Серебряная стрела 2017
9617

Как в Бурятии бизнес-леди сражается за место «под солнцем»

От торговли на улице до собственной сети киосков и павильонов

Спешу. Осталось 10 минут до начала встречи. Вспоминаю, что забыла захватить с собой ручку. Вижу у остановки своего спасителя - киоск с прессой.

Стучусь в окошко, покупаю ручку, заодно и свежую газету. Покупка занимает меньше минуты. По дороге начинаю размышлять, как часто киоски «спасали» меня в разных ситуациях: то трудовую книжку нужно купить, то чехол под удостоверение, что и говорить о моей любви к разным видам печати.

И вот словно судьба. Заявку для участия в конкурсе «Серебряная стрела» подало руководство ООО «Вета-Пресс».

Наш разговор с очаровательной Натальей Елановой, исполнительным директором компании «Вета-Пресс», начался с воспоминаний.

- Мы открылись в 1996 году, тогда назывались торговый дом «Вета». Бизнес основал мой супруг  Виктор Еланов. С 1998 года управление операционной деятельностью компании перешло ко мне, - пояснила Наталья Александровна.

В то время люди испытывали некий информационный голод. На город поступало мало изданий. И в то же время по стране запускалось много издательских проектов. Людям было интересно все: начиная от сканвордов, заканчивая глянцевыми изданиями. Немного «подвинув» монополистов на этом рынке, компания «Вета» прочно заняла свое место.

И в поселке нужна пресса

Вначале работа строилась на оптовых продажах. Проводились переговоры с местными и  московскими издательствами. Чтобы заказать партию, приходилось идти на почту и отправлять список заказа по факсу. С развитием Интернета предпринимателям стало проще. Они находили поставщиков через сеть. И стали заключать договоры с издателями и дистрибьюторами.

Это направление только росло. На сегодня в компании существует отдел по работе с клиентами из районов республики.

- Из постоянных клиентов более 20 предпринимателей из разных районов: Баргузинского, Тункинского, Кяхтинского, Кабанского, Заиграевского, Джидинского и других, а также есть клиент из Монголии- отмечает Наталья Еланова.

Многие предприниматели из районов, как правило, приезжают за периодикой сами. Им так удобнее, потому что магазины в поселках в основном торгуют разными видами товаров. Они приезжают сюда и за другими покупками. При этом поездку в город приурочивают к выходу местных изданий.

- Некоторые отдаленные районы, как Баргузин, Кяхта, Тунка, Бичура, отгружаем через перевозчиков, а также в любой другой район республики по желанию клиента. Своим клиентам компенсируем  стоимость доставки товара. Ведь для большинства небольших и удаленных поселков  получение печатной информации является  наиболее доступным способом получения информации.

Торговали на улице

В 1998 году руководство компании стало устанавливать розничные уличные лотки для продажи прессы  в проходимых местах. В то время работало порядка 30 торговых точек.

- Стол раскладывался, продавцы приходили в офис, получали товар. Уходили на точки. Работали весь день. Потом сдавали выручку. Все было в «ручном режиме». Позднее купили автомобиль и стали доставлять прессу  по торговым точкам, - рассказывает директор.

Торговля тогда была хаотичной, на улице и на рынках. Несмотря на это, компания имела все необходимые разрешительные документы на уличную торговлю.

– Мы понимали, что таким форматом долго нельзя существовать. И поэтому в 2000 году поставили три первых современных киоска, - отмечает Наталья Еланова.

С этого момента и по 2008 год ООО «Вета-Пресс» ставило 2 - 3 киоска в год. Продавали не только прессу, но и широкий ассортимент сопутствующих товаров. Тем самым привлекательность торговых точек увеличилась. Объем продаж вырос. Соответственно, и новые возможности.  Позднее, стали заменять, где это было возможно, киоски на торговые павильоны, с большей площадью.

Пик продаж

С 2001 года Наталья Александровна начала активно посещать отраслевые семинары для предпринимателей. На них съезжались издатели и распространители со всей России. Все делились своим опытом. И именно там она услышала о выгодах альтернативной подписки. Руководство компании сразу внедрило нововведение и не прогадало.

- Мы отличаемся от своих конкурентов тем, что подписной период у нас короче. Действует небольшая предоплата и хорошая скидка от розничной цены. Клиент может получить издание в любом удобном ему киоске, - отмечает бизнес-леди.

Толчок этому направлению дал массовый выпуск коллекционных изданий.

- Помните, вместе с журналом шли части модели кораблей, самолетов, украшений и т.д. Тогда проходила масштабная реклама коллекционных изданий на всех телеканалах. И народ шел в киоски за ними. Мы предлагали людям подписку, и они соглашались, так как все боялись пропустить хоть одну деталь, - рассказывает  Наталья Еланова.

Хотим сберечь

Несколько лет назад ООО «Вета-Пресс» разработало проект по замене старых киосков на павильоны. Однако администрация Улан-Удэ дала отказ. Потом случился кризис, и сейчас компания осталась без накоплений и новых павильонов.

Есть у предпринимателей и другая головная боль.

- Почему-то в Управлении по потребительскому рынку и предпринимательству считают, что ставить киоски рядом с супермаркетами нецелесообразно. А, наоборот, пожалуйста. Мэрия слова против не скажет, - не понимает логики директор компании.

К тому же бизнес-леди признает о существовании опасности сноса киосков. -- Наши власти, к сожалению, не признают высокую социальную значимость печатных СМИ и системы розничного распространения прессы.  Несмотря на своевременную оплату аренды земельного участка, муниципалитет не продлевает договора аренды земельных участков. 

Печатные издания выполняют социально значимую и культурную функцию, прежде всего, за счет максимально полного и компетентного информирования граждан обо всех наиболее значимых событиях и явлениях, происходящих в обществе. С помощью печатных СМИ государство формирует представления граждан об общественных процессах, побуждает к политическим и социальным действиям, осуществляет приобщение населения к общественно-политическим ценностям, нормам и образцам поведения.

Для многих граждан печатные СМИ являются авторитетным источником новостной, аналитической и развлекательной информации. Среди источников, из которых россияне предпочитают узнавать информацию, пресса является вторым каналом информирования после телевидения.

Кроме того, печатные СМИ являются одним из важнейших средств сохранения и развития государственного языка.

 - Представьте себе, ассортимент печатных изданий, распространяемых через киоски и павильоны, составляет 400 - 700 изданий. Если сравнить с прилавками в супермаркетах, то этот перечень ограничен товарной матрицей и составляет  порядка 100 -130 изданий, - делает сравнение директор розничной сети и добавляет: – Если убрать киоски, пострадают многие издательства. На сегодня розничные киоски – основной канал продаж прессы. Через них продается более 60% тиражей. И супермаркеты не смогут полностью заменить киоски.

Но все же борьба с кризисом заставила предпринимателей закрыть несколько торговых точек. Затраты превосходили доход. К примеру, только в зимнее время для отопления и освещения всей сети киосков требуется от 100 тыс. рублей в месяц.

- Мы оборудовали все киоски энергосберегающими теплыми полами.  Это значительно сократило наши расходы, - объясняет директор и, сделав паузу, говорит: - Мы вынуждены сокращать издержки и удерживать предприятие на плаву. Ведь иногда важно не только увеличивать и наращивать, но и сокращать. Для того чтобы сохранить то, что сейчас есть.

Необыкновенные женщины

Нужно иметь в виду, что в компании работают в основном женщины предпенсионного  возраста. Проще говоря, незащищенная категория населения, которой сложно где-либо устроиться.

Наталья Еланова отмечает, что их продавцы – люди ответственные. Есть продавцы, которые работают в «Вета-Прессе» более 10 лет.

Для своих сотрудников руководство компании постоянно организует мероприятия на праздники.

- Наши продавцы необыкновенные. Они работают дистанционно и несколько оторваны от коллектива. Мы понимаем, насколько тяжело одному сидеть в киоске и общаться исключительно с покупателями. Поэтому стараемся чаще проводить различные мероприятия. Даже после собраний сотрудницы выходят с улыбкой и воодушевленными, - отмечает Наталья Еланова.

О планах и о добре

Бизнес-леди занимается и социальной деятельностью. К примеру, определенный процент нереализованных изданий раздается обществам инвалидов, различным общественным организациям, библиотекам.

– Если к нам обращаются, мы никогда не отказываем. Поддерживаем организации, которые помогают одиноким людям. А также помогаем собрать в школу  малообеспеченных детей, - говорит директор.

В планах развить нишу оптовых продаж сопутствующих товаров, в частности канцелярских товаров.

- Мы провели переговоры с рядом  крупных поставщиков. И, надеюсь, к школьному сезону начнем активно работать. Мы никогда не стояли на месте, вкладывали все силы в развитие. И сейчас, уверена, дела пойдут в гору, - улыбнулась предпринимательница.

Миссия компании: «Обеспечение беспрепятственного доступа к средствам массовой информации, а также предоставление других торговых и посреднических услуг»

Девиз: «Начни день с прессы!»          

Собственная розничная сеть киосков и павильонов, оптово-розничный центр. Сотрудничество с 4 торговыми сетями города Улан-Удэ и более чем с 20 предпринимателями из районов Бурятии и Монголии. Сотрудничество с издателями из Иркутска, Новосибирска, Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Ижевска и других городов. Альтернативная подписка на газеты и журналы.

Расходы на строительство одного киоска: минимум 300 - 500 тыс. рублей

Ассортимент печатных СМИ достигает 1 000 изданий, более 1200 наименований сопутствующих товаров.

Основной покупатель: люди старше 30 лет.

На сегодняшний момент прибыль на уровне рентабельности.

Хочешь стать участником конкурса для предпринимателей Бурятии «Серебряная стрела»? Подай заявку прямо сейчас!

Все справки по телефону 8 (3012) 21-23-16, руководитель бизнес-премии Анастасия.

Автор: Анастасия Аюшеева

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях