Азия
8332

«Четырехглазые» собаки Бурятии

Полумистические воспоминания о домашней собаке

Фото: saxius.wordpress.com

Когда я слышу о бурят-монгольском волкодаве «хотошо», мне становится смешно. Потому что у моих дедушки и бабушки была такая домашняя собака с чисто бурятским прозвищем Янгар. 

В детстве я воспринимал его как самого обычного пса. Как и то, как мы за ним ухаживали, кормили и даже хоронили. Только повзрослев, я понял, сколько почти мистической мудрости было в бурятских традициях отношения к собакам. 

В жизненном укладе бурятских чабанов собака была незаменимым и верным помощником. Помню, как в студеные зимы, в пургу наш Янгар не давал стаду разбегаться, приводил отары в стайки. Летом отводил на водопой. Дедушка говорил, что наш Янгар даст отпор любому волку. Был у нашего пса и еще один младший помощник по кличке Банхар. То, что обе наших собаки черные и лохматые,  с рыжими пятнами над глазами, казалось мне само собой разумеющимся. Ребенком я считал, что наши Янгар и Банхар все понимают, но не умеют говорить. Настолько они были умные. Естественно, даже речи не было о том, чтобы ударить собаку. 

- Это «четырехглазые» священные собаки. Они никогда не спят, даже когда закрывают глаза. Верхними глазами они способны видеть всё окружающее, – рассказывала бабушка, ласково поглаживая наших псов, – и даже души людей. Лай таких собак отгоняет злых духов. «Четырехглазая» собака подавляет демонов четырех сторон света. Так что ничего не бойся рядом с ней.

Когда у меня начали выпадать молочные зубы, старшие научили такому обряду: положить выпавший зуб в жир или хлеб и дать съесть собаке. При этом приговаривать: забери мой плохой зуб, дай мне взамен хороший. Можно в это не верить и приписать мои хорошие зубы правильному питанию в детстве, но до самого студенчества я не знал проблем с зубами. 

Речи не было о том, чтобы наши собаки голодали или  ели из грязной посуды. Я сам лично следил, чтобы миска наших хранителей дома была чистой. А уж в Белый месяц бабушка готовила собакам особое угощение, говоря, что уж в такой новогодний праздник они никак не должны голодать. Даже ставила отдельные лампадки - зула собакам. 

Наши собаки часто застывали на месте с закрытыми глазами. Дедушка и бабушка говорили, что в это время они молятся о благополучии своих хозяев. Поэтому «четырехглазых» псов называли «зуугин нохой» («молящаяся собака») и говорили, что такие собаки получили благословение самого Будды. Неудивительно, что они должны были переродиться  в следующей жизни в облике человека. 

Когда умер старший пес Янгар, мы с дедушкой понесли его хоронить на высокую сопку. Дедушка отрубил ему хвост, чтобы не мешал при перерождении, и положил под голову Янгара. В рот верному псу положил кусочек топленого масла со словами: родись в следующей жизни человеком! Похоронили мы собаку головой к югу, чтобы в следующей жизни она обрела рождение в Тибете – ближе к Учению Будды. 

Позже я  услышал легенду о том, как предков наших собак привезли буддийские паломники из Тибета. В старину при конфискации имущества у хозяина запрещалось забирать личное оружие и собак, даже щенков. За убийство или жестокое обращение с собакой у такого хозяина могли забрать лошадь. А уж за убийство чужой собаки налагали штраф – двухгодовалого бычка. Нам бы сейчас такие законы! 

В армии я попал служить в Монголию. Каково же было мое изумление, когда я увидел у одного монгольского кочевья точные копии своих Янгара и Банхара. У меня даже слезы навернулись. Я вытащил все, что у меня было с собой съестного, и угостил собак. Хотя нас как советских солдат инструктировали так, чтобы мы обходили стороной отары и опасались черных собак, обмотанных красной тряпкой вокруг шеи. Знание бурятского языка и любовь к собакам позволили мне быстро сдружиться с монгольскими семьями. Там я услышал, что знаменитый монгол-охотник Лувсан с помощью такого пса добыл 22 000 сурков, 200 рысей, 900 волков и 40 медведей. Я даже пожалел, что у моего дедушки не было времени охотиться с нашими помощниками. В Монголии же я услышал, что банхаров там еще называют «бавгар», что означает медведеподобный. Это имя описывает лохматых псов точно так же, как и «банхар» - щекастый. 

Сейчас я живу в городской благоустроенной квартире и не хочу мучить такими условиями большую собаку. Мечтаю, что, когда переберусь в свой дом с большим двором, непременно привезу себе щенка банхара из дальнего бурятского села. 

Аламжи Ц., г. Улан-Удэ. 

А знаете ли вы, что?

  • Этимология монгольского слова «нохой» (собака) имеет корни от слова «нухэр» – первый товарищ, близкий друг человека.
  • В словаре монгольского языка слово «нохой» имеет 142 значения, в которых, выражаясь современным языком, есть понятия о кинологии, собаководстве, селекции. Ни в одном языке мира этого нет. Это говорит о том, что в древности у монголов была богатейшая культура развитого собаководства.
  • Специалисты высшего пилотажа (по-монгольски - «нохойч») могли управлять на облавных охотах одновременно сотнями и тысячами собак! Об этом писал еще Марко Поло. Потом постепенно облавные охоты утратили свою актуальность, а вместе с ними ушло то высочайшее мастерство массовой синхронной дрессуры собак. Но язык сохранил память об этом.
  • Изображения монгольских банхаров встречаются на петроглифах, на могильных камнях, в прикладном искусстве, в скульптуре, в религиозной живописи. Они есть в традициях содержания, воспитания и захоронений самих собак и даже в государственных законах, защищающих собак.
  • В историческом законодательном документе «Халхасский кодекс Монголии» имеется пункт закона, в котором сказано: «Нельзя убивать здорового коня, белокурого гуся, змею, лягушку, турпана, козленка антилопы, жаворонка, собаку. А человек – свидетель убийства – был вправе забрать лошадь у нарушителя». В этом же документе постановлялось, что к неприкосновенному для чиновников и хэшигтенов имуществу причислялись собаки «Банхар», «Тэйган», «Шарайд», а к имуществу, не отбираемому у простого человека, - банхар или его щенок, как самой распространенной собаке. Также при убийстве сторожевой собаки расплачивались двухгодовалым бычком.
  • В монгольских законах того времени, таких как «Кодекс монгольских ойратов» и «Общественный строй Халхи» 1709 года, имелись указания, запрещающие бить и убивать собак.
  • Известно немало случаев, когда после смерти хозяина или его отъезда навсегда банхары умирали от тоски.
  • В народной медицине от монгольской овчарки использовали желудочный сок и составные ферменты слюны: лизоцин и муцин.
  • С 1932 года до Второй мировой войны монгольские овчарки состояли на службе в сибирских войсках НКВД.
  • В 1937 году на 3-й краевой выставке Восточной Сибири в г. Иркутске, в которой принимало участие более двухсот собак региона, монгольские овчарки, принадлежащие колхозным пастухам и питомникам НКВД, взяли все золотые и серебряные медали.
  • Служебные качества монгольской овчарки таковы, что они могут работать как ниже минус 40, так и выше плюс 40 градусов по Цельсию, потому что порода культивировалась на протяжении тысячелетий именно в резко континентальном климате Гобийской части Монголии.

Автор: газета Информ Полис

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях