителей связаны с тем, что в течение ряда лет население не чувствовало государственной политики в отношении бурятского языка. Шаги какие-то были, но они носили несистемный характер. У населения не создавалось впечатления о перспективах развития ни русского, ни бурятского языков. Вы, наверное, знаете, что состояние русского языка в России и республике не очень благополучное. Если говорить об изучении русского языка за пределами нашей страны, то в последние годы идет активное сужение ареала изучения языка. Для этого есть определенные причины. В самой Российской Федерации теряется статус классического литературного русского языка. Мы постепенно переходим на некие жаргонизмы. Калькируем многие слова и выражения из иностранных источников. В результате происходит массовое искажение русского языка.
Конечно, позиции бурятского языка надо усиливать, а государственные чиновники должны говорить с позиции закона и Конституции Бурятии. В связи с этим мне весьма интересно желание убрать статью 11 из закона об образовании. Наверняка нужна серьезная подготовительная работа, которая должна начаться уже с завтрашнего дня. Например, в 90-х годах в Верховном Совете Бурятии был принят закон о бурятском языке. Для депутатов, работающих на постоянной основе, были организованы курсы бурятского языка. Почему Народный Хурал пренебрегает исполнением закона до сих пор? Матвей Матвеевич, в чем дело? Почему мне приходится подсказывать соблюдать Конституцию и законы? Если бы я в прошлый раз не сказал, до сих пор носили бы антиконституционный значок. Я считаю, что закон об образовании надо принимать, но в первом чтении. Нонсенс – принимается закон об образовании, но не указывается язык образования. Он изъят из закона, получается, что это не закон об образовании. Мы же его не для крупного рогатого скота принимаем, а для людей, чтобы они говорили, писали, преподавали на каком-то языке.
Общество
3247