Главное Популярное Все Моя лента

Дарья Андреева: "Что сейчас в Бурятии с современным искусством?"


2088

Дарья Андреева родилась и выросла в Улан-Удэ, сейчас учится в Санкт-Петербургском Государственном Университете Культуры и Искусств. Она занимается современным искусством. Дарья -  начинающий искусствовед и координатор арт-группы  «Tajiks-Art»

Дарья Андреева родилась и выросла в Улан-Удэ, сейчас учится в Санкт-Петербургском Государственном Университете Культуры и Искусств  на факультете культурологии и социологии по специальности «арт-менеджмент».

Дарья занимается современным искусством – она   начинающий искусствовед и координатор арт-группы  «Tajiks-Art».

Дома занималась тем же, чем и все дети. Кроме этого, писала стихи и довольно успешно. Возможно, здесь ее помнят как  молодого поэта. Даша продолжает писать до сих пор, но по большей части это публицистика.

- Когда появился интерес к современному искусству?

- Интерес к современному искусству появился в Петербурге – этому способствовала среда, в которую я попала.

- Вы уже успели поработать  в питерской галерее ArtReflex и Центре Современной Культуры «Гараж», расскажите об этом.

- В галерее на должности администратора я проработала год. Это мой первый опыт практической работы с современным искусством. Я изучила особенности галерейного бизнеса, принципы организации выставок, завела много знакомств.  Но дальше захотелось действовать самостоятельно и в других масштабах – работа в галерее все же предполагает ограниченный круг возможностей самореализации. В «Гараже» я работала на главном проекте третьей Московской биеннале современного искусства – выставке «Против исключения». Это был уже другой  опыт   глобального искусства, значительно расширивший мое представление об арт-мире.

  - Даша, для руководства музеев Улан-Удэ актуальна тема привлечения посетителей на выставки.  В художественном музее в этом году ажиотаж был только на выставке Даши Намдакова. В чем ,на ваш взгляд, проблема : в том, что выставки «неправильные» (темы, организация, PR)  или культурная среда в Улан-Удэ неблагоприятна для активной  музейной жизни?

-Я не берусь судить о «правильности» выставок,  а культурную среду можно изменить. В первую очередь, надо заинтересовать молодежь. Должна появиться «мода» на искусство. Музей может заниматься не только выставками, а быть культурным центром, устраивать кинопоказы, лекции, мастер-классы, пусть там даже будет модное кафе, я знаю, что в Бурятии процветает общепит. Такая практика  совмещения нескольких функций в одном месте принята на западе, и это поможет привлечь посетителей.

Выставки Даши Намдакова вызывают ажиотаж в Москве и  за рубежом, я думаю, что его выставка, которая скоро откроется в Эрмитаже, также будет успешной. Это доказывает, что есть огромный интерес к бурятской культуре, который необходимо поддерживать.   

- Вы сказали, что  занимаетесь художественной критикой. Где, в каких изданиях? О чем пишите?

  - У нас в университете был курс «художественная критика». Тогда я впервые попробовала писать об искусстве. Что касается публикаций, их мало, есть, например, статья в каталоге выставки в Манеже. Но сейчас большинство высказываний происходит в Интернете. Я веду livejournal : http://andreeva-d.livejournal.com/, недавно написала статью для блога протестного искусства «ЖИР».

- Какие направления в современном искусстве вам интересны?

  - В первую очередь, медиа-арт. Это новый вид искусства, который использует в качестве средств  современные коммуникационные технологии.  Современная культура  -  информационная, и медиа-арт отражает это состояние.  



- Некоторые ценители искусства считают, что оно закончилось в начале 20 века. Все, что есть сегодня - это псевдоискусство. Вы ,очевидно, с этим не согласны…

 - Я думаю, что эти «ценители» искусство не ценят и не любят. В 20 веке искусство радикально изменилось, но оно не утратило своей сути – отражение мира, а мир тоже меняется.  Вообще,  не люблю разговоры об «искусстве» и «неискусстве», они ни к чему не приводят.

- Как случилось, что вы стали  координатором группы «Tajiks-Art»?

  - Руководитель группы художник Кирилл Шаманов, известный по проектам «0 рублей» и «Гоп-арт»  - мой хороший друг. Он предложил мне выступить с группой на «Арт-Москве 2009». Сотрудничество оказалось удачным. В свою очередь, когда отдел новейших течений Манежа предложил мне сделать спецпроект для выставки «Петербург 2009», я не раздумывая пригласила «Tаjiks—Art».  Теперь на очереди фестиваль «Живая Пермь». Помимо координирования выставочных процессов, я занимаюсь информационным продвижением группы в социальных сетях.

  - Как бы вы описали этот проект для непосвященных людей?

- Группа «Tajiks-art» повторяет на заказ знаменитые перформансы и делает копии известных картин, используя вместо художников гастарбайтеров под лозунгом «Совершенно не хуже и гораздо дешевле!».

Проект расширяется в разных направлениях, сейчас к группе примкнул поэт-гастарбайтер Парвиз Улмас, а специально для «Арт-Москвы» был создан алкоголь на основе крови гастарбайтеров «Tajik Spirit».

  - Все же что это – циничное отношение к современному искусству или, наоборот, доказательство того, что искусство все же есть в этих работах?

  - Существует несколько уровней понимания «Таджикс-Арта». Проще всего, конечно, считать это стебом.  Но не столько над самим современным искусством, а над тем отношением, которое  сложилось по отношению к нему в обществе.  Искусство присутствует в работах гастарбайтеров в ни чуть не меньшей степени, чем в работах художников, которые копируют уже существующие образцы западного искусства, но не заявляют об этом открыто.

Что касается самого проекта «Tajiks-art» -  это новое понимание  искусства, и медиа-арта в частности.

  - Как вообще определить искусство перед тобой или нет? Как именно вы определяете?

  - Я стараюсь придерживать простого принципа «цепляет или нет». Но, как искусствоведу, приходится анализировать гораздо глубже.

  - В Улан-Удэ не так давно была выставка Иркутской галереи «Dias». Это была очень любопытная выставка. Но вряд ли эту коллекцию можно отнести к так называемому актуальному искусству. Я вообще не знаю, как бы восприняли здесь тот же «Tajiks-Art». Хотя, это как раз бы восприняли как стеб. А вот подлинные картины тех художников, которые копируют гастарбайтеры, здесь бы вряд ли оценили. Цены бы точно не поняли. За что платить такие деньги?

  - Цены диктует рынок. У него есть свои механизмы поднятия цен, такие как аукционы. А вообще, цена произведения искусства – вещь довольно условная.

Про выставку «Dias» я слышала – стараюсь отслеживать культурные события Бурятии. Мне бы очень хотелось способствовать развитию современного искусства  у себя на Родине. Кажется, что его  здесь просто нет, зато есть ресурс в виде уникальной культуры, природы  и талантливых людей. У меня есть идея организовать арт-фестиваль на Байкале, арт-туризм мог бы стать перспективным направлением. Приезжающие художники, искусствоведы, кураторы могли бы устраивать выставки,  делиться опытом, «заражая» местную творческую среду.  Тогда  и здесь могло бы появиться новое поколение молодых художников. Надеюсь, эта инициатива получит поддержку со стороны Министерства культуры и жителей Бурятии.

 - Даша, с чего нужно начать?

  - Это интервью – уже хорошее начало. Буду рада, если найдется отклик. Также я  собираюсь встретиться с новым министром культуры Бурятии Тимуром Цыбиковым во время следующего приезда домой  и обсудить эти вопросы с ним.

  - Планируете ли вы вернуться в Бурятию?

  - Я не планирую жить в Бурятии постоянно, но мне хотелось бы проводить здесь больше времени,  чаще приезжать и не только ради отдыха.  Если будет развиваться современное искусство, которое я выбрала сферой своей деятельностьи, для этого будет повод.  

Наталья Уланова, Минкульт Бурятии 

Фото Кати Кравцовой

СПРАВКА

Медиаискусство — это вид искусства, произведения которого создаются и представляются с помощью современных информационно-коммуникационных, или медиа, технологий, преимущественно таких как видео, компьютерные и мультимедиа технологии, интернет. Отдельные группы произведений часто характеризуют, как «искусство новых медиа», «электронное искусство», «цифровое искусство».  технологии, . Отдельные группы произведений часто характеризуют, как «искусство новых медиа», «электронное искусство», «цифровое искусство».

Медиаискусство включает в себя несколько жанров, различающихся в зависимости от типа используемых технологий и формы представления произведений: видеоарт (в том числе VJ-ing), медиаинсталляция (иногда также медиаскульптура), медиаперформанс, медиаландшафт или медиасреда, сетевое искусство, интернет-арт или нет-арт (иногда также веб-арт), саунд-арт.
Читать далее