Дискуссия вокруг намерения российского правительства в очередной раз «слить» Байкал продолжается уже несколько недель. Ранее по этому поводу высказывались представители экологической организации «Гринпис» и международной коалиции «Реки без границ». Жители Бурятии также активно выступают против «понижения», подписываясь под соответствующей петицией на сайте Change.org.
Иркутские СМИ, между тем, констатируют: над Приангарьем нависла нешуточная опасность. Как сообщает портал «Babr24», без воды по вине «зелёных» могут остаться 300 тысяч человек.
- Вот такой парадокс. И этот парадокс – в борьбе международной организации «Гринпис» с энергетиками, – констатирует издание. – Как известно, Байкал в последние годы переживает маловодный период. Это естественный процесс, который случается примерно каждые 40-50 лет. Никакого принципиального вреда озеру он не приносит. Тем не менее, продолжающееся маловодье позволило экологам устроить настоящую истерику и начать атаку на Иркутскую ГЭС.
«Babr24» отмечает: по мнению экологов, после появления гидростанции Байкал, по сути, превратился в водохранилище, а сама ГЭС на Ангаре якобы регулирует уровень воды в озере.
- Это прямая ложь. Действительно, после постройки Иркутской ГЭС за счёт повышения водного базиса Байкал поднялся примерно на метр, что привело к определённым проблемам, в первую очередь – с кормовой базой омуля. Однако в 50-е годы 20 века эти вопросы мало кого волновали, – подчёркивает портал. – Байкал – достаточно устойчивая экологическая система. С течением времени он вернулся в состояние равновесия, кормовая база восстановилась.
«Бурятия получает колоссальные средства»
«Истерику по поводу снижения уровня Байкала начал ещё в 2014 году экс-глава Бурятии Вячеслав Наговицын», пишет «Babr24».
- Его категорически поддержал (бывший) замминистра природных ресурсов Бурятии Александр Лбов. Для начала Лбов заявил, что «без воды могут остаться 27 тысяч человек». Через неделю эта цифра странным образом превратилась в 70 тысяч. Сам Наговицын и прикормленные им учёные плакались по поводу якобы «пересохших колодцев» на восточном берегу Байкала, – говорится в публикации. – История про колодцы оказалась ложью. Ни один человек не остался без воды. Однако тема муссировалась до 2016 года.
По данным издания, в феврале 2016-го член Общественной палаты Бурятии Евгений Кислов заявил, что главный виновник резкого падения уровня Байкала – иркутские гидроэнергетики. И его «поддержал директор Байкальского института природопользования СО РАН Ендон Гармаев».
- Цель, с которой бурятские власти столь агрессивно набросились на иркутских энергетиков, не является тайной. Бурятия получает колоссальные средства из федерального бюджета на охрану и защиту Байкала. Чем громче там кричат об опасности, угрожающей озеру, тем больше этих средств поступает сначала в бюджет республики, а затем – в карманы всех причастных, – уверен автор статьи.
Он предлагает читателям вспомнить «школьную физику».
- В Байкал поступает 63,5 кубокилометра воды в год – через впадающие реки и осадки. Через исток Ангары в секунду протекает 1855 кубометров воды, что составляет 58,4 кубокилометра в год. Ровно столько же воды протекало через исток Ангары и до постройки Иркутской ГЭС. Кто хоть раз был в посёлке Листвянка, тот видел, что исток Ангары – это узкая щель в скале. Через неё в принципе не может пройти больше воды, чем сейчас, – поясняет «Babr24». – Максимальная пропускная способность Иркутской ГЭС – 75 кубокилометров в год – если она будет работать 24 часа в сутки и 365 дней в году. Этого не бывает никогда, так как турбины постоянно находятся на профилактическом ремонте.
Если вообще убрать ГЭС, то не произойдёт ровным счётом ничего. Уровень Байкала опустится всего на метр, как было в 1954 году, пишет издание.
- Больший объем воды из озера не сможет уйти из-за рельефа местности, по которой протекает Ангара. Тем не менее, «Гринпис» утверждает, что в случае увеличения разрешённого стока через ГЭС случится настоящая катастрофа. Катастрофа, между тем, ждёт как раз Ангарск, Усолье, Свирск и Черемхово, находящиеся ниже ГЭС. Все водозаборы указанных городов могут оказаться выше уровня воды. Соответственно, остановятся градообразующие предприятия, наступил полный коллапс в ЖКХ, – сообщает портал. – Именно на недопущение этой катастрофы и нацелено постановление Минприроды. А вот зачем «Гринпис» выступает против постановления – совершенно непонятно.
Против ЮНЕСКО?
Напомним, на днях красноярская региональная общественная экологическая организация «Плотина» направила в Енисейское бассейновое водное управление и Минприроды России письмо. Речь в нём идёт о проекте постановления российского правительства «О максимальных и минимальных значениях уровня воды в озере Байкал в 2018-2020 годах». Согласно документу, в маловодный период этот показатель составит 455,54, а в многоводный – 457,85 метра.
Иными словами, федералы вновь решили «слить» Байкал, как уже было летом 2016 года – дабы в условиях маловодья обеспечить водой жителей Иркутской области. Сейчас проект постановления проходит общественное осуждение на официальном портале правовой информации.
В своём обращении директор «Плотины» Александр Колотов отметил: этот вопрос неоднократно обсуждался на заседаниях Ангаро-Байкальского бассейнового совета и даже рассматривался на 41-й сессии комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО (далее – КВН) в Кракове в июле 2017 года. После он вошёл в резолюцию, где чёрным по белому сказано: КВН «с озабоченностью отмечает решение, увеличивающее допустимые колебания между максимальным и минимальным уровнями озера в 2016-2017 годах».
В ЮНЕСКО Россию настоятельно призвали «разработать оценку потенциального воздействия на окружающую среду (ОВОС) существующих правил водопользования и регулирования на выдающуюся универсальную ценность (ВУЦ) объекта. А ещё – не вводить никаких дальнейших изменений в правила до тех пор, пока не будет полностью понятно, как они влияют на состояние озера. Тем не менее, эти требования проигнорировали.
В КРОЭО «Плотина» пришли к выводу, что вышеуказанный документ противоречит решению конвенции об охране Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО, Конституции страны и федеральному закону «О международных договорах Российской Федерации». О чём Александр Колотов уведомил Енисейское БВУ и Министерство природных ресурсов. Кроме того, он призвал ходатайствовать перед правительством России об изменении текста проекта постановления, чтобы исключить «возможность произвольного изменения уровня Байкала».
Москва поддержала иркутян
Отметим, действовавший ранее закон не позволял Байкалу упасть ниже 456 метров. Ограничение диапазона ввели в 2001 году. С тех пор возникла проблема с Иркутской ГЭС: поскольку из-за запрета возможности максимально увеличивать выработку электроэнергии на Ангаре у неё не было.
В 2014 году учёные из Приангарья выступили с предложением увеличить сброс из озера – несмотря на катастрофическое обмеление. Высказывалось мнение, что это поможет решить проблему малой водности рек, которая создаёт неудобства у энергетиков Восточной Сибири.
В январе 2015-го года проблемой озаботились власти Бурятии. Экс-глава республики Вячеслав Наговицын на одном из планёрных совещаний поручил министру природных ресурсов Юрию Сафьянову рассмотреть информацию экологов о последствиях обмеления. Одной из основных причин снижения уровня воды назвали деятельность энергетиков из Приангарья. На Байкале даже ввели режим повышенной готовности. Тем не менее, в Москве всё же поддержали инициативу иркутян.
Весной 2016-го жители прибрежных районов Бурятии жаловались, что многие мелкие реки и озёра пересохли, а из колодцев и скважин начала исчезать вода, да и качество ее заметно ухудшилось. Но, несмотря на это, федеральные власти заявили о намерении расширить границы уровня воды с 1 метра до 2 метров 31 сантиметра. Минимальный показатель, таким образом, составил 455,54, а максимальный – 457,85 метра. Соответствующий документ, как уже говорилось выше, вступил в силу спустя несколько месяцев.
Кстати, против этой идеи выступали депутаты Госдумы. Бывший сенатор от Бурятии а ныне – академик РАН Арнольд Тулохонов отмечал, что позиция Росводресурсов лоббирует интересы хозяйствующих субъектов. Позднее он признал: решение «слить» Байкал было вынужденным.