Общество
11438

Улан-удэнец рассказал о том, как обманывал банки

Улан-удэнец, назвавший себя Робин Гудом, рассказал о том, как можно обмануть банки, не выплачивать кредиты и не бояться расплаты за долги

Около 80 процентов россиян находятся в кредитных долгах. Половина из них испытывает большие трудности при расплате с банком. Брать кредиты легко, а вот отдать их сложно. Должники, потерявшие веру в будущее, кончают жизнь самоубийством, спиваются или уходят из семьи. Тема кредитования стала очень актуальной для жителей Бурятии, и «круглый стол» мог стать очень интересным. Но из-за эпидемии гриппа обсуждение вопроса несколько раз переносили на более поздние сроки, поэтому в этот день пришли не все. Той остроты, которой добивались организаторы проекта, не получилось. Тем не менее, свое мнение высказали представители Сбербанка, Управления судебных приставов и политических партий.

«Обманывал ради принципа»

Героем «круглого стола» стал житель Улан-Удэ, который, однажды попав в долговую кабалу, решил разобраться в работе банковской системы и перехитрить ее. Он не стал называть своего настоящего имени, а лицо скрыл под маской.

Робин Гуд:

— Много лет назад я взял кредит и вовремя выплачивал его, пока в 2008 году не грянул кризис. Потерял работу и выплачивать долг стало нечем. Банк нанял коллекторскую службу: к нам домой каждый день приходили люди. Семья жила в постоянном стрессе. Потом нам предложили взять кредит в другом банке и погасить основной долг. Однако это оказалось обманом, и я был втянут в цепочку долгов. Выхода не было, кроме как обмануть систему. Взяв несколько кредитов, я понял, что банки занимаются мошенничеством. Начал искать информацию в Интернете и разбираться в схеме предоставления кредитов. Вокруг меня было много людей, попавших в долговую яму и я начал их консультировать. Делал это ради принципа, как Робин Гуд, который спасал обманутых от долговой удавки.

Самое простое — автокредит. Банк легче идет на кредит, когда он уже обеспечен залогом, в нашем случае автомобилем. Даже если работники банка видят, что ты неплатежеспособен, все равно дадут автокредит. Если машина разбивается или ее угоняют, утрату возмещает страховая компания — банк ничем не рискует. Схема действует просто: получаешь деньги — покупаешь машину. После регистрации у тебя есть три-четыре дня, чтобы заложить машину: ты можешь ее не отдавать, а сразу перепродать, а можешь отдать в банк и сразу же написать заявление в ГИБДД о том, что потерял документы. Тебе выдается дубликат.

Самое интересное, что в банках нет учета реестра заложенного авто. И ты можешь один автомобиль перезаложить в нескольких банках. Потом уезжаешь в Монголию — обставляешь все как угон автомобиля, и все.

Экспресс-кредит. У банков своя методика определения платежеспособности человека. Они рисуют психологический портрет: спрашивают, есть ли растения, собака, как зовут, давно ли завели? Это система, а любую систему можно обойти. У меня появился азарт: а смогу ли я обойти эту систему?

Подобрал бомжа: отмыл, откормил, одел, обул, позанимался с ним недели три, научил говорить. Приходит он в банк. А как у нас в обществе определяют крутого человека? Одет хорошо, причесан, часы дорогие, ездит на машине. На официальные данные банки не могут опираться, потому что формально мы все бомжи. Ни у кого ничего на себя не записано. У нас вся страна такая. Все ездим на дорогих авто, отдыхаем за границей, а на счетах ничего нет...

Бомжу дали кредит!

Раньше было популярно использовать подставные фирмы. Крупная строительная фирма выигрывает тендер на строительство, получает 10 млн. рублей (можно с откатом). Но как обналичить средства? На счета подставной фирмы начисляются плата якобы за стройматериалы, услуги. Фирма отдает наличные за вычетом своего процента. Как правило, больше года эти фирмы не живут, чтобы не привлекать к себе внимания. Тут появляется неплохая возможность взять на них кредит. Приходим в банк, просим кредит на развитие — никаких подозрений возникнуть не может. Фирма работает, перегоняются огромные суммы туда-обратно. Все легально, только вот через пару недель фирма закрывается и ее словно и не было.

Бато Багдаев, представитель КПРФ:

«Каждый четвертый ребенок ложится спать голодным»

— В рамках программы социально-экономического развития Бурятии до 2020 года предусматривается, что через 10 лет 15 процентов населения республики будет оставаться за чертой бедности. Эти люди будут получать денежные доходы ниже прожиточного минимума, а значит, меньше 5 тысяч рублей в месяц. Примерно такое же количество населения Бурятии будет получать чуть больше этой суммы. Получается, что к 2020 году 300 тысяч человек в нашем регионе будут находиться на грани выживания. Сегодня в Бурятии 400 тысяч человек каждый день живут в впроголодь. Можно с уверенностью сказать, что каждый четвертый ребенок ложится спать голодным. К такой ситуации привела антинародная политика государства.

«Извините, эти деньги пошли на погашение процента»

— Помните, как широко предоставлялись банковские и ипотечные кредиты несколько лет назад? Но за них нужно было расплачиваться, и население оказалось в долговой яме. Люди закладывали свои дома, квартиры, машины, а в 2008 году грянул экономический кризис. Как раз в это время правительство России создало агентство по ипотечному жилищному кредитованию, которое в массовом порядке выкупило кредитные закладные. До сегодняшнего дня все суды Бурятии завалены исковыми заявлениями этого агентства. У людей отбирают купленное жилье, с них взыскиваются все ипотечные кредиты, начисленные проценты. Кабалой на должников ложатся так называемые пени. За просрочку приходится платить от 0,1 до 0,2 процента в день — это почти 76 процентов годовых. Гражданское законодательство построено таким образом, что достаточно на один день просрочить выплату кредита, как автоматически начисляются пени. Человек приходит оплачивать свой долг, а в банке ему говорят: эти деньги пошли на уплату пени. Он приносит еще одну сумму, а в ответ: извините, эти деньги пошли на погашение процентов. Таким образом, россиянин оказывается в замкнутом круге. Он разоряется. Я не раз был свидетелем таких случаев. Банковская политика в России привела к тому, что многие семьи распадаются, происходят трагедии.

«Давать и брать деньги под проценты большой грех»

6.jpg

Хамид, заместитель имама общины мусульман в Улан-Удэ:

— Господь Бог не разрешает давать или брать деньги, чтобы потом платить за них проценты. Можно купить товар, а потом с прибылью его продать, но деньги — это не товар. Те, кто берет, и те, кто дает деньги под проценты, получает большое наказание. В исламе это считается огромным грехом и по своей тяжести приравнивается к прелюбодеянию с собственной матерью.

Давать в долг можно, но никак не под проценты. Тем более что в банках изначально кроется обман: вместо обещанных 11 процентов людям приходится отдавать за просрочку, за обслуживание и т.д. В итоге выходит не менее 30 процентов.

«Не стоит все сваливать на банки»

5.jpg

Валентина Ербанова, начальник отдела по работе с просроченной задолженностью населения Бурятского отделения Сбербанка:

— Вы возлагаете на банки ответственность за ту ситуацию, которая сложилась у нас в стране. По-вашему, банки виноваты в том, что раздали кредиты, забирают квартиры и машины. Но ведь обращаясь в банк, каждый человек оценивает свое финансовое положение, он берет кредит под свою ответственность. Что касается Сбербанка, то проценты, неустойки и ответственность прописаны в договоре, всё прозрачно.

А что касается ситуации, которая сложилась у нас в стране: многие теряют работу, снижается зарплата, тут банк подходит индивидуально к каждому заемщику. Возможны реструктуризация, изменения кредитного договора, отсрочка погашения основного долга на три или на шесть месяцев, возможно увеличение срока кредитования от 3 до 10 лет. Не стоит все сваливать на банки. Каждый заемщик сам должен нести ответственность.

Судебные приставы не разбираются в жизненных коллизиях

4.jpg

Ольга Матвеева, главный специалист-эксперт Управления федеральной службы судебных приставов по Бурятии:

— В нашу обязанность не входит разбираться в жизненных коллизиях, почему человек попал в такую ситуацию. Давать рассрочки и отсрочки судебный пристав не может, тем более вступать в диалог с должником. Но ведь у самого должника есть право обратиться в суд с заявлением об отсрочке платежа. И я не вижу здесь никаких сложностей. Достаточно написать заявление и принести соответствующие документы. Даже в том случае, когда делопроизводство возбуждено в службе судебных приставов и механизм принудительного взыскания долга уже запущен, гражданин имеет право обратиться в суд.

"Весь мой бизнес построен на восьмом шрифте"

2.jpg

Виталий Хонихоев, председатель общественной организации "Правозащита":

— Все помнят героя сериала "Универ" — капиталиста, который говорит: "Весь мой бизнес построен на восьмом шрифте". Это то, что написано в кредитном договоре очень мелко на двух-трех страницах. Я обращаюсь к тем людям, которые находятся в трудной жизненной ситуации. Ни в коем случае не надо предаваться отчаянию. Все можно урегулировать через суд. Думаю, банки не хотят, чтобы люди вешались или спивались. Найдите в себе силы, ведь всё можно преодолеть.

Автор: Жанна Молчанова

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях