Общество
2907

"ИП" 1000 номеров назад…

Старейшие сотрудники «Информ Полиса» рассказали, как они пришли работать в газету и какими были первые номера

«Информ Полис» – мужчина средних лет с большим будущим»

Человеку, не знакомому с издательским домом «Информ Полис», трудно поверить, что таким огромным предприятием «рулит» хрупкая женщина. Это она – наша Соелма Дагаева. С улыбкой она признается: «Мой любимый день - среда». Нетрудно догадаться, почему.

СБ.jpg

- Когда мы с мужем окончили университет, вернулись в Улан-Удэ. Слава пытался устроиться в «Правду Бурятии», потом в «Молодежь Бурятии». В те времена это были самые раскрученные издания, все мечтали там работать. В этих газетах не было вакансий, поэтому мы решили открыть что-то свое.

В первых номерах «Информ Полиса» было мало страниц, газета была черно-белой и выходила форматом А4. Хороший знакомый нарисовал нам символ: кота Фому Полисова. Тогда многие тексты мы писали от лица Фомы. Дети тех лет, можно сказать, выросли на этом коте. Со временем мы переименовали его в Полисенка.

 А тогда у нас еще не показывали знаменитый мультфильм «Гарфилд», и потом оказалось, что этот кот Гарфилд вылитая копия нашего Фомы! Продавались сувениры с Гарфилдом, а дети кричали: «Смотри, Полисенок продается!», а взрослые говорили: «Вы уже и сувениры с Фомой начали выпускать?».

Сначала я работала в отделе рекламы. В то время этому делу не обучали, все делали по интуиции. Очень популярными были наши объявления, рубрики типа «Ау». Забавная рубрика, которая заменяла сегодняшние SMS. Помню, часто девушки писали: «Парень в черной кожаной куртке и в черной шапке-обманке, который ехал в таком-то трамвае, ты мне понравился, откликнись!». А в то время почти все парни ходили в черных куртках и шапках-обманках.

Группа социологов как-то проводила интересное исследование. Они опрашивали людей и просили сравнить их города с людьми. Так, Петербург по результатам опроса получился высоким интеллигентным мужчиной в плаще и шляпе, а Париж – несколько разбитной, эпатажной дамой. Если сравнить «Информ Полис» с человеком, то у меня вырисовывается мужчина средних лет. Он справедлив и умен, честен и силен. А еще у него большое будущее.

«Информ Полис» сегодня прародитель нескольких других изданий: журнала «Итоги», бесплатной газеты «Окна Бурятии», газеты бесплатных объявлений «Толстяк», популярного сайта infpol.ru. Кроме того, мы издаем популярную в России газету «Комсомольская правда» в Улан-Удэ. Это очень интересный проект – все избавляются от ежедневок, а мы, наоборот, приучаем.

Мы хотим доносить до людей новости каждый день, свежими, а не с недельной запоздалостью. Самое главное, у каждого издания своя аудитория. От «ИП» пошли также типография «НоваПринт» и сеть продаж периодической печати «Свежая пресса». А впереди у нас еще много планов.

«Главвред» - иногда хихикаю я, делая сокращение не от «главного редактора», а от «главного вредителя». Но это любя, конечно. Не любить нашего «главвреда» Тимура Бадмаева сложно. В своем рассказе о первом редакторе он упомянул «бесноватый редакторский огонек». Так вот. Он тоже обладатель такого «огонька».

тимур.jpg

«Поток моего сознания редактор завернул обратно…»

- В «ИП» я появился в 1995 году. Главным редактором тогда был Вячеслав Дагаев. А я в тот период пробовал себя на бурятском телевидении и помню, как после одного события решил свои мысли, которые не вошли в кадр, положить на бумагу и отдать в газету. Поток моего сознания, как водится, редактор завернул обратно, но зато я познакомился с Михалычем и увидел блеск в его глазах. Эдакий бесноватый редакторский огонек )))

Поэтому в следующий раз я написал именно то, что было необходимо. А вот о чем тогда написал – хоть расшибись, не помню. Потом были еще материалы, еще. И вот в какой-то момент Слава Дагаев сказал, не пора ли мне перебраться в штат редакции. Вот так я и начал работать в «ИП».

Газета в то время была формата А4 и, чтобы ее прочитать, приходилось ее резать по линии сгиба. Сейчас это кажется варварством, но было так. Журналистами были я и Дима Родионов, и мы фактически вдвоем делали всю газету. Коллектив у нас был маленький и очень дружный. Все радости и печали делили вместе. Помню, нашу редакцию обокрали и многие принесли из дома технику и буквально на коленках мы сделали очередной номер.

К концу 90-х газета выросла в то, что уже тогда можно было назвать издательским домом. Как это обычно бывает, появились новые идеи, новые люди. В какой-то момент мне показалось, что не по пути, и я ушел, чтобы заняться своим проектом.

Будучи редактором «ИП» тогда и сейчас, я вижу, как изменилось время, как изменились технологии. Если в 90-х заурядным явлением были тексты, написанные от руки, которые потом набирали девочки из компьютерного набора, то сейчас это уже каменный век. А еще в те годы не было такого количества разных ведомств и пресс-служб. Поэтому первые лица были доступнее и срочную информацию мы получали из первых рук. Да и люди были гораздо откровеннее, чем сейчас.

«Не разделяю себя и «Информ Полис»

Когда Олю Бабаринову, руководителя службы распространения, спрашиваешь о том, когда она пришла в «ИП», Оля делает «страшные» глаза: «Столько не живут! В общем, очень долго…».

Оля.jpg

Я пришла в «Полис» еще будучи студенткой. Подружка работала в газете наборщицей и попросила как-то ее заменить. Так и осталась. В те времена журналисты писали от руки, а мы потом набирали их тексты на компьютере. Такой профессии сейчас нет. Отчетливо помню то ощущение, когда взяла в руки номер газеты, в котором я принимала участие. Удивительное чувство причастности к созданию номера, даже счастья, что ли…

Атмосфера была, да и осталась очень дружная. Я не разделяю себя и «Информ Полис», никогда даже не задумывалась, что могу работать в другом месте. Не могу воспринимать газету как читатель, потому что знаю, как и кто делает очередной номер. Для меня газета – это мои коллеги, живые лица.

Сложно сравнивать, чем отличается моя работа «тогда» и «сейчас». Сегодня у меня совсем другие обязанности. Я отвечаю за то, чтобы наши читатели своевременно получали свежую газету. Да, изменилось многое. Одно осталось неизменным – теплые отношения в редакции.

«Подумали, что устроился по «блату»

«Я по объявлению пришел. Набрали тут всяких по объявлению, понимаешь», - добродушно шутит Николай Козичев, рассказывая о своем приходе в «Информ Полис».

коз.jpg

Я пришел, кажется, в 2001 году. На место верстальщика был конкурс. Захожу в «Информ Полис», а тут люди сидят, книжки читают, к конкурсу готовятся. А тогда все верстальщики друг друга знали. Смотрю, сидит знакомый, главный дизайнер «ИП» Слава. Говорю: «Здорово, Славик!». Ну все на меня посмотрели и подумали, что по «блату пришел».

Взяли меня сначала простым верстальщиком, делал телепрограмму и гороскоп. Сейчас, конечно, многое изменилось. Я за годы работы сделал два редизайна газеты, то есть полностью менял внешний вид «Информ Полиса». Такие изменения иногда необходимы. Газета должна подстраиваться под вкусы читателей. Меняются времена, меняются потребности, поэтому и газета должна меняться и всегда выглядеть современно.

«Переживаю за своих девчат»

«Дядя Саша» - ласково называют нашего водителя Санжижапа Зандакова все и даже его ровесники. На ровесников он обижается: «Ну какой я тебе дядя Саша, мы ж одного возраста!». Но это словосочетание так приелось к его образу, что, кажется, даже незнакомые люди знают, что он, дядя Саша, родной человек. Это больше чем имя. Это – бесконечное уважение и признание коллег.

ДЯДЯ САША НАШ.jpg

Уж не помню, когда пришел – в 1995 или 1996 году. Я сам деревенский. Приехал в город другу помогать дом строить. Тут брат двоюродный говорит: «Машина нужна, до Иркутска ездить». Я и пошел.

В то время мы печатали газету в Иркутске. С утра выезжали с Вячеславом Дагаевым из Улан-Удэ, а ночью уже с пачками газет – в Улан-Удэ. Старались ехать без остановок. Даже обедать не останавливались, в машине бутерброды жевали. Разные поездки были, и веселые, и опасные. Зимой едешь – гололед, дороги не видно. Иногда дорогу так заметало, что ее перекрывали гаишники. Нас все-таки пропускали, когда мы объясняли: «Мы из «Информ Полиса», нам срочно надо!».

Коллектив тогда ой какой дружный был. Хорошо, весело жили, поддерживали всегда друг друга. Не было разделения на начальников и подчиненных, все называли друг друга на «ты». Сейчас тоже веселый коллектив.

Стараюсь чаще ездить в командировки по районам. Почему? Люди там другие совсем, интересные. А еще за девчат своих переживаю. Разные задания в районах бывают, опасные. Поэтому стараюсь сам с ними ездить… Как за них не переживать-то?

Автор: Валентина Габышева

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях