Общество
2754

Наши головоломки проигрывают Китаю



Бурятия может лишиться единственного производителя развивающих игр

Игрушки и головоломки, придуманные Михаилом Батуевым, покупают в тринадцати городах России, но в родной республике он не может найти поддержки

Его бизнес существует уже восемь лет, но изобретения Батуева мало известны покупателям Бурятии. У Михаила Аюшеевича множество других идей, внедрение которых не требует больших вложений, но 52-летний мужчина уже устал стучаться в кабинеты многочисленных чиновников. Обращения за помощью в банки, бизнес-инкубаторы и фонды по поддержке предпринимателей также ничего не дали - ему никто не может помочь.

Даже если не найдется инвестор, благодаря которому можно поставить бизнес на поток, Михаил Батуев согласен продать пресс-формы для производства игрушек, только чтобы его головоломки продолжали свою жизнь.

Детали для пирамидок и конструкторов предприниматель изготавливает из пластмассы. За одну минуту можно сделать три игрушки. Себестоимость одной - три рубля. Михаил Батуев производит пять видов игрушек - известная , а также сцепленные , , и . Все составляющие ярких цветов, изобретатель использует зарубежные красители, которые, в отличие от российских, по мнению мужчины, дают более сочные оттенки. Есть у Батуева и разработки проволочных головоломок, но на их производство нет денег.

Задумка производить развивающие игрушки пришла Батуеву еще в 1987 году после просмотра известной молодежной программы . В ней показывали сюжет о чемпионе мира по игре в йо-йо. Михаил Аюшеевич узнал, что появился очень давно и что забавляются с ним тысячи людей по всему миру. Три американских президента Кеннеди, Джонсон и Никсон, не стесняясь, публично резались в йо-йо, а в 1992 году ее завез в космос астронавт Джерри Хофман.

Однако тогда заняться производством игрушек Батуеву не удалось.

Как и многим, в те смутные времена ему пришлось сменить несколько специальностей. Мужчина был дилером по продаже дизельных электростанций, работал брокером на Азиатской бирже.

- Не всем же быть богатыми. Зубы нужно иметь, - рассказывает Батуев. - Хоть жив остался, и то ладно.

До он пятнадцать лет проработал сначала мастером, а потом конструктором на . И туда же вернулся в конце 90-х, создав кооператив , который из отходов производил съемники для монтажа подшипников и сальников и переливающиеся нагрудные значки.

- Потом мне стали отходы продавать по ценам хорошего металла, - говорит Михаил Аюшеевич. - Все равно эти обрезки они выкидывали. Да и не это причина была - налогами нас задавили.

Работу, однако, прекращать не стал и поменял форму собственности - так появилась научно-производственная компания с таким же названием, как и прежде. В 1997 году он сделал свою первую игрушку йо-йо.

- Надо было диаметр оси, вес рассчитать, чтобы игрушка , - рассказывает Михаил Батуев.

Первый металлический образец йо-йо он хранит до сих пор, она для него как талисман. На его родном предприятии имелось все необходимое для производства головоломок: термопласт-автомат и квалифицированные кадры.

- У нас в Улан-Удэ около 30 таких автоматов простаивают, сгнивают, - рассказывает изобретатель. - Я просил продать мне один в рассрочку, не дали.

Продукцию Батуев распространял сам. Тогда же он и создал целую сеть - в киосках в 13-ти городах продавали головоломки из Улан-Удэ. Красочные можно было купить во Владивостоке, Екатеринбурге, Казани, Кемерове, Красноярске, Новосибирске и Москве.

- В таких крупных городах, как Свердловск и Хабаровск, по 200-300 киосков было, - рассказывает он.

Наняв частника (денег на собственную машину у него не было), он привозил пакеты с игрушками в почтово-багажное отделение железнодорожного вокзала. Возникали проблемы и с налоговой инспекцией, зачастую ему задерживали оплату товара, но дело шло. В таком относительно благополучном состоянии проработал пять лет. Экспансия китайских игрушек практически вытеснила его с рынка. Сначала отказались хабаровчане. Почтовики Екатеринбурга решили сами ездить в Китай за товаром.

- Зайдешь в магазин игрушек, а там пахнет, как на утилизационной фабрике, - говорит Михаил Батуев. - У нас при производстве пластмасса нагревается, кипит, но и то запаха такого нет.

Теперь головоломки изобретатель не производит, распродает старые запасы. В общежитии, в его комнатке, которую он получил, еще работая на , хранится двадцать коробок с , и другими игрушками. Покупатели находятся благодаря сайту http://www.puzzl.boxmail.biz/, который создала его старшая дочь Екатерина. Заявки на небольшие партии - по 20-30 штук - приходят два-три раза в месяц. Пишут из Украины, Волгограда, Краснодара. Младшая дочь Софья выполняет роль секретаря - отвечает на звонки, письма и высылает головоломки по почте.

- Просто у меня была, да и сейчас есть, детская мечта: обрести такую игрушку (йо-йо), - пишет Батуеву Андрей Анисцын из Москвы. - Как бы это ни звучало смешно, на свой день рождения я решил сделать себе маленький подарок. Как оказалось, в Москве есть только китайские подобия этой игрушки, а ближайшие места, где ее можно заказать, были у вас и в Америке.

В Бурятии изготавливают куклы, фигурки из дерева и бронзы, но это лишь сувениры. Никто, кроме Батуева, не придумывает и не производит развивающие игры, сообщили в центре поддержки предприятий . Здесь считают, что производство игрушек как бизнес имеет много повышенных рисков, в первую очередь, из-за китайских конкурентов.

Засилье продукции из Поднебесной объясняют тем, что они развиваются быстрее российских производителей и чаще предлагают доступную продукцию по низкой цене.

- Если посмотреть, то все мировые брэнды игрушек делаются в Китае. Китайские игрушки представлены в лучших магазинах мира, - рассказывает Данил Дондупов, гендиректор . - Если мы хотим, чтобы хорошие брэнды делали и в России тоже, нам надо активно совершенствоваться.

Еще один нюанс - в последнее время компьютер для многих детей заменяет активные игры на воздухе, чтение книг и такое полезное занятие, как сбор головоломок.

- У такого специализированного продукта, как развивающие игры, есть еще один грозный соперник - электронные игры, - говорит Данил Дондупов. - Поэтому для успешной деятельности нужно строже подходить к своей маркетинговой политике и производить по-настоящему уникальный продукт.

Михаил Батуев вот уже несколько месяцев пытается наладить сотрудничество с московскими фирмами и найти оптовых покупателей на его товар. Первый опыт закончился неудачно. Его попросили прислать экономические выкладки по проволочным игрушкам. Через некоторое время он узнал, что недобросовестные предприниматели уже воплотили его идею в жизнь и в Пушкино продают его игрушки.

В то же время в Монголии есть музей, где собраны 400 головоломок. Михаил Аюшеевич считает, что Бурятия и наши соседи могли бы создать совместно игрушку, которая стала бы известна многим, и он даже придумал ей название .

У изобретателя много и других задумок. Он придумал светящуюся в темноте краску, которой можно, например, опылять цветы.

- Представляете, идет вечером по Арбату девушка, а в руках у нее букет роз светится, - говорит Батуев.

Еще одно изобретение - дверь для теплиц. Она работает таким образом, что, если в строении стало очень жарко, дверь сама открывается и рассада не . Денег на производство у Батуева нет, как и нет желания обивать пороги кабинетов чиновников, ратующих за поддержку малого бизнеса.



Что такое йо-йо

Игрушка йо-йо (в переводе ) раньше использовалась как орудие охоты. Отшлифованный камушек на длинном кожаном ремешке абориген запускал так, что оружие обвивало шею животного и арканило его. При промахе кругляш, как на пружинке, возвращался в руки охотника. Йо-йо особенно распространена на Филиппинах. Там эта игра является национальным видом спорта.

В Древней Греции было похожее соревнование и называлось оно . В Национальном музее Афин хранится несколько ваз I тысячелетия до нашей эры с изображением подобной игры. В Британском музее есть картина 1791 года, на которой художник запечатлел короля Георга IV и принца Уэльского, играющих в йо-йо, который тогда назывался . Французы называли эту игру . В одном из исторических свидетельств времен Великой Французской революции упоминается, как группа представителей аристократии играла в , когда их везли на гильотину. Йо-йо развлекались Наполеон и Дюк Веллингтон. А в США бум на пришелся на 20-е годы нынешнего столетия. В 1932-м состоялись первые мировые соревнования по йо-йо.

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях