Общество
2818

17 радостей семьи Поповых

Почти все дети из сотни жителей станции Кедровая Кабанского района носят одну фамилию — Поповы

Почти все дети из сотни жителей станции Кедровая Кабанского района носят одну фамилию — Поповы



Они не однофамильцы. Валентина и Николай Поповы родили и воспитали 17 детей. Среди них нет близнецов. Старшему сыну Роману исполнился 31 год, самой младшей дочурке — пять лет.
За обед большая семья съедает 10-литровую кастрюлю супа и пять булок хлеба.

Многодетная мама работала грузчиком
Приезжий паренек сразу понравился 17-летней Валентинке. Безусые ровесники, ухаживающие за привлекательной черноглазой девушкой, не были такими взрослыми и серьезными. А 24-летний Николай оказался в деревне в Тункинском районе по воле судьбы совершенно случайно. Бригада монтажников из Читинской области, с которой он приехал, тянула высоковольтную линию электропередач. Закончив работу, ремонтники уехали, а их молодой коллега остался у невесты.
Сначала молодожены жили у Валиных родителей, но, когда появился первенец, решили отделиться. Николай с его профессией электромеханика без труда нашел работу на железной дороге. Так они попали на станцию Кедровая.
— Я мечтала, что у меня будет замечательная семья: любимый муж, трое красивых ребятишек и добротный, уютный дом, — смеется 49-летняя Валентина Анатольевна. — Так и получилось, только с количеством детей ошибка вышла.
Шустрая, по-деревенски крепкая Валя не чуралась любого дела. Тем более что выбора особого не было. Родив очередного малыша, через месяц выходила на работу грузчиком. Позже устроилась банщицей. Общий рабочий стаж у нее 14 лет. Копейка в доме не помешает. Семья ведь увеличивалась с каждым годом.
— Родила троих погодок: Рому, Алешу и Наташу, подумала: «Справляюсь же, почему бы еще не родить». Появились Вова, Катюша, Антон и Артем, — вспоминает Валентина Анатольевна. — Без бабушек и дедушек воспитывала. Муж целый день на работе. Да и потом, чтоб сделать аборт, надо ехать в район, а на кого же я свою мелюзгу оставила бы.
Алексею сейчас 29 лет, Наталье — 28, Володе — 26, Кате — 25, Антону — 23 и Артему — 22 года. Четверо старших имеют свои семьи, у каждого по одному ребенку. Мамин опыт никто из них повторить не решается.

«На нас смотрят, как на динозавров»
Школьников в семье Поповых шестеро. Совсем недавно окончили школу и сейчас учатся в училищах 18-летняя Таня, 17-летний Толя. В прошлом году после окончания девяти классов уехал из дома Миша. В Улан-Удэнском колледже осваивает профессию железнодорожника.
В Танхойской школе-интернате на девятиклассницу Полину, семиклассницу Настю, пятиклассника Пашу, третьеклассника Ивана и первоклашек Илью и Игоря не могут нарадоваться и учителя, и воспитатели.
— Почти все дети Поповых у нас жили и учились, — рассказывает Николай Воскобойников, директор школы-интерната. — Не помню ни одного случая, чтобы кто-то из них приехал после выходных или каникул неопрятным. Всегда аккуратные, чистенькие. Из некоторых семей, где всего-то по одному-два ребенка, доставляют таких, что приходится их нам здесь отмывать. И одеты Поповы добротно, не хуже других.
Преподаватели, как один, отмечают, что дети дружны между собой. Очень самостоятельные и спокойные. Старшие следят за своими младшими братишками и сестренками. Звезд с неба не хватают, но в учебе идут ровно, и профессии в будущем выбирают всегда востребованные: механика, автослесаря, электрика, кондитера, продавца.
— Я всегда с удовольствием за ними наблюдаю, — рассказывает Екатерина Беч, учительница первоклассников Илюши и Игорька. — Любо-знательные, смекалистые. Илья на год постарше (страдает астмой, поэтому пошел учиться на год позже), опекает братишку. Я даже не успеваю заметить, как на уроке он подбегает к Игорю, чтобы ручку ему заменить, если та перестала писать. Если возле братьев кружок детей собрался, я спокойна: не будет никаких ссор или тем более драк.
Игорек пошел в школу уже умеющим читать. Никто из семьи и не заметил, когда он освоил буквы. Обнаружилось только тогда, когда увидели, как он старательно шевелит губами с газетой в руках.
Мальчики в семье Поповых умеют выполнять всю домашнюю работу. Может, потому, что их одиннадцать, тогда как девочек — шесть.
К удивленным восклицаниям посторонних, узнавших, сколько детей у Поповых, они привыкли. «Услышат про нас и смотрят, как на динозавров», — говорит общительная и улыбчивая семиклассница Настя. Она же сообщила о том, что у них очень добрая мама и строгий папа, который может за проделки шлепнуть по мягкому месту.

Мать-героиня
Когда Валентину начинают жалеть или попрекать, она резко отвечает: «Дети не беда, а радость. Мы ни у кого никогда ничего не просили. Дадут — спасибо скажем».
Идеальная чистота в восьмикомнатной квартире, дивные украшения из корней деревьев, оригинальные вязаные накидки на мягких креслах — к этому приложены руки ее детей. Сама же она встает в половине шестого утра, чтобы сварить на утро огромную кастрюлю каши для малышей, окорочка с вермишелью с подливом — мужчинам, которым предстоит рабочий день, 10 литров борща на обед и четыре противня пирожков, чтоб было с чем чай попить. За новогодние каникулы на стряпню ушел мешок муки. Иногда все это делается после бессонных ночей возле кровати больного ребенка. А потом Валентина проводит долгим любящим взглядом в окно своих детей, которые по тропинке отправились в школу. «Надо же, идут гуськом, каждый за тем, кто родился на год или два раньше, — отмечает мать. — И за стол так садятся. Даже фотографироваться строятся также».
Она может часами говорить о своих детях. Они разные, у каждого свои увлечения: кто-то в шахматах преуспевает, кого-то от машины не отгонишь, третьи рыбалкой бредят.
Еще в прошлом году они жили в трехкомнатном доме. Чтобы всю избу не заставлять кроватями, больше 20 лет спали на полу. Каждое утро матрацы с постельными принадлежностями убирали в укромное место. Уставали от духоты, а зола с двух печей летала по дому.
В прошлом году предприятие железной дороги выстроило для большой семьи огромный дом на 220 квадратов, похожий на уютную просторную гостиницу. Дом считается ведомственным. Чтобы выкупить его, надо не менее 5 млн. рублей. Вот только печь построить не догадались. И теперь только за свет Николай Григорьевич вынужден платить в месяц по 2 тысячи рублей.
Семья живет на зарплату отца в 16 тысяч. Детские пособия составляют 840 рублей ежемесячно. Хозяйство небольшое — корова, теленок да с десяток кроликов. На одежду дети зарабатывают летом: продают по 200 литров ягод. Деньги отдают маме на хранение, а суммы своих накоплений заносят в тетрадку. Перед школой отправляются на вещевой рынок и дружно одеваются... по своему вкусу и по совету старших сестер. Валентина Анатольевна с ягодных денег не берет ничего, иначе стимула не будет, считает она.
Ежегодно ко Дню матери предприятие железной дороги выделяет многодетной семье 20 тыс. рублей. На эти средства покупается какая-нибудь крупная вещь: телевизор, мебель...
А недавно ребятишки стали просить компьютер. Валентина, всю жизнь боявшаяся, как бы у детей не появился комплекс неполноценности, стала обрабатывать мужа совершить дорогую покупку. Собрав справки, Николай Григорьевич отправился в банк. Кредит ему не дали, сказали, иждивенцев слишком много.

Улан-Удэ — ст. Кедровая.

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях